Главные вкладки

    Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

     

     

     Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых и слабовидящих  и авторской программы по курсу «Мир вокруг нас» автор Плешаков.А.А.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 3 классе составит 68 часов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oom.doc195.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых и слабовидящих  и авторской программы по курсу «Мир вокруг нас» автор Плешаков.А.А.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 3 классе составит 68 часов.

    Изучение данного предмета строится и имеет связь с личным опытом ребенка, что способствует более высокому уровню усвоения материала детьми: все понимают учебные задачи и стремятся выполнить их; 72 %  могут сформулировать выводы из изученного материала; все дети приводят свои примеры  по заданиям;  умеют работать в парах; могут классифицировать растения и животных.

    Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

          Изучение курса природоведения в начальной школе имеет большое значение, так как оно закладывает основы формирования у слабовидящих детей научно-материалистического понимания явлений окружающего мира, позволяет развить у учащихся гуманные чувства, интерес, любовь и бережное отношение к природе, понимание прекрасного, патриотизм и что особенно важно для данной категории учащихся, в определённой степени скоррегировать специфические особенности познавательной деятельности, определяемые имеющимися у детей нарушениями зрения.

    Основные задачи начального этапа обучения природоведению в школах для слабовидящих детей:

    - дать детям конкретные элементарные знания о предметах и явлениях живой и неживой природы, раскрыть взаимосвязи между ними в форме, доступной пониманию младших школьников;

    - воспитать у детей любовь к родной природе, стремление к охране и бережному использованию её богатств;

    - познакомить с трудовой деятельностью человека, направленной на разумное использование и приумножение природных ресурсов;

    - сообщить сведения об организме человека и охране его здоровья;

    - способствовать у младших школьников навыков личной гигиены;

    - вооружить учащихся умениями и навыками для проведения наблюдений в природе;

    - обеспечить слабовидящим детям получение полного объёма учебной информации, используя специальные приёмы и средства обучения наряду со средствами и методами, имеющими применение при обучении нормально видящих учащихся.

    Преподавание природоведения в школах для слабовидящих детей имеет некоторые специфические особенности. Овладение знаниями по предмету связано с непосредственными наблюдениями, базирующимся на неполноценном зрительном восприятии, которое у слабовидящих школьников страдает несовершенством в связи с различными формами нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на процессе восприятия, отличающемся у данной категории учащихся замедленностью и фрагментарностью обозреваемых объектов.

    Сочетание различных методов, приёмов и средств обучения природоведению слабовидящих детей приобретает исключительно важное значение. Оно позволяет восполнить недостатки восприятия учебного материала, выработать правильные обобщённые представления и сформировать приёмы ориентации на рабочем месте ученика при проведении практических работ, экскурсий и при ориентировании на местности.

    В III классе первоначальные понятия о природе расширяются. В курсе рассмотрены связи между живой и неживой природой, между компонентами живой природы (растениями и животными, между различными животными и др.), то есть даётся покомпонентное изучение материала:

    Вода                               человек

    Вода                                растения

    Воздух                             человек

    Растения                          человек               (двусторонняя связь)

    Главное в курсе природоведения III класса – показать связи между человеком и природой. Показать многообразную роль природы в жизни человека.

    Человек – «локомотив» всех изменении. Протекают все эти процессы потому, что влияние вызывающих их факторов передаётся по цепочке существующих в природе связей.

    Весь курс III класса учит жить в гармонии с окружающей средой. Одновременно раскрывается противоречие между обществом и природой, пути его разрешения.

    Речь идёт о реальных экологических проблемах, встающих перед человечеством. Работа по дано программе способствует воспитанию гуманной, творческой личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.

              В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

    Учебный комплект для учащихся: А. А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас. 3 класс» (1 – 2 части). – М.: Просвещение, 2006 г.; А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2008г;

    А.А.Плешаков. Проверь себя: тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы. В 2 ч. – М.; Вита-Пресс, 2008г.

     Наличие методических разработок для учителя:

    Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс»; А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;  

    А.А. Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель для уч. нач. кл. – М.: Просвещение, 2006 г.

    Тематическое – планирование по ознакомлению с окружающим миром 3 класс

    Раздел

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Требования к уровню

    подготовки

    Вид

    контроля

    дата

    примечания

    план

    факт

    1

    Как устроен мир.

    Природа

    1

    Знать - название нашей планеты.                                                                              родной страны и ее столицы; региона, родного города;                                         государственную  символику России.

    текущий

    7.09

    2

    Человек.

    1

    Находить сходство человека и живых существ и отличия                                 его от животных

    д/з

    9.09

    3

    Общество.

    1

    Определять место человека в мире; характеризовать семью,                      народ, государство как части общества.

    текущий

    14.09

    4

    Мир глазами эколога.

    1

    Понимать основные экологические проблемы природы и                   современного общества.

    текущий

    16.09

    5

    Природа в опасности!

    1

    Понимать основные правила поведения в окружающей среде                         (на дорогах, в водоемах, в школе).

    текущий

    21.09

    6

    Эта удивительная природа.

    Тела, вещества, частицы.

    1

    Характеризовать понятия  «тела», «вещества», «частицы».

    текущий

    23.09

    7

    Разнообразие веществ.

    1

    Понимать свойства поваренной соли, сахара, крахмала,                  кислоты.

    д/з

    28.09

    8

    Воздух и его охрана.

    1

    Знать основные свойства воздуха

    текущий

    30.09

    9

    Вода.

    1

    Знать - основные свойства воды; общие условия,                               необходимые для жизни живых организмов.                                                                                                                     Уметь использовать приобретенные знания и умения                                          в практической деятельности для обогащения                                          жизненного опыта, решения практических задач                                               с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

    текущий

    5.10

    10

    Превращение и круговорот воды.

    1

    текущий

    7.10

    11

    Берегите воду!

    1

    текущий

    12.10

    12

    Как разрушаются камни.                                                                                                              

    1

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные                                           знания и умения в повседневной жизни для установления  связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

    д/з

    14.10

    13

    Что такое почва.

    1

    Обсуждать  вопрос о взаимосвязи живого и                                                      неживого в почве.

    текущий

    19.10

    14

    Что такое почва.

    1

    Обсуждать  вопрос о взаимосвязи живого и                                                       неживого в почве.

    текущий

    21.10

    15

    Разнообразие растений.

    1

    Учащиеся должны уметь приводить примеры                                 представителей разных групп растений и животных;                          раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

    текущий

    26.10

    16

    Солнце, растения и мы с вами.

    1

    текущий

    28.10

    17

    Размножение и развитие растений.

    1

    Учащиеся должны уметь использовать знания и                                                умения для ухода за растениями; определять                                                 признаки различных объектов природы                                                                     (цвет, форму, сравнительные размеры)

    д/з

    2.11

    18

    Размножение и развитие растений.

    1

    текущий

    11.11

    19

    Эта удивительная природа.

    Охрана растений

    1

    Характеризовать факторы отрицательного воздействия                                    человека на мир растений.

    текущий

    16.11

    20

    Разнообразие животных.

    1

    Актуализировать знания о животном мире.

    текущий

    18.11

    21

    Кто что ест.

    1

    Характеризовать животных по типу питания.

    текущий

    23.11

    22

    Невидимая сеть и невидимая пирамида.

    1

    Анализировать схемы цепей питания.

    текущий

    25.11

    23

    Размножение и развитие животных.

    1

    Характеризовать животных по способу размножения.

    текущий

    30.11

    24

    Размножение и развитие животных.

    1

    Характеризовать животных по способу размножения.

    текущий

    2.12

    25

    Охрана животных.

    1

    Характеризовать факторы отрицательного воздействия                                               человека на животный мир.

    текущий

    7.12

    26

    В царстве грибов.

    1

    Характеризовать строение шляпочных грибов.

    текущий

    9.12

    27

    В царстве грибов.

    1

    Характеризовать строение шляпочных грибов.

    текущий

    14.12

    28

    Великий круговорот жизни.

    1

    Понимать опасность исчезновения хотя бы одного                                              из звеньев цепи круговорота.

    текущий

    16.12

    29

    Мы и наше здоровье

    Организм человека.

    1

    Характеризовать системы органов человека.

    текущий

    21.12

    30

    Как мы воспринимаем окружающий мир.

    1

    Распознавать предметы по запаху, на ощупь.

    текущий

    23.12

    31

    Как мы воспринимаем окружающий мир.

    1

    Распознавать предметы по запаху, на ощупь.

    текущий

    11.01

    32

    Надёжная защита организма.

    1

    Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей.

    текущий

    13.01

    33

    Опора тела и движение.

    1

    Характеризовать роль скелета и мышц                                                                    в жизнедеятельности организма.

    текущий

    18.01

    34

    Наше питание.

    1

    Характеризовать изменения, происходящие                                                       с пищей в процессе переваривания.

    текущий

    20.01

    35

    О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются   из организма вредные вещества.

    1

    Характеризовать строение дыхательной системы и                                                    её роль в организме человека.

    текущий

    25.01

    36

    Это зависит от тебя.

    1

    Понимать инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

    текущий

    27.01

    37

    Здоровый образ жизни.

    1

    Различать факторы, укрепляющие здоровье.                                                                  И факторы, негативно на него влияющие.

    текущий

    1.02

    38

    Наша безопасность.

    Огонь, вода и газ.

    1

    Характеризовать действия при пожаре, аварии                                                 водопровода и утечке газа.

    текущий

    3.02

    39

    Чтобы путь был счастливым.

    1

    Понимать правила безопасного поведения.

    текущий

    8.02

    40

    Дорожные знаки.

    1

    Знать разные типы дорожных знаков.

    текущий

    10.02

    41

    Опасные места.

    1

    Знать правила поведения в потенциально                                                             опасных местах.

    текущий

    15.02

    42

    О молниях, змеях, собаках и прочем.

    1

    текущий

    17.02

    43

    Экологическая безопасность.

    1

    Понимать проблему экологической безопасности и                                          меры по охране окружающей среды.

    текущий

    22.02

    44

    Для чего нужна экономика.

    1

    Раскрывать понятие «экономика», «потребности»,                                                   «товары», «услуги».

    текущий

    24.02

    45

    Три «кита» экономики.

    1

    Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.

    текущий

    29.02

    46

    Три «кита» экономики.

    1

    Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

    текущий

    2.03

    47

    Полезные ископаемые.

    1

    Выявлять, при производстве, каких товаров                                         применяются изучаемые полезные ископаемые.

    текущий

    7.03

    48

    Растениеводство.

    1

    Различать и  классифицировать культурные растения.

    текущий

    9.03

    49

    Животноводство.

    1

    Классифицировать домашних сельскохозяйственных                                    животных.

    текущий

    14.03

    50

    Какая бывает промышленность.

    1

    Характеризовать отрасли промышленности по роли их                                                в производстве товаров.

    текущий

    16.03

    51

    Что такое деньги.

    1

    Раскрывать роль денег в экономике.

    текущий

    21.03

    52

    Государственный бюджет.

    1

    Характеризовать государственный бюджет,                                                                         его доходы и расходы.

    текущий

    4.04

    53

    Семейный бюджет.

    1

    Характеризовать семейный бюджет,                                                                      его доходы и расходы.

    текущий

    6.04

    54

    Экономика и экология.

    1

    Характеризовать вредное воздействие различны                                 отраслей  экономики на окружающую среду.

    текущий

    11.04

    55

    Золотое кольцо России

    1

    Прослеживать маршрут путешествия по карте

     в учебнике и настенной карте России.

    текущий

    13.04

    56

    Золотое кольцо России

    1

    текущий

    18.04

    57

    Наши ближайшие соседи.

    1

    Показывать на карте России границы                                                                    и пограничные  государства.

    текущий

    20.04

    58

    Наши ближайшие соседи.

    1

    текущий

    25.04

    59

    На севере Европы.

    1

    Соотносить государства и флаги.

    текущий

    27.04

    60

    На севере Европы.

    1

    текущий

    2.05

    61

    Что такое Бенилюкс?

    1

    Описывать достопримечательности                                                         Бенилюкса по фотографиям.     Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям.

    текущий

    4.05

    62

    В центре Европы.

    1

    текущий

    11.05

    63

    Путешествие по Франции и Великобритании.

    1

    Узнавать и описывать достопримечательности Франции                                         по фотографиям.

    текущий

    16.05

    64

    Путешествие по Франции и Великобритании.

    1

    текущий

    18.05

    65

    На юге Европы.

    1

    Узнавать и описывать достопримечательности                                           Греции и Италии по фотографиям.

    текущий

    23.05

    66

    По знаменитым местам мира.

    1

    Работать с картой.

    текущий

    25.05

    67

    Обобщающие уроки.

    1

    Выступать с подготовленными сообщениями.

    текущий

    30.05

    68

    Обобщающие уроки.

    1

    текущий

    Основные требования к  знаниям, умениям  и навыкам обучающихся.

    К концу 3 класса учащиеся должны знать:

    1. Что такое тела, вещества, частицы.
    2. Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
    3. Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы.  
    4. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.
    5. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.
    6. Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
    7. Некоторые взаимосвязи между природой  и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
    8. Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Различать наиболее распространенные в данной  местности растения, животных.
    2. Устно описывать объекты природы;
    3. Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
    4. Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
    5. Измерять температуру воздуха с помощью термометра;
    6. Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
    7. Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
    8. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
    9. Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

    Литература

    1. М.А.Козлова редактор – составитель Я иду на урок в начальную школу. 1-4 класс. М.: Первое сентября.
    2. О.Т.Подглазова Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир» - пособие для учителя, 3 класс. Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск,- 2003г.
    3. С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», - Волгоград, - 2003г.
    4. И.Г.Юдина Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы. Волгоград, - 2002г.
    5. Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс»;
    6. А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;  
    7. А.А. Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель для уч. нач. кл. – М.: Просвещение, 2006 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

    Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...

    Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

    Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....

    Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс

    Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....

    Рабочая программа и КТП по окружающему миру "Школа России", 1-4 классы

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторских программ....

    Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

    Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...