Урок окружающего мира "Экономика и экология"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Потапова Елена Николаевна

Урок окружающегомира , 3 класс (УМК "Школа России"). Урок изучения нового материала с применением ИКТ и приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir__ekonomika_i_ekologiya__3klass.rar21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Потапова Елена Николаевна


Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№1» г.Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО

Аннотация к уроку:

Урок изучения нового материала с применением ИКТ и приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ), направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС.  ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности  в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен  в формате PowerPoint, раздаточный материал  Word.

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 класс

Тема урока: «Экономика и экология»

        Цели урока:

     1. Образовательная:  показать отрицательное влияние отраслей экономики    Ямало-Ненецкого округа на экологию;

2.Развивающая: развитие универсальных учебных действий:

  1. познавательных УУД:

-формирование смыслового чтения (на основе приема ТРКМ «Чтение с пометками»);

-структурирование и осмысление информации (на основе приема ТРКМ «Фишбоун»);

-развитие рефлексивных процессов (на основе приемов ТРКМ: «Составление синквейна», «Незаконченные предложения»);

  1. коммуникативных УУД:

-формирование готовности к сотрудничеству и произвольному общению (работа в парах сменного состава , в группах );

  1.   регулятивных УУД:

- развитие готовности к самостоятельной учебной деятельности;

- формирование целеполагания как постановки учебной задачи;

3.Воспитывающая:

-воспитание  бережного отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов.

Учебно-методическое сопровождение: УМК «Школа России», А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс, 2 часть. М.: «Просвещение», 2010г.

Время реализации урока: 40 мин.

Авторский медиапродукт:

1.Конспект урока, текст Microsoft Word.

2.Презентация в Microsoft PowerPoint 2007

Необходимое оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, операционная среда – Windows XP, Microsoft PowerPoint 2007

 План проведения урока:

Этапы урока

Временная

реализация

1.

Вызов

5 мин

2.

Осмысление

30 мин:

Составление рассказа по опорным словам

1 мин

Структурирование имеющейся информации (прием «Фишбоун»)

2 мин

Смысловое чтение текстов (прием «Чтение с пометками»

7 мин

Работа в парах сменного состава

10 мин

Беседа по осмыслению прочитанного

2 мин

Физминутка

1мин

Работа в группах (экспертиза, составление пятистишия – синквейна)

5 мин

Структурирование полученной информации (прием «Фишбоун»)

2 мин

3.

Рефлексия

5мин

Слайд 1

Клик мышью

Титульный лист

Слайд 2

Клик мышью – 3 раза после выхода каждой иллюстрации

Отрасли экономики

Слайд 3

Клик мышью

Иллюстрация к сказке «О рыбаке и рыбке»

Слайд 4

Клик мышью

Иллюстрация к сказке «О нефтяной рыбке»

Слайд 5

Клик мышью – 2 раза после выхода каждой иллюстрации, по значку – звук моря.

Иллюстрация к составлению рассказа по опорным словам

Слайд 6

Клик мышью

Красная карта России

Слайд 7

Клик мышью

Иллюстрации к беседе              

по - прочитанному

Слайд 8

Клик мышью по значку – песня А. Карнилова «Пуровская земля»

Слайд 9

Клик мышью

Незаконченное предложение (вывод)

Слайд 10

Клик мышью

Спасение рыбки

Слайд 11

Клик мышью

Домашнее задание

Слайд12

Электронные ресурсы

Ход урока

Вызов:

-Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс


И для меня уже отрада вниманье ваших  умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

-Дорогие мои  друзья, я приглашаю вас  на урок окружающего мира,

ответьте на мои вопросы и определите тему урока:

- Как называется искусство ведения хозяйства? (Открывается карточка со словом: ЭКОНОМИКА)

- Как называется наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой? (Открывается карточка со словом ЭКОЛОГИЯ)  Учащиеся читают тему урока: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ.

-Между этими двумя понятиями ставлю знак         , обозначающий  ВЛИЯНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ. Попробуйте сформулировать основную задачу урока, опираясь на получившуюся  схему. (В треугольнике открывается  задача урока: рассмотреть влияние экономики на экологию.)

- Назовите отрасли хозяйства, без которых экономика не может существовать (Прием «фишбоун» на доске выстраивается левая часть схемы) СЛАЙД 2:

                 экономика                                                                                  экология

транспорт          грузовые и пассажирские

                           перевозки

строительство        рост жилья , промышленных

                                 предприятий и сооружений

промышленность              добыча полезных ископаемых

                                         электричество

                 выплавка металлов

- У экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая -…..Впрочем, послушайте сказку СЛАЙД 3:

Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою, ……СЛАЙД 4 (учащиеся добавляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами) и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели, в аквариум с чистой водой.

-Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной ее превращения из золотой в «нефтяную»? (Учащиеся высказывают свои предположения).

Осмысление

- Грустная сказка, но, к сожалению, и быль не радостнее. Предположите, что могло произойти в море? Составьте  рассказ по опорным словам (на доске написаны слова: МОРЕ, ТАНКЕР, АЙСБЕРГ, РАЗЛИВ НЕФТИ). СЛАЙД 5

Рассказ учащихся: Шел по морю нефтеналивной танкер. Вез он столько нефти, сколько могут перевести десять тысяч железнодорожных цистерн. Водный путь для перевозки грузов самый дешевый, но не самый безопасный. Беда случилась на рассвете. Корабль наскочил  на айсберг, и нефть широко разлилась по поверхности воды.

- Какими свойствами обладает нефть? (Показ образца нефти) (масленичная, темно-бурая жидкость, легче воды). Воздух  и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами. СЛАЙД 5

- Понятно, ли вам теперь: почему рыбка стала нефтяною? (учитель демонстрирует опыт: в стакан с чистой водой опускается игрушечная  рыбка, сверху наливается нефть) Если захочет старик помочь ей, то рыбка будет спасена, а если нет, то вот, что останется от рыбки (на доске оформляется вторая часть «фишбоуна»).

                                       

                                                         Влияние

                                                   экономики на

                                                       экологию

- Произошла экологическая катастрофа!  (На доске открывается понятие ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  КАТАСТРОФА. Ученик зачитывает определение из справочника)

-По чьей вине происходят экологические катастрофы? Люди губят природу, потом ее спасают, создавая Красную книгу. А знаете ли вы, что существуют Красные карты: на них изображают места подверженные экологическому риску. Такие красные места есть и на Ямале. (Показ Красной карты) СЛАЙД 6

-  А знаете ли вы откуда взяли эту нефть? Эта нефть добыта в нашем регионе. Красива и своеобразна природа Ямала. Здесь открыто сказочно богатые месторождения нефти и газа. Ямал называют «энергетическим сердцем России», «газовой житницей страны». Но, добывая «черное золото», без которой экономика невозможна, человек нанес этой земле глубокие раны. А какие, вы узнаете, познакомившись с текстом.

Прием «Чтение с пометками» (учащиеся читают тексты и делают пометки на полях – v – знаю, + - новое, ? – непонятное).

1группа учащихся работает с текстом Влияние строительства  на экологию Ямала. Коренные жители севера любят свой суровый край и очень бережно относятся к его богатствам: даже их традиционная обувь сделана с таким расчетом, чтобы не поранить почву и не уничтожить ягель – лучшую пищу оленей. А буровики и геологи, прибыв на Ямал, забыли о том, что они лишь гости на этой земле. Добывая нефть и газ, они привезли с собой и тяжелую строительную технику. Гусеницы машин уничтожают растительность и уродуют почву, оставляя на ее поверхности незаживающие раны. При строительстве дорог, трубопроводов и промышленных сооружений уничтожается лес, нарушаются пути миграции оленей, засыпаются ручьи – места нереста рыб. Если не изменить методы строительства, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу.(www.ruschudo.ru)

2 группа учащихся работает с текстом  Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала. Здесь на Ямале открыто сказочно богатые запасы природного газа и нефти. В эти края пришли геологи и буровики: тундре был нанесен неповторимый ущерб. Каждая буровая вышка, а их уже на Ямале сотни, полностью уничтожает и загрязняет растительность на несколько сотен гектаров. После окончания работ, оставшаяся площадка представляет собой страшное зрелище. Обломки металлических конструкций, бревна, мусор перемешаны и залиты ядовитым буровым раствором. Далеко в тундре видны факелы - на месте буровых скважин горит попутный газ. Он сжигает кислород. Птицы и звери остаются без привычных мест обитания и чаще всего погибают, а выжившие никогда уже не вернуться сюда. Если не изменить способы добычи «черного золота» и газа в нашем крае, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу. (Чижевский А.Е.  Детская энциклопедия. Экология. С.134 М., АСТ, 1997)

3 группа учащихся работает с текстом Развитие транспорта и влияние его на экологию Ямала. Добывая нефть и газ, буровики и геологи  привезли с собой и тяжелую строительную технику. Гусеницы машин уничтожают растительность и уродуют почву, оставляя на ее поверхности незаживающие раны. Тракторы и экскаваторы прокладывают дороги к буровым станциям, самосвалы подвозят строительный материал. Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. Газ и нефть транспортируют не только железной дорогой, но и по трубопроводу, который протянут как по земле, так и по дну водоемов. При утечки «черного золота» из нефтепровода, нефть бурым маслянистым пятном ложится на землю, погубив скудную растительность тундры, заливает жилища леменгов. Ягелю – основному корму оленей нужно более 100 лет, чтобы восстановиться. По дну Тазовской губы проложен газопровод. Движущийся по нему газ создает вибрацию и шум. Рыбы теперь не поднимаются вверх по течению: нарушена их сезонная миграция. (Из рассказов буровиков и строителей)

Работа в парах сменного состава. После самостоятельного чтения  учащимся предлагается поработать в парах сменного состава. Ребята рассказывают или зачитывают друг другу ту информацию, рядом с которой поставили «+». Важно, чтобы в пары объединялись ученики, изучившие информацию разных вариантов. Один и тот же ученик может проговорить свою информацию от 1 до 3 раз. Работа в парах заканчивается тогда, когда каждый ученик стал участником хотя бы одного взаимодействия.

Беседа по осмыслению текстов:

- О каких отраслях экономики ЯНАО вы прочитали?

- Какой вред экологии они приносят? (На столы перед учащимися выставляются таблички - бейджики: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ТРАНСПОРТ, СТРОИТЕЛЬСТВО).  Сейчас вы побываете в роли специалистов - экологов, изучите влияние экономики на экологию.

-Как понимаете смысл предложения: Мы забыли, что всего лишь гости этой земли. (Ведем себя как хозяева: развивая экономику, уничтожаем природу)

-По – другому относится к своему краю ненецкий народ? (Учащиеся рассказывают о  национальной обуви. У бурок нет подошвы. Поэтому, наступая на ягель, местные жители не причиняют вреда ягелю – главной пище оленей.)

Физминутка:  

 Мы по тундре гуляем, за природой наблюдаем: (Ходьба на месте.)

 Вверх на солнце поглядели, лучи солнца нас согрели.  (Голова и руки вверх.)

 Выше ноги поднимай, на ягель не наступай. (Подскоки с одной ноги на другую.)

- Какая информация  вам показалась новой? (Учащиеся зачитывают информацию из своих текстов с пометкой «)

- Что показалось вам непонятным, или вы пожелали узнать об этом побольше? (Учащиеся зачитывают информацию с пометкой «?»)

Вопросы к транспортникам. СЛАЙД 7

- Почему рыбы не поднимаются в верховья рек? Что нарушило их сезонную миграцию? (Шум и вибрация трубопровода) Какой вред экологии приносит транспорт? (Учащиеся из второй группы прикрепляют ко второму ребру рыбы слово ТРАНСПОРТ)

Вопросы к строителям. СЛАЙД 7

- Какой урон природе наносит  строительство дорог и промышленных сооружений? (Вырубка леса, засыпка ручейков, нарушение путей миграции оленей) (Учащиеся из первой группы прикрепляют к первому ребру рыбы слово СТРОИТЕЛЬСТВО).

Вопросы к промышленникам. СЛАЙД 8

- Почему, при перемещении буровых станций, оставшиеся площадки представляют собой ужасающее зрелище?

- Сделаем вывод: экономика имеет две стороны – одну положительную, все то, что она производит, другую  отрицательную – губит окружающую среду.

-Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,

если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни!

- Предложите пути выхода из сложившейся ситуации. Что нужно сделать, чтобы и экономику развивать, и экологию сохранить?

- Выберете  только то, что подходит вашей отрасли хозяйства. (Перед учащимися выкладываются карточки с надписями: Правильное размещение промышленных сооружений, посадка лесов,  установка очистительных сооружений,  прекращение выбросов промышленных отходов, экономное использование воды,  использование экологических  прогнозов, обучение высококвалифицированных специалистов, обеспечение техники безопасности на производстве, использование биотоплива, уборка строительных территорий).

Прием «Написание синквейна» (Во  время самостоятельной работы по одному представителю из групп, садятся за отдельный стол и пишут синквейн на тему Экологическая катастрофа)

Демонстрация результатов работы экспертов (оформление второй части «фишбоуна»), учащиеся располагают  выбранные карточки на ребрах рыбы)

Рефлексия:

 Представители четвертой группы читают синквейн:

Экологическая катастрофа-

Разрушающая, огромная,

Убивает,  затапливает, уничтожает.

Предотвратим катастрофу и защитим Землю!

Беда!

                    Строительство                        Учет экологических прогнозов,

                 

                      Промышленность                         посадка лесов

                                                                    Уборка территорий, фильтры                                                      

                            Транспорт                          Техника безопасности

                                                 

                                                                  Общество

                                                            должно сделать

                                                     экономику безопасной!

- Закончите предложение. СЛАЙД 9

Развивая экономику,  общество…(учащиеся делают вывод, учитель разворачивает хвост рыбы, на котором написано предложение: Общество должно сделать экономику безопасной!)

-Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу!

- Заинтересовала ли вас тема «Влияние экономики на экологию?»

- Знакомство с данной темой на этом не заканчивается, в 6 классе в курсе география  вы продолжите знакомство с экологическими катастрофами и  узнаете, что катастрофы бывают глобальные и локальные. А кто не желает ждать 6 класса, то можете пополнить свои знания самостоятельно.

- Из каких источников вы могли бы получить нужную информацию? (Интернет, энциклопедии и справочники, передачи по телевидению).  Учитель демонстрирует  книги и диски об экологии.

-  Мне очень не нравится, что старик,  поймавший рыбку медлит, еще минуту, и она погибнет или останется по – прежнему нефтяной. Я предлагаю вам поучаствовать в ее превращении. Расположите экологические знаки в виде чешуи, оживите рыбку.

  (Учитель убирает  «скелет рыбы» - «фишбоун», а  учащиеся прикрепляют на место ее тела желтые карточки  в виде чешуи  с надписью ЭКО (экологически чистый продукт).) СЛАЙД 10

- Старик тоже пожалел рыбку, накормил, очистил,  и выпустил в чистый водоем. (Самым активным участникам урока предлагается пересадить  рыбу в аквариум с чистой водой.)

Домашнее задание. СЛАЙД 11

-Урока время истекло,

Я вам ребята благодарна,

 Зато, что встретили легко

И поработали ударно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе «Экономика и экология»

Цели и задачи. Учитель:   - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;   - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала...

Природа и мы. Наука «экология» Урок окружающего мира, 1класс

Материал занкомит учащихся наукой "Экологией"...

Урок окружающего мира (4 класс) на тему "Проблемы экологии".

Данный материал может быть использован для подготовки к уроку на экологическую тематику в любом классе....

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Урок окружающего мира " Проблемы экологии"

Сформировать понятие об охране природы, о Красной книге, о заповедниках и заказниках;Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент...