Главные вкладки

    "Где живут белые медведи?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    .  Технология проблемно-диалогического урока (автор Е.Л.Мельникова)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пинчук Татьяна Ивановна,

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    МБОУ Коченёвской СОШ №2

    Коченёвского района Новосибирской области

    Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Школа России»

    Тема
    ГДЕ И КОГДА?

    Урок 42
    ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

    Цель урока: 
    Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
    Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
    Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
    УУД: 
    Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
    Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
    Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
    Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
    Планируемые достижения учащихся:
    усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов

    Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания  (лес, льды, коровник, водоём);глобус на каждой парте; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера; иллюстрации животных Южного и Северного полюса

    Ход урока

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Оргмомент

    Психологический настрой

    Встало солнышко давно,                                      Заглянуло к нам в окно.
    Нас оно торопит в класс,
    Вновь урок у нас сейчас!
    Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

    ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ
    а) Постановка учебной проблемы

    Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.
    Игра «Кто, где живёт»

    На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания  (лес, льды, коровник, водоём).                                                                               - Расселите животных по месту их обитания.

    Часть детей  расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.  

    Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)

    Побуждение к проблеме

    -Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

    Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.

    Проблема

    - Какой будет тема нашего урока?

     (Учитель фиксирует тему на доске

    «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»)

    Где живут белые медведи и пингвины?

    б) Поиск решения

    Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На столах у вас стоят глобусы.

    -  Скажите, какого цвета  макушка у глобуса?

    Белая

    - Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы  увидим?

    Белую шапку

    Тоже белую макушку Белое

    - Так обозначены два полюса – Северный и Южный. 

    (Поместить картинку на доску)

    - Как вы думаете, что обозначает белый цвет?

    Цвет снега

    Зиму

    Снежинки

    - Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.

    (Идёт мультимедийный  демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера)

    - Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.

     -Как вы думаете, какая погода будет на полюсах?

    Холодно

    - Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Откройте рабочую тетрадь с.31 и выполните задание 1.
    -Что из этих предметов нам понадобится для путешествия на Северный и Южный полюс? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.

    Дети обводят шапку,

    пуховик, варежки, лыжи, снегоход

    -Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?

    Нет, потому что там тоже холодно

    Физминутка

    Встаньте все около своих парт.
    Руки в стороны – в полёт
    Отправляем самолёт.
    Правое крыло вперёд,
    Левое крыло вперёд,
    Раз, два, три, четыре,
    Полетел наш самолёт.

    Групповая форма работы с источником

    - Итак, наше путешествие продолжается. Как приспосабливаются животные к таким суровым погодным условиям, мы узнаем, исследуя эти районы.  (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ) 

    - Работать будем с текстом учебника. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.   

     Вопросы для первой группы:                Прочитайте текст на стр.8
    1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
    2.Какой полюс расположен в этом районе?


    Задание для второй группы:
    Внимательно рассмотрите рисунок на стр.8. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
    1.Где вы побывали?
    2.Что увидели вокруг?
    3.Какие звери и птицы вам встретились?
    Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе и разместите их на доске.

    Вопросы для третьей группы:                Прочитайте текст на стр.9
    1.Как называется один из холодных районов Земли?
    2.Какой полюс расположен в этом районе?

    Задание для четвёртой группы:
    Внимательно рассмотрите рисунок на стр.9. На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
    1.Где вы побывали?
    2.Что увидели вокруг?
    3.Какие звери и птицы вам встретились?
    Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе и разместите их на доске.


    Задание для пятой группы:
    Представьте, что яблоко и апельсин – это маленькие модели Земли. Найдите на них Северный и Южный полюс.

    Учащиеся получают задания для работы в группах:

    Отчёт групп

    1 группа рассказывает о Северном полюсе. В верхней части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА

    2 группа  дополняет рассказ о Северном полюсе,  рассказывают о животных Арктики. На доске появляются иллюстрации с изображением животных.

    3 группа рассказывает о Южном полюсе. В нижней части доски размещают  названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

    АНТАРКТИДА

    4 группа дополняет рассказ о Южном полюсе, рассказывают о животных Антарктиды. На доске появляются картинки с изображением животных.

    5 группа показывает на «моделях» Северный полюс и Южный полюс.

    Физминутка (под музыку из кинофильма «Кавказская пленница»)

    Дети под музыку повторяют анимационные движения белого медведя.

    ВОСПРОИЗВЕ-ДЕНИЕ ЗНАНИЙ

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    - Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»
    Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если вы не согласны, то рисуете треугольник.
    - Арктика – это Северный полюс.
    - В Арктике тёплая погода.
    - Антарктида – это Южный полюс.
    - Белые медведи живут в Арктике.
    - Пингвины тоже живут в Арктике.

    (Сравнивают ответы с эталоном)

    Практическая работа в парах

    - Чтобы узнать, как приспосабливаются белые медведи к суровым условиям, мы выполним аппликацию белого медведя.

    (Демонстрируем раздаточный материал: мелко нарезанные  бумага, нитки и шерсть)

    -Какой материал вы выберете для аппликации?

    Шерсть

    - Почему?

    В такой шубе белому медведю не будет холодно

    - Почему медведи белые?

    Они живут среди снегов, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания

    Выполняют аппликацию

    Возврат к вопросу проблемной ситуации

    - Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)

    Нет

    Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс.

    Итог урока

    Наше путешествие завершилось.
    - О каких холодных районах Земли мы узнали?

    Северный полюс и Южный полюс

    - Чем похожи эти районы?

    Там всегда холодно

    - Где живут белые медведи?

    На Северном полюсе в Арктике

    Домашнее задание

    Нарисовать картинки на тему (по желанию):
    «Мы на Северном полюсе»
    «Мы на Южном полюсе»                                                или подготовить сообщение про пингвинов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок-путешествие "Где живут белые медведи?"

    Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....

    Где живут белые медведи

    В презентации рассказывается о хозяине арктических пустынь - белом медведе, растительном и животном мире этого района, знакомит с животными, занесёнными в Красную книгу.http://www.uchportal.ru/load/47...

    Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

    Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

    Презентация "Где живут белые медведи и слоны"

    Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...

    Окружающий мир 1 класс "Где живут белые медведи"

    Предлагаю урок окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи?"...

    "Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

    Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....