"Где живут белые медведи?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

.  Технология проблемно-диалогического урока (автор Е.Л.Мельникова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пинчук Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ Коченёвской СОШ №2

Коченёвского района Новосибирской области

Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Школа России»

Тема
ГДЕ И КОГДА?

Урок 42
ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Цель урока: 
Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД: 
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания  (лес, льды, коровник, водоём);глобус на каждой парте; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера; иллюстрации животных Южного и Северного полюса

Ход урока

Анализ

Учитель

Ученики

Оргмомент

Психологический настрой

Встало солнышко давно,                                      Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ
а) Постановка учебной проблемы

Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.
Игра «Кто, где живёт»

На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания  (лес, льды, коровник, водоём).                                                                               - Расселите животных по месту их обитания.

Часть детей  расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.  

Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)

Побуждение к проблеме

-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.

Проблема

- Какой будет тема нашего урока?

 (Учитель фиксирует тему на доске

«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»)

Где живут белые медведи и пингвины?

б) Поиск решения

Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На столах у вас стоят глобусы.

-  Скажите, какого цвета  макушка у глобуса?

Белая

- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы  увидим?

Белую шапку

Тоже белую макушку Белое

- Так обозначены два полюса – Северный и Южный. 

(Поместить картинку на доску)

- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?

Цвет снега

Зиму

Снежинки

- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.

(Идёт мультимедийный  демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера)

- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.

 -Как вы думаете, какая погода будет на полюсах?

Холодно

- Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Откройте рабочую тетрадь с.31 и выполните задание 1.
-Что из этих предметов нам понадобится для путешествия на Северный и Южный полюс? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.

Дети обводят шапку,

пуховик, варежки, лыжи, снегоход

-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?

Нет, потому что там тоже холодно

Физминутка

Встаньте все около своих парт.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд,
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.

Групповая форма работы с источником

- Итак, наше путешествие продолжается. Как приспосабливаются животные к таким суровым погодным условиям, мы узнаем, исследуя эти районы.  (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ) 

- Работать будем с текстом учебника. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.   

 Вопросы для первой группы:                Прочитайте текст на стр.8
1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
2.Какой полюс расположен в этом районе?


Задание для второй группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.8. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе и разместите их на доске.

Вопросы для третьей группы:                Прочитайте текст на стр.9
1.Как называется один из холодных районов Земли?
2.Какой полюс расположен в этом районе?

Задание для четвёртой группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.9. На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе и разместите их на доске.


Задание для пятой группы:
Представьте, что яблоко и апельсин – это маленькие модели Земли. Найдите на них Северный и Южный полюс.

Учащиеся получают задания для работы в группах:

Отчёт групп

1 группа рассказывает о Северном полюсе. В верхней части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА

2 группа  дополняет рассказ о Северном полюсе,  рассказывают о животных Арктики. На доске появляются иллюстрации с изображением животных.

3 группа рассказывает о Южном полюсе. В нижней части доски размещают  названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

АНТАРКТИДА

4 группа дополняет рассказ о Южном полюсе, рассказывают о животных Антарктиды. На доске появляются картинки с изображением животных.

5 группа показывает на «моделях» Северный полюс и Южный полюс.

Физминутка (под музыку из кинофильма «Кавказская пленница»)

Дети под музыку повторяют анимационные движения белого медведя.

ВОСПРОИЗВЕ-ДЕНИЕ ЗНАНИЙ

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»
Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если вы не согласны, то рисуете треугольник.
- Арктика – это Северный полюс.
- В Арктике тёплая погода.
- Антарктида – это Южный полюс.
- Белые медведи живут в Арктике.
- Пингвины тоже живут в Арктике.

(Сравнивают ответы с эталоном)

Практическая работа в парах

- Чтобы узнать, как приспосабливаются белые медведи к суровым условиям, мы выполним аппликацию белого медведя.

(Демонстрируем раздаточный материал: мелко нарезанные  бумага, нитки и шерсть)

-Какой материал вы выберете для аппликации?

Шерсть

- Почему?

В такой шубе белому медведю не будет холодно

- Почему медведи белые?

Они живут среди снегов, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания

Выполняют аппликацию

Возврат к вопросу проблемной ситуации

- Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)

Нет

Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс.

Итог урока

Наше путешествие завершилось.
- О каких холодных районах Земли мы узнали?

Северный полюс и Южный полюс

- Чем похожи эти районы?

Там всегда холодно

- Где живут белые медведи?

На Северном полюсе в Арктике

Домашнее задание

Нарисовать картинки на тему (по желанию):
«Мы на Северном полюсе»
«Мы на Южном полюсе»                                                или подготовить сообщение про пингвинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-путешествие "Где живут белые медведи?"

Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....

Где живут белые медведи

В презентации рассказывается о хозяине арктических пустынь - белом медведе, растительном и животном мире этого района, знакомит с животными, занесёнными в Красную книгу.http://www.uchportal.ru/load/47...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

Презентация "Где живут белые медведи и слоны"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....