Окружающий мир. Урок-исследование в 4 классе по теме: "Микроклимат классного помещения"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Урок – исследование: «Микроклимат классного помещения»

Учитель: Леонова Елена Александровна (МБОУ СОШ №4 г. Асино, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет)

 Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов  начальной школы  и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлено на  развитие творческого мышления. Дети приняли активное  участие в подготовке к уроку, провели исследование, работали со справочной литературой, брали интервью у  руководителя кружка «Комнатные растения», проводили вычисления и сопоставляли с нормами. Этой работой мы хотели показать, что учебный  кабинет   является   основным   местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В  нём  школьники  проводят большую часть времени, поэтому к  гигиеническому  состоянию  этого  помещения предъявляются особо высокие требования. Такое же исследование можно провести учащимся в любом учебном кабинете, сделав свои замеры и вычисления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_okruzhayushchiy_mir.docx37.2 КБ
Office presentation icon urok-issledovanie_okruzh.mir_.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4 г. Асино Томской области

  Пояснительная записка

Урок – исследование: «Микроклимат классного помещения»

Учитель: Леонова Елена Александровна (МБОУ СОШ №4 г. Асино, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет)

 Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов  начальной школы  и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлено на  развитие творческого мышления. Дети приняли активное  участие в подготовке к уроку, провели исследование, работали со справочной литературой, брали интервью у  руководителя кружка «Комнатные растения», проводили вычисления и сопоставляли с нормами. Этой работой мы хотели показать, что учебный  кабинет   является   основным   местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В  нём  школьники  проводят большую часть времени, поэтому к  гигиеническому  состоянию  этого  помещения предъявляются особо высокие требования. Такое же исследование можно провести учащимся в любом учебном кабинете, сделав свои замеры и вычисления.

                                                Методы исследования:

                 1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.

                 2.Поиск информации в Интернете.

                 3. Интервью.

                                       

Литература:

1.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические    требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"

2.Джейн Элиот. Большая детская энциклопедия. – «РОСМЭН» 2007.

3.Вахрушев А.А. «Окружающий мир» 4кл. – «Баласс» 2009

4.Маркин В. «Я познаю мир» - АСТ 2006

      5. «Общая гигиена» А.М. Большаков И.М. Новикова, Москва "Медицина" 1985 г.

      6   «Экология и здоровье человека» А.Д. Димитриев , Чебоксары

УМК «Школа 2100»

Окружающий мир

А.А. Вахрушев.  4 класс

Тема:   «Микроклимат классного помещения» СЛАЙД №1

Цель урока: исследовать микроклимат классного помещения (кабинета №21 школы №4) СЛАЙД №2

Задачи :

  1. изучить основные факторы микроклимата класса.
  2. выяснить их соответствие общепринятым санитарно-гигиеническим нормам;
  3. разработать и осуществить меры по улучшению окружающей среды классного помещения;
  4. предложить администрации школы систему мер, направленных на создание благоприятных условий для здоровья и развития учащихся.

Практическая значимость: своей работой мы хотели бы привлечь внимание детей и взрослых к проблеме создание благоприятных условий для здоровья и развития учащихся. Результаты данного исследования могут быть использованы руководителями образовательного учреждения, педагогами, родителями. Такое же исследование можно провести в любом другом классном помещении

Форма проведения: урок-исследование  в 4 А классе МБОУ СОШ №4

Формы и методы работы: групповая, поисковая

Оборудование для учителя:  мультимедийная презентация

Оборудование для учащихся:  план - исследование.

Подготовительная работа началась за месяц до урока:

Класс предварительно разделили на три группы. Группы получили задания для исследования.

Первая группа должна в течение месяца три раза в день измерять температуру в классе.

Вторая группа должна измерить площадь классной комнаты и площадь форточек  для определения степени проветриваемости.

Третья группа определяет  качество озеленения классного помещения

Для данного урока заранее столы расставлены так, чтобы ребята сидели группами по 8 человек.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ученик:

- Внимание! Внимание! Говорит 4 “А” класс школы № 4 Сегодня мы проводим необычный урок. Приглашаем группы поделиться своими исследованиями.

Учитель:

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Итак, каждая группа расскажет, какую работу она провела и какие выводы были сделаны.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель:

Здоровье современных школьников - серьезная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Микроклимат классного помещения оказывает большое влияние на здоровье, значит и на качество наших знаний. 

Ученик:

Учащиеся начальных классов нашей школы в классной комнате пребывают в основном с 8 часов утра до 13 часов, это 5часов, почти 1/5 часть суток, т.е. классная комната для них – часть окружающей среды. Плохое проветривание, температура и влажность воздуха в классе, несоответствующие санитарно-гигиеническим показателям, снижают работоспособность, способствуют возникновению простудных заболеваний, обострению хронических болезней. Учащиеся нашего класса считают, что могут внести посильный вклад в улучшение  микроклимата класса.

ОТЧЁТ ГРУПП

Первая группа:  С помощью комнатного термометра была изучена средняя температура воздуха в классе. Наблюдения проводились в течение трёх недель с 11 января по 4 февраля. Полученные данные заносились в таблицу и сравнивались с предусмотренными санитарно-гигиеническими нормами (Н (норма) - +18 - + 20 градусов выше нуля). Если показания соответствуют норме, то в нужной графе ставится “+”, если нет – “-”. СЛАЙД № 3        

                             

Дата.

1-е изм.

(С)

2-е изм.

(С)

3-е изм.

(С)

Среднесуточная температура-

(С)

Соответствие норме.

11.01.11

19

20

22

20

+

12.01.11

20

22

22

21

-

13.01.11

18

20

21

19

+

14.01.11

18

19

20

19

+

17.01.11

20

21

23

21

-

18.01.11

19

20

22

20

+

19.01.11.

18

20

20

19

+

20.01.11.

20

21

21

20

+

21.01.11.

17

17

19

17

-

24.01.11.

17

18

18

17

-

25.01.11.

19

19

20

19

+

26.01.11.

19

20

22

20

+

27.01.11.

18

20

20

19

+

28.01.11.

19

20

21

20

+

31.01.11.

17

19

19

18

+

1.02.11.

21

22

23

22

-

2.02.11

20

22

23

21

-

3.02.11

17

19

21

19

+

4.02.11

18

20

22

20

+

средняя

19

20

21

20

+

 Исследования показали, что температура воздуха в классной комнате в среднем  соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам, но в некоторые дни и превышает норму.

Вторая группа:  Исследования условий для проветривания классной комнаты проводились путем определения соответствия площади форточек к площади пола (1/50 – 1/30), т.е по норме на 50 кв.м пола потребуется 1 кв.м форточек.     СЛАЙД №4                                                                                                                         Измерения показали:

  1. площадь пола –5100кв. дм
  2. площадь форточки – 70 кв. дм Х 3= 210 кв.дм
  3. соотношение площади форточки к площади пола – 1/30

По результатам исследования условий для проветривания классной комнаты на 5100 кв.дм поверхности пола необходимо иметь 100 кв.дм форточки, а у нас 210 кв. м . Следовательно, площадь приспособлений для проветривания в норме.

Третья группа:   В классе 28 комнатных растения 14 -ти различных видов. СЛАЙД №5

 Определение исторической родины растений, их происхождения.

Африка – 6 (хлорофитум (2),  молочай (3) толстянка (1))   - 21% п от общего количества.

Южная Америка – 4 (хамедорея (2), сансивиерия (2))  14 % от общего количества.

 Северная Америка – 3 (юкка (1), бегония (2)) 11 %от общего количества.

Европа – 3 вид (плющ восковой, папаротник (2)) – 11% от общего количества.

Юго – Восточная Азия 10 ( фикус (2), аспидистра (3), сцендаптус (3), тетрастигма (2) ) 43 %от общего количества. . СЛАЙД №6, 7

 В результате проведенных исследований была составлена диаграмма. СЛАЙД№8

Определение влияния различных комнатных растений на окружающую среду и здоровье человека.  СЛАЙД№9

На основании научной информации о влиянии различных комнатных растений на окружающую среду и человека, мы, проанализировав состав комнатных растений класса, составили таблицу.

а) 1 группа – растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной активностью в отношении воздушной микрофлоры.

б) 2 группа – растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями.

в) 3 группа – растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы.

г) 4 группа – растения, выделения которых могут вызвать у людей аллергию.

Группа.

                          Название растения.

1.

Плющ, бегония, сансивиера, хлорофитум  .

2.

Пеларгония.

3.

Хлорофитум, фикус, плющ

4.

молочай

ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЛАЙД№10

Подводя итог по исследованию, можно сказать, что:

Первая группа:  температура воздуха в классной комнате в среднем соответствует санитарно-гигиеническим нормам; но в некоторые дни превышает норму.

Вторая группа : площадь приспособлений для проветривания в норме

Третья группа: комнатные растения, растущие в классе, различны по видовому и количественному составу;

растения класса являются представителями разных континентов;

в классном помещении есть комнатные растения-представители основных групп по способу влияния на окружающую среду и здоровье человека.

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ МИКРОКЛИМАТА В КЛАССНОМ ПОМЕЩЕНИИ  СЛАЙД№11

Учитель: 

На основании проведенных анализов и полученных выводов разработайте рекомендации по улучшению микроклимата в классном помещении

Первая группа: с целью улучшения микроклимата в классном помещении обратиться к администрации школы с предложением рекомендовать управляющей компании соблюдать тепловой режим и отапливать помещение в соответствии с нормами

Вторая группа : классному руководителю рекомендовать чаще проветривать помещение

Третья группа:  учащимся класса внести изменения в видовой состав комнатных растений, разместить больше растений 1, 2 и 3 групп,  создать благоприятные условия для роста и развития растений 1, 2, 3 групп.

ИТОГ УРОКА:

- Для чего было проведено исследование?

- Где можно использовать данное исследование?

СЛАЙД№12

Домашнее задание:

Первая группа: Представить администрации школы свои предложения с рекомендациями управляющей компании по соблюдению температурного режима

Вторая группа: Следить за выполнением рекомендации по проветриванию помещения

Третья группа: Следить за видовым составом комнатных растений


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Микроклимат классного помещения» Учитель 4 А класса МОУ СОШ №4 Леонова Елена Александровна

Слайд 2

Актуальность. Одной из основных задач обучения является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Микроклимат классного помещения оказывает большое влияние на здоровье Цель работы: исследовать микроклимат классного помещения (кабинета №21 школы №4) Задачи изучить основные факторы микроклимата класса. выяснить их соответствие общепринятым санитарно-гигиеническим нормам; разработать и осуществить меры по улучшению окружающей среды классного помещения; предложить администрации школы систему мер, направленных на создание благоприятных условий для здоровья и развития учащихся.

Слайд 3

Температурный режим классного помещения 1-е изм. ( 2-е изм. ( 3-е изм. ( Среднесуточная температура- ( Дата. С) С) С) С) Соответствие норме. 11.01.11 19 20 22 20 + 12.01.11 20 22 22 21 - 13.01.11 18 20 21 19 + 14.01.11 18 19 20 19 + 17.01.11 20 21 23 21 - 18.01.11 19 20 22 20 + 19.01.11. 18 20 20 19 + 20.01.11. 20 21 21 20 + 21.01.11. 17 17 19 17 - 24.01.11. 17 18 18 17 - 25.01.11. 19 19 20 19 + 26.01.11. 19 20 22 20 + 27.01.11. 18 20 20 19 + 28.01.11. 19 20 21 20 + 31.01.11. 17 19 19 18 + 1.02.11. 21 22 23 22 - 2.02.11 20 22 23 21 - 3.02.11 17 19 21 19 + 4.02.11 18 20 22 20 + средняя 19 20 21 20 +

Слайд 4

Определение степени проветриваемости площадь пола –5100кв. дм площадь форточки – 70 кв. дм Х 3= 210 кв.дм соотношение площади форточки к площади пола – 1/30

Слайд 5

Растения

Слайд 6

Качество озеленения классного помещения В классе 28 комнатных растения 14 -ти различных видов.

Слайд 7

. Условия Название растений. Тень. Достаточно далеко от окна, но света достаточно, чтобы днем читать газету. Сансивиерия, аспидистра Полутень. Возле неосвещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна. Плющ, папоротник Светло, но без солнечных лучей. Подоконник окна, куда не попадают прямые солнечные лучи, или место близ ярко освещенного окна. Бегония, хлорофитум, аспидистра Прямое солнце изредка. Подоконник или место в непосредственной близости от восточного или западного окна. Хамедорея, фикус. Солнечное окно. Подоконник южного окна или место в непосредственной близости от него. Молочай, юкка, толстянка Изучение условий, необходимых для успешного роста комнатных растений

Слайд 8

Определение исторической родины растений

Слайд 9

Определение влияния различных комнатных растений на окружающую среду и здоровье человека. Группа Название растения 1. Плющ, бегония, сансивиера, хлорофитум 2. Пеларгония. 3. Хлорофитум, фикус, плющ 4. молочай

Слайд 10

Выводы Мы выяснили: температура воздуха в классной комнате в среднем соответствует санитарно-гигиеническим нормам; но в некоторые дни превышает норму. площадь приспособлений для проветривания в норме комнатные растения в классе, различны по видовому и количественному составу; растения класса являются представителями разных континентов; в классном помещении есть комнатные растения-представители основных групп по способу влияния на окружающую среду и здоровье человека.

Слайд 11

Мы рекомендуем: с целью улучшения микроклимата в классном помещении обратиться к администрации школы с предложением рекомендовать управляющей компании соблюдать тепловой режим и отапливать помещение в соответствии с нормами классному руководителю рекомендовать чаще проветривать помещение внести изменения в видовой состав комнатных растений, разместить больше растений 1, 2 и 3 групп. создать благоприятные условия для роста и развития растений 1, 2, 3 групп.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование в 4 классе по теме: "Делать хорошее людям - хорошеть самому"

Главными новообразованиями детей младшего школьного возраста является внутренний план действий, позволяющий осуществлять умственную деятельность про себя, без опоры на внешние объекты. Дети этог...

Урок-исследование в 1 классе "Зимующие птицы"

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Урок построен в игровой форме, прилагается сценка из жизни птиц "Доживем до весны"...

Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям)  на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...

Окружающий мир. Урок-исследование. Растение - живое существо.

В процессе исследовательской работы учащиеся знакомятся с условиями жизни растений. У детей формируются  исследовательские  умения: проводить наблюдения; работать с дополнительной литературо...

Открытый урок-исследование во 2 классе "Фразеологизмы"

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе на тему "Фразеологизмы". Знакомство с новым материалом....

Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...