Окружающий мир. Урок-исследование. Растение - живое существо.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Федорова Светлана Михайловна

В процессе исследовательской работы учащиеся знакомятся с условиями жизни растений. У детей формируются  исследовательские  умения: проводить наблюдения; работать с дополнительной литературой; выдвигать гипотезу и делать выводы; представлять  результаты исслдовательской работы; развивать коммуникативные качества через работу в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_issledovanie._rastenie-_zhivoe_sushchestvo.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА: урок- исследование.
Тема урока: Растение – живое существо

Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими   их как живое существо; с условиями, необходимыми для  жизни     растений.

Задачи урока:
1.ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, тепло, воздух, почва;
2.продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;
3.развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
4.воспитывать бережное отношение к растениям.

Формирование исследовательских умений:   проводить наблюдения;   работать с дополнительной литературой;    выдвигать гипотезу и делать выводы; представлять результаты исследовательской работы; развивать коммуникативные качества через работу в группах.

Обобщение урока: растение – живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается,                                 обладает  способностью к восстановлению.

Планируемый результат.

Дети учатся:

  1. Выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам;
  2. Определять условия, необходимые для жизни растений.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  1. Описывать свойства растений;
  2. Доказывать, что растение-это живое существо.
  3.  Выдвигать предположения об условиях, необходимых для жизни растений

ОБОРУДОВАНИЕ:
Силуэт ромашки из бумаги, с надписью Растение - живое существо, с обратной стороны на лепестках надписи: растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается; карточки со словами: ВОДА, ТЕПЛО, СВЕТ, ВОЗДУХ; ПОЧВА
баночка с проросшими семенами, ящик с землёй;
диск Окружающий мир. 1 класс.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир. Часть 1.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир. Тетрадь .
                   

                                                                                   Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

1.Организационный момент

Приветствие





Мотивация



















Создание проблемной ситуации

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Важнее без сомненья нет предмета -
Окружающий мир- предмет ведь этот.
- Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира?
Дышит, растёт, а ходить не может... (Растение)

- На предыдущем уроке мы пришли к выводу, что  растение изменяется (развивается)  в процессе роста и можно наблюдать последовательность появления его разных частей. Каких?





На доске изображение ромашки. В центре надпись: « Растение – живое существо». На лепестках -  знак вопроса. С обратной стороны лепестков записаны признаки растений. (Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться.)

- Отгадайте загадку:

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?

( ромашка)


Посмотрите на ромашку. В центре надпись: « Растение – живое существо».

А вы согласны с этим высказыванием. Обоснуйте свою позицию.

Учитель записывает рядом и комментирует.

- Вы хорошо говорите, но остались лепестки со знаком вопроса, а ваши доказательства вызывают сомнения.

- Например: кристаллы тоже растут, звёзды рождаются и умирают…

- Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?
Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

Учитель записывает цель исследования: изучить особенности растений и выявить такие свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам, т.е. доказать, что растение - живое существо.









Ответы детей

Части растения – это корень, стебель, лист, цветок,  плод с семенами.  

Все эти части есть    у травянистых растений,   кустарников, деревьев.



Дети выдвигают свои доказательства. (Например: растение растет, размножается и т.д)





Дети высказываются








2.Изучение нового материала 2.1Исследование в малых группах

Каждой группе предлагается для исследования иллюстрация с небольшим текстом и рабочий лист.

Рабочий лист № 1.

Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.

______________________________

Растение не может путешествовать, но оно может двигаться. Растение поворачивается к солнцу, чтобы улавливать свет (подсолнухи). А лепестки многих цветов могут раскрываться и закрываться в течение суток.

Рабочий лист № 2.

Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение

____________________________

В процессе роста растение развивается. Сначала появляется корень, затем стебель, далее появляются листья, потом цветок и плод с семенами. В процессе развития растение можно наблюдать появление всех его частей.





Рабочий лист № 3.

Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.

______________________________

Листья и стебли растений имеют крошечные, невидимые глазу отверстия. Эти отверстия  называют устьицами. С их помощью растения совершают вдохи и выдохи.

Рабочий лист № 4.

Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.

_______________________________________

Плод защищает зреющие семена. Из семян развивается новое растение. Растение не путешествует, но оно отправляет путешествовать свои семена. Для этого у него есть разные приспособления: крылышки, парашютики, крючки, вкусные, сочные плоды.

Для подготовки сообщения предлагается « помощник ответа»:

1. Мы прочитали о …

2. Оказывается, …

3. У некоторых растений…., а у других …

4. Мы сделали заключения: …

Рассмотрев рисунок и прочитав текст, ребята должны выделить и записать в рабочем листе одну из особенностей растения, которая характеризует его как живое существо








2.2. Обмен информацией и ее организация


Что вы узнали, исследуя рисунки?

Дается возможность каждой группе представить собранные материалы. Рабочие листы расположить вокруг лепестков. После выступления всех групп учитель переворачивает лепестки и открывает записи детям.


Выступают докладчики от каждой группы. Им задаются вопросы по докладу




2.3. Связывание информации, обобщение






Учитель переворачивает лепестки ромашки.
- Сравните свойства растений, выделенные вами с теми, что записаны на лепестках.

-Соединить лепестки со свойствами.



-Все ли факты вы обнаружили?

Формулируется обобщение урока.
Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться. Растение живое существо.


Используя найденные признаки, дети называют

Дети соединяют лепестки со свойствами


Выслушиваются ответы детей

3.Закрепление материала

 3.1Применение





















3.2 Работа с учебником с. 70-71.








3.3 Практическая работа.






4.Итог урока.





5.Рефлексия


Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос, а что же ему необходимо для жизни?
- Кто знает, как начинается жизнь растений?

Мы с вами проращивали семена фасоли в 2-х баночках. В одной баночке у нас находились семена под мокрой тряпочкой, а в другой семена под сухой тряпочкой. Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей.).
- Какие семена проросли?
- Что повлияло на то, что семена стали прорастать?
Учитель вывешивает на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.
- Откуда в природе растения получают воду и тепло?
- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?
-Что необходимо сделать с проросшими семенами?
-Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?
-Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)
- Что же необходимо для жизни растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)
- Ну ещё одно - бережное отношение со стороны человека.

 

-Какое растение видите? Отгадайте загадку:

В золотой клубочек спрятался дубочек.
- Рассмотрите, как с желудя начинается жизнь дуба.
- С чего начинается жизнь дуба? При помощи компьютера расставьте рисунки в правильном порядке? (Проверяют по учебнику.)
с. 71 в учебнике. Работа по рисункам.
- Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.
- Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)
- У нас в кабинете  есть  комнатные растения?
- Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
- А вы помогаете? Что вы делаете?
- Как правильно ухаживать за растениями?


Ребята давайте  на практике покажите, как вы ухаживаете за растением.

На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: Растение – живое существо? Как живут растения? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?
- Что необходимо для жизни растений?
Ребята, вам понравилось проводить исследование?

Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?

Как называлось наше исследование?

Скажите, важно ли умение проводить исследования?

- Оцените свои достижения, выбрав смайлик.




        



Ответы детей


Рассказ учащихся по наблюдениям.


Учащиеся делают вывод, используя опорные слова на доске
Ответы детей




Чтение учащихся по учебнику








Работа по учебнику


.









Освоение приёмов ухода за комнатными растениями

( полив, протирание листьев, рыхление почвы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения живые существа (организмы)

Презентация к уроку "Окружающий мир" 3 класс, УМК "Школа ХХI века"...

«Растения-живые существа (организмы)»

Класс:3 УМК:  "Школа ХХI века", автор Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.Тип урока: закреплениеЦель урока:  уметь доказать, что растение - живой организм,          ...

Конспект урока. Окружающий мир. 3 кл. Растения- живые существа.

Актуальность данной работы заключается в том, что педагог не только учит учеников, он сам все время учится, накапливает и передает свой опыт коллегам. Меняются цели и содержание образования, появляютс...

Урок окружающего мира в 1 классе "Растение-живое существо"

На примере исследовательской деятельности доказать гипотезу о том.что растение-живое существо....

Растения - живые существа (организмы)

Почему растения живые существаУ любого растения есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами…Корень - подземный орган многих растенийРазнообразие корней растенийЛист- орган питанияСтроение...

Тестовая работа по окружающему миру по теме "Растение – живой организм".

Объемная работа , позволяющая выяснить знают ли учащиеся строение цветковых растений, листа, цветка, их функции....

Урок "Растения – живые существа. Распространение плодов и семян"

Цель: формирование знаний о способах распространения семян и плодов и их приспособленности к распространению тем или иным способом.На уроке используется групповая форма работы, основанная на уровневой...