«Растения-живые существа (организмы)»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Класс:3

УМК:  "Школа ХХI века", автор Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.

Тип урока: закрепление

Цель урока:  уметь доказать, что растение - живой организм,

            расширить знания о частях растений

 

Задачи:  - развитие речи обучающихся, кругозора, познавательного интереса,

                                 развитие творческих способностей,

                - формирование умения работать с текстовой информацией

      - формирование умения работать в группе сверстников

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь к  учебнику, интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

                 Содержание

Оборудование

Примечание

1

Орг.момент

 1-2        мин

-Здравствуйте, ребята! Проверьте ваше рабочее место, на партах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал с вашими с школьными приднадлежнастями.

Обращаем внимание на осанку учеников

2

Проверка домашнего задания

7-13мин

- Проверим ,как вы подготовили домашнее задание. Расскажите мне:

  1. Что  называется побегом растения? (побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками. Это основная часть растения).
  2. Какую форму имеет лист? (Лист имеет листовую пластинку , обычно плоской формы )
  3.  С помощью чего прикреплен к стеблю? (с помощью черешка)
  4.  Какие различия между простым и сложным листом? (Простой лист - может быть 1 пластинка. Таковы листья дуба, клена, сирени, тополя. Сложные - если на черешке располагаются несколько листовых пластинок. Таковые листья шиповника, акации, каштана, гороха).
  5. Из каких веществ  в листе  образуются питательные вещества? Почему растения без листьев погибают? Для чего листьям нужен солнечный свет? (в листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества. Вещества ,которые образуются в листьях – это основная пища растения, без них оно погибнет. Чтобы в листьях образовались питательные вещества ,нужен солнечный свет)
  6. Какие задачи (функции) выполняет стебель растения? ( стебель служит опорой листьям и почкам, а также цветкам и плодам. По стеблю ко всем  частям растения движутся вода и питательные вещества. Также в стебле откладываются питательные вещества. Если стебель поврежден , поступление необходимых веществ к листьям уменьшается, они желтеют и погибают.)
  7. Что такое цветок? Расскажите об их различиях. (цветок- важный орган растения. Они очень разнообразны по цвету по форме, величине ,запаху. Например, цветки растений ,которые опыляют насекомые, обычно крупные , яркие и имеют сильный приятный запах. А те которые опыляются ветром, - мелкие и невзрачные.)
  8. Рассказать о том, как плоды и семена попадают на новые территории. ( у многих высоких деревьев плоды легкие и распространяются ветром. Таковы плоды березы, клены, ясеня. Тяжелые плоды (например дуба) растаскиваются  белками , мышами и другими животными.  Сочные мелкие плоды (рябина, калина, ландыш) поедаются птицами, а не переваренные семена попадают в землю и прорастают. Плоды многих травяннистых  растений (чертополоха, лопуха, череда) имеют крючки и прицепки, которые цепляются за шерсть животных, одежду человека ,прилипают к колесам автомашин, и таким образом растения занимают новые места обитания.)
  9. Виды размножения растений. (размножение растений частями корня, стебля, листа называют вегетативным. Вегетативным путем размножаются – сорные растения, например пырей, одуванчик, осот. Многие цветковые растения размножаются с помощью семян, которые образуются в плодах)
  10. Что является плодом растения? (Плод у растений – орган размножения. В некоторых плодах одно семя, например в плоде вишни или сливы, а вот в коробочке мака – тысячи семян. Чем больше семян,тем больше может появиться новых растений.)

А теперь ребята встали, мы немножечко устали.

Интерактивная доска

(Слайд 2)

3

Физминутка

3 мин

Презентация

4

Работа по теме урока

5-15мин

- Ребята, докажите, что растение это живой организм. (Растения питаются, дышат, растут, размножаются) 
- Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Одни растения живут всего несколько месяцев. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают  плоды с семенами и отмирают. Другие наоборот живут десятки и тысячи лет.

 Растение, которое весной развивается из семени, а осенью отмирает, называется однолетним. Это горох, огурцы, перец и другие.  
Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, свёкла, петрушка и другие — это двулетние растения. 

У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, крапива, одуванчик  и др. Продолжительность многолетних растений разная. Есть такие, которые живут 3 года, есть – 3 тысячи лет.  Деревья и кустарники живут много лет. Они цветут и дают семена каждый год. Каждый год на них появляется новая листва, ствол становятся шире, они растут, становятся всё выше и выше. Это многолетние растения. (дуб ,сосна, береза, секвойя,  баобаб, папоротник)

 Секвойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота отдельных экземпляров достигает 115 метров. Баобаб является одним из самых толстых: окружность его ствола может составлять 9-10 метров, при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Уникальной особенностью баобаба является способность впитывать до 120 тыс. литров воды. Под толстой корой дерева находятся мягкие и пористые ткани, впитывающие воду как губка и необходимые для выживания дерева в период долгой засухи в Африке. Но они не растут в России. Из травянистых растений на территории нашей страны растет папоротник — растение, символизирующее тайну кладоискательства. Кроме того ,цветок папоротника является символом исполнения желаний и в древние времена отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

На слайде показано как мы можем определить возраст деревьев. Мы все привыкли, что у растений могут расти корни, они могут расти в высоту и в ширину. Но у деревьев имеется интересная особенность – у них так же растет древесина под корой, причем кольца на ней образуются слоями, которые зависят от условий, в которых они образовались. Широкие кольца образуются в случае, если дерево находилось в условиях большой влажности, тонкие – наоборот.

(Слайды 3,4,5)

(Слайды 6,7,8)

(Слайды9,10,11,12)

(Слайды13,14,15,16,17)

(Слайд 18)

(Слайд 19)

5

Рефлексия

5-7мин

Открываем рабочие тетради на стр. 29 ,№52.

Обсуждаем устно перед выполнением задания.

Рабочие тетради

6

Итог  урока

2мин

- Что нового вы узнали о растениях?

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения - живой организм. Органы растений.

Тема урока: «Растение – живой организм. Органы растений.»  Цели урока:·        Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водор...

Окружающий мир. Урок-исследование. Растение - живое существо.

В процессе исследовательской работы учащиеся знакомятся с условиями жизни растений. У детей формируются  исследовательские  умения: проводить наблюдения; работать с дополнительной литературо...

Растения живые существа (организмы)

Презентация к уроку "Окружающий мир" 3 класс, УМК "Школа ХХI века"...

Конспект урока. Окружающий мир. 3 кл. Растения- живые существа.

Актуальность данной работы заключается в том, что педагог не только учит учеников, он сам все время учится, накапливает и передает свой опыт коллегам. Меняются цели и содержание образования, появляютс...

Растения - живые существа (организмы)

Почему растения живые существаУ любого растения есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами…Корень - подземный орган многих растенийРазнообразие корней растенийЛист- орган питанияСтроение...

Урок "Строение растений. Растения – живые организмы."

Цели:Образовательная продолжить формировать понятия  органы растений ,строение растений ,растения-живые организмы; продолжить учить устанавливать  взаимосвязи между живой и неживой природой...

Растения. Растения- живые организмы

Конспект урока по окружающему миру "Растения. Растения - живые организмы", 3 класс, УМК Начальная школа 21 века...