урок окружающего мира 4класс по учебнику Плешакова А.А.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Разработка урока по учебнику Плешакова А.А., тема: "Тундра". Урок построен на основе самостоятельного поиска нового знания учащимися в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc45.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya2.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.

(А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»)

Тема: Тундра.

Цель: способствовать формированию представления о природной зоне тундры.

Задачи: познакомить с географическим положением, климатическими условиями,         растительным и животным миром;

совершенствовать навыки работы с картой;

развивать познавательный интерес;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

I Организационный момент.

- Проверьте все ли готово к уроку окружающего мира.

Пожелаем друг другу удачи в работе.

II Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы начали изучение природных зон России.

С особенностями какой природной зоны познакомились? (Арктических пустынь)

Как ещё называют её? (царство снега и льда)

Проверить, какие вы были внимательные читатели дома, нам поможет тест.

Тест «Арктика»  (да, нет)

«да»-Х,    «нет»-О

1 Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2 В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

3 В ледяной зоне растут лишайники, мхи, полярные маки.

4 В Арктике обитают животные: бобры, хомяки, суслики.

5 Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

6 Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи базары».

7 Территория зоны густо заселена людьми.

Ответы: ОХХОХХО

На работу 3 минуты.

  1. Самопроверка.

III Формулирование темы урока

Вопросы к кроссворду:

1 Короткое название ледяной зоны.

2 Птица с необычным красным клювом.

3 Название острова, на котором расположен заповедник.

4 Арктика – царство снега и …

5 Растения, живущие в толще воды.

6 Вид рыбы, обитающий в северных морях.

Ключевое слово – тундра.

IV Работа по теме урока

1 Повторение плана изучения природной зоны.

а) Название, изображение на карте.

б) Природные условия

в) Растительный мир

г) Животный мир

д) Значение для человека, её использование

е) Охрана природы

2 Работа по карте с. 77

- Что вы можете рассказать, глядя на карту? (Протянулась с запада на восток по всему побережью северных морей. Находится южнее зоны Арктики, на материке)

- В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Граница полярного и умеренного).

3 Работа в группах. (10 минут)

Физминутка.

Представьте, что вы оказались в тундре. Стоял обычный морозный день. Чтобы не замерзнуть, вы поправили теплую шапку, завязали потуже шарфик, проверили застежки на шубе. Поправили крепления на лыжах, взяли в руки палки и отправились в путь. Вдруг, из снежного сугроба, вспорхнула птица с белым оперением. Повернув голову вправо и , вглядевшись вдаль. Вы увидели пушного белого зверька, который вышел поохотиться. Слева пронеслось стадо благородных животных с ветвистыми рогами.

Заитересовались обитателями тундры? Вернемся к работе.

1 группа – особенности природных условий.

Дополните рассказ словами и озвучьте. ( с.90)

Зима в тундре ( долгая и суровая). Полярная ночь длится (2 месяца). Лето (короткое и прохладное). Часто бывают летом (заморозки). Круглый год дуют (сильные ветра), свирепствует (пурга).

За короткое лето поверхность тундры оттаивает на (полметра). Ниже лежит слой (многолетней мерзлоты). В тундре очень много (болот и озёр), а почва (влажная). В тундре очень (суровые) условия для всего живого.

2 группа – Растительный мир.( с.90-91)

Карточка – помогайка.

1 Какие растения растут?

2 Как растения приспособились к суровым условиям? (корни, листья, стебли)

3, 4 группы – Животный мир. (птицы и звери) (с. 91-92)

Карточка – помогайка

1 Какие птицы (звери) обитают в тундре?

2 Как приспособились к жизни?

5 группа - Значение для человека (с.93)

1 Каково основное занятие северных народов?

2 Какие полезные ископаемые добывают в тундре?

6 группа – Охрана природы

1 Какой вред наносит хозяйственное освоение тундры?

2 Какие животные занесены в Красную книгу?

 

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:

Тундра

Положение на карте

Природные условия

Растения

Животные

Деятельность человека

V Подведение итога.

 - Игра «Третий лишний»

1 Лишайник, орешник, мох.

2 Голубика, брусника, земляника.

3 Карликовая пальма, карликовая берёзка, карликовая ива.

4 Журавли, лебеди, павлины.

5 Белый петух, белая куропатка, белая сова.

6 Песцы, волки, рыси.

VI Домашнее задание

Составить рассказ по таблице и с помощью учебника с. 87-95.

Приготовить сообщение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира Тема: Тундра Учитель начальных классов Чеботарёва Елена Алексеевна

Слайд 2

Ответы на вопросы теста «Арктика»: ОХХОХХО 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3»

Слайд 3

А р к т и к а о т у п и к д а р В о я р ь д л а н г л е й а с и в л с о а к 1 2 3 4 5 6

Слайд 4

План: 1 Название, изображение на карте. 2 Природные условия. 3 Растительный мир. 4 Животный мир. 5 Использование её человеком, значение для человека. 6 Охрана природы.

Слайд 5

Растительный мир Ягель Мхи Морошка Голубика Брусника Карликовая берёзка

Слайд 6

Животный мир Журавли, гуси, лебеди Белая сова Белая куропатка Кречет Лемминги Песцы Северный олень Волки

Слайд 7

Тундра и человек Основное занятие -оленеводство Добыча нефти и газа

Слайд 8

«Третий лишний» Лишайник, орешник, мох. Голубика, брусника, земляника. Карликовая пальма, карликовая берёзка, карликовая ива. Журавли, лебеди, павлины. Белая куропатка, белый петух, белая сова. Песцы, волки, рыси.

Слайд 9

Домашнее задание: Составить рассказ о тундре по таблице и пользуясь учебником с.87-95 Сообщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу России

В презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России...

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Город на Неве

В презентации представлены фото и описание достопримечательностей Санкт-Петербурга...

Урок окружающего мира "За страницами учебника («Наш дом и семья»)

Цель данного урока организовать совместную деятельность учащихся с целью закрепления знаний о внешнем и внутреннем устройстве дома, о правильных взаимоотношениях в семье, о понимании семьи как ч...

тест по окружающему миру 3 класс учебник Плешакова А.А. Новицкой М.Ю.УМК"Перспектива"

Данная работа может быть использована как контроль знаний в з классе  за 1 полугодие по предмету окружающий мир...

Презентация к уроку окружающего мира 4класс ПНШ по теме: "Зона пустынь"

Тема урока: Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне.Цель: формирование представлений о деятельности человека в пустыне и его влиянии на природу пустыни.Задачи:1.Актуализировать особенности неживой и жи...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Мастера печатных дел.Урок окружающего мира .4класс.Школа России.

Мастера печатных дел.Урок окружающего мира .4класс.Школа России....