урок окружающего мира "Берегись автомобиля!"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Дешкова Татьяна Александровна

 

Цели урока:

  1. Отрабатывать знания и умения детей по правилам дорожного движения. Повторить изученные дорожные знаки.
  2. Развивать речь детей, умение анализировать ситуации. Развивать внимание на дороге.
  3. Воспитывать уважение к людям, которые обслуживают дорогу, водителям транспорта.

Тип занятия:обобщающий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregis_avtomobilya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Подготовила:

учитель начальных классов Дешкова Татьяна Александровна

Цели урока: 

  1. Отрабатывать знания и умения детей по правилам дорожного движения. Повторить изученные дорожные знаки.
  2. Развивать речь детей, умение анализировать ситуации. Развивать внимание на дороге.
  3. Воспитывать уважение к людям, которые обслуживают дорогу, водителям транспорта.

Тип занятия: обобщающий.

Оборудование: 

  1. Демонстрационное 
  1. Компьютерная презентация PowerPoint
  1. Индивидуальное 
  1. Изображение светофоров, автобусов; цветные карандаши; лепестки с именами; карточки с цифрами 1, 2, 3;

ХОД УРОКА

I. Оргмомент:

- Здравствуйте, ребята. Я очень надеюсь, что сегодня здесь собрались любители и знатоки окружающего мира. Сегодня на уроке у вас очень много гостей, а еще к вам в гости пришел Волшебный экран, он будет нам помогать на уроке.

С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Давайте подарим друг другу своё хорошее настроение.

  1. Постановка целей и задач: 

- А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным мною словом: СЛАЙД 1 ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пыль, … , светофор, … т.д.

  1. - Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
  1. - Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения! СЛАЙД 2

- У вас на парте лепестки с именами, а на доске 3 цветка.

- Прикрепите свои лепестки к серединке того цветка, который, по-вашему мнению, будет правильным ответом на мой вопрос! СЛАЙД 3

№1 Кто считает, что он мало знает о Правилах дорожного движения, и хотел бы еще больше узнать?

№2 Кто знает Правила дорожного движения, но еще не все?

№3 Кто все знает о Правилах дорожного движения, и будет мне сегодня много помогать?

Видно, что вы знаете Правила дорожного движения, но еще не все, мы сегодня поговорим о некоторых из них.

  1. Повторение сигналов светофора: 

- Сегодня у нас ещё один помощник:

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. Кто это?
(Светофор). СЛАЙД 4 / 1

Скажите, почему светофор называют светофором?

Слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну свет и есть свет, а фор? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А вместе – светофор – значит «носитель света», «несущий свет».

Светофор и верно несёт свет, причём трёх разных цветов. Вы видите, что светофор, который находится на слайде и  у каждого на столе,  бесцветный. Раскрасьте его в нужные цвета. 

– Какие цвета вы выбрали для своих светофоров? Что они обозначают? СЛАЙД 4 / 2

  1. Почему для сигнала “стой!” выбрали красный цвет?
  2. А какие машины могут свободно проехать на красный свет?

         Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днём и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане. 

IV. Работа по теме урока: 

Светофор на нашем занятии предлагает вам повторить всё то, что вы знаете о правилах поведения на дорогах. Ну, что вы согласны? Тогда начнём!

А кто является участником дорожного движения? (пешеход, пассажир, водитель) СЛАЙД 5

Чтобы они не мешали друг другу, не попадали в опасные ситуации, были созданы специальные знаки и правила поведения участников движения.

А теперь Светофор предлагает вам отгадать загадки: про транспорт, который встречается на дорогах

Загадки: СЛАЙД 6 - отгадки

1) дом по улице идёт,

на работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

 а в резиновых сапожках. (Автобус)

2 Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода,

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся.  (Машина )

3) пьёт бензин, как молоко,

может бегать далеко,

возит грузы и людей.

Будь внимательнеё при ней. (Машина )

4) две пары ног на мостовой

и пара рук над головой. (Троллейбус)

5) ) несётся и стреляет, ворчит скороговоркой.

 Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (Мотоцикл )

6) у него 2 колеса и седло на раме.

 2 педали есть внизу, крутят их ногами. (Велосипед)

Назовите, какие ещё машины мчат по дороге? (Скорая помощь, пожарные машины, такси…)

Попробуем вспомнить дорожные знаки, и как они правильно называются, что обозначают!

В треугольнике, ребята, СЛАЙД 7

Человек стоит с лопатой,

Что-то роет, строит что-то,

Здесь - ...!  (дорожные работы)

Что за знак? Пешеход  СЛАЙД 8

В нём зачёркнутый идёт.

Что же это означает?

Может, вас здесь обижают?  (Движение пешеходов запрещено )

Если нужно вызвать маму,  СЛАЙД 9

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом -

Этот знак  к твоим услугам!  (телефон)

В треугольнике ребята  СЛАЙД 10

Со всех ног бегут куда-то,

Это главный знак на свете

Осторожно, рядом ...  (дети)

Маша с куколкой в тревоге:  СЛАЙД 11

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко! Доктор рядом!  (Пункт первой медицинской помощи)

У посадочных площадок  СЛАЙД 12

Пассажиры транспорт ждут.

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут!  (Место остановки автобуса или троллейбуса )

Что за знак?                            СЛАЙД 13

Вниз по ступеням

Человек идёт под землю.

Может, он в метро спешит?

Может быть сломался лифт? (Подземный пешеходный переход )

- Что такое подземный переход? Лестница, которая ведёт под землю

Этот знак такого рода:   СЛАЙД 14

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте. (Наземный пешеходный переход )

Можно ехать мне и Феде,    :   СЛАЙД 15

Тут лишь на велосипеде

Хорошо что не купили

Мамы нам автомобили.  (Велосипедная дорожка )

Отчего бы это вдруг             СЛАЙД 16

Стрелки встали дружно в круг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое в самом деле,

Словно мы на карусели. (Круговое движение )

С появлением дорожных знаков движение на улицах и дорогах стало более безопасным для всех участников.

– Нужно ли знать дорожные знаки? (Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Для водителей тоже есть много знаков).

Как надо переходить дорогу?

СЛАЙД 17

Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход.
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай! Что только переход от машин тебя спасёт.  

- Для чего нужны полоски ? (чтобы люди сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель увидел издалека: здесь может появиться пешеход)

V. Игра на внимание:

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”. Потренируемся?

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)

Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)

Что хотите - говорите, но если очень вы спешите,  то перед транспортом бежите? (Нет.)

Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)

Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)

Что хотите - говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)

VI. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать.

В «Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперёд.

Влево, вправо поворот.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовится пора.

Руки, ноги разогреем,

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем,

Вниз опустим, полетим как самолёт.

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперед.

Левой, правой,

Левой, правой.

Смело мы идём вперёд.

Светофор – помощник славный

Уставать нам не даёт.

VII. Продолжение работы по теме урока

– Как называются люди, которые едут в транспорте?

– Легко ли быть пассажиром?

– Знаете ли вы правила пассажиров?

Пассажиром быть непросто:

 СЛАЙД 18

войдя в салон, надо купить билет и пройти вперёд;
уступи место, если необходимо;
не высовывайся из окна в целях безопасности;
нельзя возить в автобусе взрывоопасные и острые предметы;.
не отвлекай водителя;.
выйдя из автобуса, обходи его сзади.

Как бы не был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или малым
Уступить не позабудь.

Посмотрите внимательно на следующий слайд. СЛАЙД 19/1

– инспектор ГИБДД .кто это такой? Чем занимается?

- Инспектор ГИБДД управляет дорожным движением, следит за соблюдением ПДД водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивает безопасность на проезжей части дороги. Он одет в форменную одежду. Сзади на куртке у него три большие буквы “ДПС” СЛАЙД 19/2, что означает “Дорожно-патрульная служба”. Впереди на куртке прикреплен нагрудный знак СЛАЙД 19/3, где написано “милиция”, “ДПС”, изображен двуглавый орел и есть номер, по которому можно узнать, где работает инспектор.  

У него есть свисток, СЛАЙД 19/4чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, и жезл СЛАЙД 19/5- это такая палка с черными и белыми полосами, которую инспектор держит в руках. Жезлом инспектор управляет дорожным движением, то есть регулирует его. А так же есть специальные патрульные машины. СЛАЙД 19/6

VIII. Самостоятельная работа.

А сейчас мы проверим, как вы усвоили тему урока.

У вас на столах карточки с буквами А, Б, В. Прочитайте вопрос, все ответы и покажите карточку с нужной буквой.

1. СЛАЙД 20/1 Как нужно переходить улицу, если рядом нет ни подземного перехода, ни светофора, ни «зебры»?

1) убедиться, что рядом нет машин и быстро перебежать улицу;

2) посмотреть налево, дойти до середины проезжей части, посмотреть направо: нет ли машин;

3) спокойно, не торопясь, перейти дорогу – водитель сам тебя увидит и остановится СЛАЙД 20/2 (ответ – 1)

2. СЛАЙД 21/1 Переходя улицу, необходимо быть:

1) сильным, смелым, стройным;

2) собранным, внимательным, осторожным;

3) умным, красивым, радостным. СЛАЙД 21/2 (ответ – 2)

3. СЛАЙД 22. Что означает красный сигнал светофора?

1) Внимание!

2) Светофор сломан.

3) Движение запрещено. СЛАЙД 22/2 (ответ – 3)

4. СЛАЙД 23/1 Где нужно обходить автобус, когда он стоит на остановке?

1) спереди

2) сзади

3) нужно подождать, когда от уедет, а затем перейти дорогу. СЛАЙД 23/2 (ответ – 3)

Молодцы! А теперь для выполнения следующего задания, вам понадобятся карандаши.

5.  СЛАЙД 24/1 Мальчику нужно пройти в булочную, покажи стрелкой как ему идти.

Ответ - СЛАЙД 24/2

6.  СЛАЙД 25/1 А теперь посмотрите, картинка изменилась. Укажите стрелками путь до булочной

Ответ - СЛАЙД 25/2 Как вы видите, в этой ситуации можно выбрать два варианта прохода до булочной. Они будут верны.

IX. Итог урока, рефлексия

- Какие чувства вы испытывали во время урока?

- Что понравилось?

- А что нового вы узнали?

- Над чем задумались?

- Чему удивились?

- Я очень рада, что вам понравилось, а еще хочу вас попросить раскрасить СЛАЙД 26  окна автобуса.

ЕСЛИ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО закрасьте окно под этим номером ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО – КРАСНЫМ. СЛАЙД 27

Найдите 1 окно – Определять, много ли вы знаете про правила

дорожного движения, лепестки

2 окно – работа со светофором, раскрашивание в нужные цвета

3 окно – работа с обучающей программой, загадки про дорожные знаки, про то, что можно встретить на дорогах

4 окно – игра на внимание

5 окно – самостоятельная работа, карточки с буквами, укажи правильный путь.

Нашему светофору очень понравилось, как вы работали на уроке.

-  я хочу вручить вам дипломы грамотных пешеходов за отличные знания по ПДД. Здесь написаны ваши фамилия и имя.

- Спасибо вам за этот замечательный урок! СЛАЙД 28  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Берегись автомобиля"

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ . Знакомство с дорожными заками, правилами дорожного движения, правилами поведения на дорогах....

Урок окружающего мира "Берегись автомобиля"

Урок направлен на формирование знаний основных ПДД, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок окружающего мира "Берегись автомобиля!"

Цель урока-КВН: обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения....

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Берегись автомобиля!"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему: "Берегись автомобтля!". Урок представлен в виде игры "КВН"....