Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Фаина Борисовна Бычкова

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Автор А. А. Плешаков

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной шко­лы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направлен­ность, которая определена особой актуальностью экологичес­кого образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве­ке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю­щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов­ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова­ние опыта экологически и этически обоснованного поведе­ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле­ние подготовки к изучению естественно-научных и общест­воведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправлен­но создаются условия для развития у учащихся познаватель­ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих спо­собностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп­росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело­век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осу­ществлялся на основе следующих ведущих идей:

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко про­являет себя и в природной, и в социальной сферах. На ос­нове интеграции естественно-научных, географических, исто­рических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и наро­дов. В соответствии с экологической направленностью кур­са особое внимание мы уделяем знакомству младших школь­ников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого не­возможно существование человека, удовлетворение его мате­риальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последо­вательно реализуемой в курсе. Идея экологической целост­ности мира реализуется через раскрытие разнообразных эко­логических связей: между неживой природой и живой, внут­ри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства приро­ды и общества, целостности самого общества, теснейшей вза­имозависимости людей имеет также„включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые при­сутствуют в программе каждого класса.»

Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравствен­ную сферу отношения не только к другим людям, но и к при­роде, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базирует­ся на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, соз­вучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учеб­но-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения яв­лений природы и общественной жизни, выполняют практи­ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро­вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно­го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул­ки, встречи с людьми различных профессий, организация по­сильной практической деятельности по охране среды идругие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо­гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса и назван­ными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной шко­лы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных .объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графи­ческих и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отноше­ния к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработан­ной книги для чтении по экологической этике.

Остановимся на особенностях содержания курса по клас­сам.

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предмет­ные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступ­но непосредственно чувственному опыту детей. Вторая груп па вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего ми­ра, как естественных, так и связанных с деятельностью лю­дей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основ­ном по единой схеме: мир неживой природы, растения и жи­вотные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от те­мы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важ­нейших природоведческих понятий: природа, неживая приро­да, живая природа, дикорастущие и культурные растения, ди­кие и домашние животные и др. Важное место в курсе зани­мает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенап­равленно и последовательно раскрываются доступные пони­манию учащихся экологические зависимости, осознание кото­рых необходимо для развития у учащихся современного эко­логического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства мило­сердия, норм поведения в природной среде, следование кото­рым составляет основу экологической культуры личности.

В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образова­нии. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи меж­ду природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросове­стному труду в любой сфере жизни.

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих уме­ний и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуаци­ях, которые могут представлять опасность: на улице и доро ге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обу­чение умению общаться с другими людьми — детьми и взрос­лыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, об­щественных местах.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местнос­ти и формированием первоначальных географических предс­тавлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопро­сов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Ро­дине, к Земле как общему дому всего человечества.

Перечисленные аспекты содержания выделены в програм­ме в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и се­ла», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружа­ющего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и после­довательно рассматриваются различные природные компо­ненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Примени­тельно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природ­ного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целост­ность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоро­вый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой предс­тавлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое вни­мание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устрой­стве, взаимосвязях между человеком и обществом, общест­вом и природой формируются в теме «Чему учит экономи­ка». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естест­венно-научным и экологическим материалом курса и рас­сматривается нами как одно из ключевых направлений ин­теграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представ­лен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по зна­менитым местам мира. Такой подход позволяет преподно­сить в единстве знания из областей географии, истории, эко­номики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме веду­щие идеи курса. В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс от­крывается темой «Земля и человечество», при изучении ко­торой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отме­тить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в сис­тематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаи­моотношений человечества и природы, получая представле­ние об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Ро­дины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются фор­мы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы — «Страницы всемирной исто­рии» — формирует у учащихся представления об основных пе­риодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, напол­няющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с ис­торией родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Програм­ма ориентирована на развитие у ребенка интереса к прош­лому страны, формирование потребности в получении и рас­ширении исторических знаний. Отбор фактического матери­ала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причаст­ность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образ­цами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечест­ва является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной сим­воликой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регио­нами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми ок­ружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно про­должается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем это­го процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, нача­тая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на вне­классных занятиях. Учителю следует также стремиться к то­му, чтобы родители учащихся в повседневном общении со сво­ими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные зада­ния для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материа­лы программы получали развитие в учебных курсах аналогич­ной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

В программе указано примерное количество часов на изу­чение каждого раздела. Учитель может самостоятельно пере­распределять часы с учетом подготовленности учащихся и ус­ловий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, ко­торое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру 3класс (2часа в неделю ) по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2010 г.

Тема урока

Ч.

Дата

Дата

Практическая

работа, экскурсии

Домашнее

Задание

Приме-чание

Как устроен мир.

7

1.

Инструктаж по технике безопасности и охрана труда.

Разнообразие природы.

1

Экскурсия

в борок

С.4-7, 8-9*

Т.с.4№4

2.

Человек. Разумное существо

1

С.10-15

Т.с.7№4

3

Общество. ЧС мирного и военного времени( военные конфликты)

1

С.16-20 21*

Т.с.8№3 4

4

Мир глазами эколога.

1

С.22-26

Т.с.10№4

5

Природа в опасности. Охрана природы. Пожарная безопасность в лесу.

1

П.Р.Посадка

Деревьев

С.27-30

Т.с.12№5

6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

П.Р.Изготовление

Кормушки

С.4-30

7

Проверочная работа по теме «Как устроен мир»

1

Рисунок

Эта удивительная природа.

19

8

Тела, вещества, частицы.

1

С.34-35 38*

Т.с.15№6

9

Разнообразие веществ. Оказание помощи при бытовых ожогах.

1

П.Р.Обнаружение

крахмала в продуктах.

С.39-43

Т.с.18№4

10

Воздух и его охрана.

1

С.44-48

Т.с.20№5

11

Вода. Безопасное поведение на воде.

1

П.Р. Изучение

Свойства воды.

С.49-52

Т.с.23№5

12

Превращения и круговорот воды.

1

С.53-56

Т.с.24№4,5

13

Берегите воду. «СОС»- если случится беда.

1

П.Р. Очистка воды.

С57-61

Т.с.26№2

14

Как разрушаются камни.

1

С.62-64

Т.с.27№2

15

Что такое почва.

1

С.65-69 70*

Т.с.28№4

16

Разнообразие растений. Внимание! Ядовитые растения.

1

С.71-75

Т.с.31№8

17

Солнце, растения и мы с вами. Пожарная безопасность.

1

С.76-79

Т.с.34№5

18

Размножение и развитие растений.

1

П.Р.Рассматривание

плодов и семян.

С.80-83

Т.с.36№7

19

Охрана растений.

1

С.84-87 88*

Т.с.39№7

20

Разнообразие животных.

1

С.89-95

Т.с.43№6

21

Кто что ест.

1

С.96-98 99*

Т.с.46№6

22

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

С.100-104

23

Размножение и развитие животных.

1

С.105-111

Т.с.50№5

24

Охрана животных. Безопасное поведение с домашними животными.

1

С.112-116 117*

Т.с.53№6

25

В царстве грибов. «Если в лесу пожар» -игра

1

П.Р.Распознание природных объектов с помощью атласа.

С.118-122,122*

Т.с.55№4

26

Великий круговорот жизни. Обобщение по теме «Эта удивительная природа»

1

С.123-126

Т.с.56№2

Мы и наше здоровье.

8

27

Организм человека.

1

С.128-130 131*

Т.с.58№3

28

Органы чувств.

1

С.132-126

Т.с.59№3

29

Надёжная защита организма. Чрезвычайные ситуации при авариях и катастрофах.

1

П.Р.Знакомство с внешним строением кожи. Оказание первой помощи при повреждениях кожи.

С.137-140

Т.с.60№3

30

Опора тела и движение. Предупреждение травматизма.

1

С.141-145

Т.с.61№2

31

Наше питание.

1

П.Р. Изучение содержания питательных веществ в разных продуктах.

С.150-153

Т.с.65№4

32

О дыхании, о кровообращении и о том, как удаляются из организма вредные вещества.

1

П.Р.Подсчёт ударов пульса.

С.150-153

Т.с.65№4

33

Это зависит от тебя. Знай права и обязанности. (конвенция прав ребёнка)

1

С.154-155

Т.с.66№3

34

Здоровый образ жизни. Обобщение по теме «Мы и наше здоровье»

1

С.157-160

Т.с. 66№3

Наша безопасность.

9

35

Огонь, вода, газ. «Опасное рядом»- мед.помощь при отравлении газом.

1

С.4-8

Т.с.4№4

36

Чтобы путь был счастливым. Викторина по ПДД.

1

П.Р.Правила перехода улицы.

С.8-13

Т.с.8№5

37

Дорожные знаки.

1

С.14-17

Т.с.11№4

38

Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

1

С.17 зад2

39

Опасные места. Поведение в ситуациях криминогенного характера.

1

С.18-22

Т.с.13№3

40

О молниях, змеях, собаках и прочем. Безопасное поведение дома.

1

С.23-28

Т.с.15№4

41

Экологическая безопасность.

1

П.Р.Устройство фильтра для воды

С.29-33

Т.с.20№6

42

Обобщение по теме «Наша безопасность»

«Внимание, пешеход» (игра)

1

С.34зад.2

Чему учит экономика.

14ч

43

Для чего нужна экономика.

1

С.36-39

Т.с.24№8

44

Три кита экономики.

1

С.40-46

Т.с.25№3

45

Полезные ископаемые.

1

П.р. Рассмотрение и определение образцов полезных ископаемых.

С.48-52

Т.с.29№7№8

46

Растениеводство.

1

П.Р.Знакомство с культурными растениями.

С.53-58,59*

Т.с.31№5,6

47

Животноводство.

1

С.60-63

Т.с.33№5,6

48

Какая бывает промышленность?

1

С.64-67

Т.с.37№5,6

49

Какая бывает промышленность?

1

Т.с.36№4

50

Что такое деньги? Подделка денежных знаков- преступление.

1

П.Р.Знакомство с современными монетами

С.68-71,зад*

Т.с.39№4

51

Государственный бюджет.

1

С.76-77

Т.с.40№3,4

52-53

Семейный бюджет. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

2

П.Р.Составление семейного бюджета.

С.77-80

Т.с 42№3,4

54

Экономика и экология. Мероприятия ГО по защите населения.

1

С.81-86

Т.с.44№3,4

55

Экскурсия на пивзавод. Правила поведения на дорогах.

1

Экскурсия

56

Обобщение по теме «Чему учит экономика»

1

С.86 эад.3

Путешествие по городам и странам.

14ч

57

Золотое кольцо России. Ростов-Углич. Безопасное поведение на улицах и дорогах.(схема)

1

С.88-89

Т.с.49№6,7,8.

58

Золотое кольцо России. Ярославль- Кострома- Плёс.

1

С.91-94

59

Золотое кольцо России. Суздаль-Владимир.

1

П.Р.нахождение городов на карте.

С.95-98

60

Наши ближайшие соседи. «Если ты собрался в путешествие» (игра)

1

С.100-105

Т.с.53№5,6

61

На севере Европы. Норвегия, Швеция, Исландия.

1

С.110-114

Т.с.58№7,8,9

62

На севере Европы. Норвегия, Швеция, Финляндия.

1

П.Р.Нахождение

Городов на карте.

С.115-116

Т.с.59№9,10

63

На севере Европы. Дания, Исландия.

1

С.118-124 *

Т.с.61№4,5,6

64

В Центре Европы. Прогулка по улицам города.

1

С.125-130*

Т.с.66№7,8,9

65

Путешествие по Франции.

1

С.132-137

Т.с.72№8,9

66

Путешествие по Великобритании.

1

С.138-141

Т.с.73№10,11

67-68

На юге Европы.

2

С.142-147,147*

Т.с.76№8,с.77№7,9,10

69

По знаменитым местам мира. Толерантность- как черта современного школьника» (игра)

1

С.149-153

Т.с.80№3.4

70

Обобщение по теме «Путешествие по городам и странам». «Я, ты, он, она-вместе дружная семья» (игра)

1

Экскурсия в парк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"

КТП по окружающему миру  "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс

КТП составлено в соответствии с ФГОС -нового поколения...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс

Календарно-тематическое планирование  по окружающему миру.  "Школа России", 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России". 2 класс

Календарно-темаатическое планирование по предмету "Окружающий мир". Программа "Школа России". 2 класс....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 4 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1 класс...