Урок окружающего мира .Семья. Родственники. для 2 класса
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира "Семья. Родственники" для 2 класса  составлен  на основе учебника Окружающий мир О.Т.Поглазова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_semya._rodstvenniki.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок- исследования по окружающему миру.

                     Тема «Твоя семья».

                             2 класс

                      (Учитель Бондаренко Е.М.

                     МБОУ Заветинская СОШ №1)

Цель урока:

 Вызвать интерес у детей к познанию своих «корней»,

 изучение роли семьи в жизни человека.

Познакомить с тем, как появились имена, фамилии, отчества.

Задачи урока:                                                                                                         Формирование знаний о составе семьи, родственных связях членов семьи, объяснить, что такое поколение.

Формирование умения рационально использовать время.

Развивать логическое мышление, умение работать в группах, умение принимать решения, помогать друг другу.

Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

Воспитывать уважительное отношение ко всем старшим в семье, родственникам.

 

 Создать условия для формирования УУД:                                      -  личностные -  положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; понимание важности здорового образа жизни;

регулятивные  - принимать  учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия, оценивать результаты своих действий;                              

познавательные -  осуществлять поиск информации из материалов учебника , словарей, Интернета ,  понимать информацию;                                    

коммуникативные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; отвечать  на вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения – диалога

Тип урока:  урок формирования и совершенствования знаний и умений.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

                                         

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, пректор, экран.

Карточки с терминами «Исследование», «исследователь», «исследовать»

Таблички с этапами исследовательской деятельности: «сбор информации», «обобщение», «результаты», «выводы».

Дидактический материал:

Карточки, на которых схематически изображены способы сбора информации: «подумать», «найти в книгах, журналах, энциклопедиях», «посмотреть по телевизору», «найти в Интернете», «наблюдения и проведение эксперимента», «спросить у другого человека»

Листы для фиксации полученной информации.

Учебные пособия:

Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова

Толковый словарь С.И.Ожегова

                                          Ход урока.

1Этап.

Создание эмоционального фона урока.  Самоопределение к деятельности (организационный момент)

                                   Долгожданный дан звонок –

                                   Начинается урок.

                                   Мы пришли сюда учиться,

                                   Не лениться, а трудиться.

                                   Работаем старательно,

                                   Слушаем внимательно.

2этап.

Проверка домашнего задания.

-Какую тему мы с вами изучаем? Что нового мы открыли для себя, изучая эту тему?

(Мы проходим тему «Общество». Узнали, что человек – член общества. Человек – часть живой природы. Он живет среди людей, общается на работе и общественных местах; познакомились с правилами культурного поведения в обществе, а еще мы узнали, какого человека можно считать красивым. А кто из вас может сказать словами  А.П.Чехова. Узнали о том , кого можно считать настоящим другом)

Слайд №1

А)Выберите, что вы считаешь главным в человеке:

               Одежда, форма носа, цвет глаз, рост, ум, ловкость, знания,    стройность, умения, сила, доброта, отзывчивость, весёлость.

Слайд №2

б)Рисунки с изображением  детей с разным  выражением лиц по настроению.

- Что выражает каждый из этих ребят?

-С кем из них вам хотелось бы общаться? (покажи № рисунка)

 - Давайте и мы постараемся на уроке поддерживать хорошее настроение.

в) собрать листочки с домашним заданием: описание самого себя,  черты характера, которыми вы гордитесь и, которые вам хотелось бы исправить (предложить прочитать , если есть желающие)

3 этап.

Актуализация знаний

Учитель: Человек,  как мы с вами уже выяснили,  часть живой природы, а сегодня мы попробуем разобраться,  кем и чем ещё может быть человек.

Задания в парах.

         Напишите, посовещавшись,  ваши версии на листочках.

( возможные варианты: жители Земли, члены государства, член коллектива,

Россиянин, гражданин и т. д.)

4этап

 Этап усвоения новых знаний.

 -Много интересного  версий вы высказали , но остановимся вот на чем.

Слайды: № 3-4

Ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ  7я

- Итак, о чем мы будем говорить?

 -Это тема нашего урока.

Физ. мин. «Пальчиковая гимнастика»

                  Этот пальчик – дедушка,

                  Этот пальчик – бабушка,

                  Этот пальчик – папа,

                  Этот пальчик – мама,

                  Этот пальчик – я.

                  Вот и вся моя семья.

- Ребята, а всё ли мы знаем о семье? Ваши предположения!

В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть каждый из вас откроет что-то новое для себя.

Кто может мне сказать, открывать новое интересно самостоятельно, или может быть лучше получать информацию в готовом виде.

Слад №5

  У нас урок сегодня будет необыкновенный Сегодня вы будете проводить самостоятельные исследования

 ( на экране появляется слово «исследование»)

- Как вы понимаете что это такое?

(исследование – это научный труд.)

- А кто же такой исследователь?

 (Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)

- Сегодня , ребята, каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную информацию по данной теме.

              На доске  «Сбор информации»

- Сбор информации – дело для нас новое, сложное

-Как вы думаете, с  чего можно начать работу по сбору информации?

  - Нужно подумать. Что я знаю по данной теме?

  -из книг, журналов, энциклопедий и т.д.

  -посмотреть по телевизору

  -найти и прочитать в Интернете

  - спросить у другого человека

В конце любого исследования нужно всю информацию обобщить, и сделать выводы.

 - Как вы думаете. Ребята, что это мы с вами составили?

  (Это алгоритм исследования)

5 этап.

Практическая работа. Начнем первый этап  «сбора информации»

1 Подумаем, что мы знаем о семье? ( Ответы детей)                                          

 Слайд №6

Вместе занимаются домашним хозяйством.

Вместе живут в одной квартире.

Любят и уважают друг друга.

Вместе отдыхают и проводят свободное время.

Распределяют деньги на покупки и ведение домашнего хозяйства

  -Ребята, как вы думаете все ли вы знаете о семье?

А каким еще способом мы можем получить информацию?

(Получить информацию из книг, энциклопедий, работая с Интернетом )

Работа в группах: «Лингвисты»

1 группа работает с текстом учебника на с.52 и  словарем С.И.Ожегова

 Задание 1 :

Найти – что такое семья                                                                                      Значение слова родственники                                                                            Значение слова поколение

               

Задание 2  Выбрать пословицы о семье:

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Семья без детей – что цветок без запаха.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семья в куче – не страшна туча.

2 группа работает с текстом на с 53

   Узнайте , кто является  твоими  родственниками

   Назовите родственников Наташи Ершовой  по рис на с.53

3 группа «Историки» Табота с инциклопедией.

   Задание: Узнать: как появились имена.

                   Выясни, каких имен больше всего в классе.

                   Определите значение имен некоторых ребят в классе

Максим – «величайший»

Михаил – «равный Богу»                                                                                         Даниил – «суд Божий»

Светлана -

Александр –

4 группа   «Историки» с текстом на с 54 Работа с энциклопедией, работа с Интернетом

 Узнайте  как появились  фамилии.

 

Определите происхождение фамилий: Кузуб, Иванова, Садчиков, Митько,

Бондарева, Некрасова, Низев, Рязанцева, Пономаренко

  Физминутка  Слайд №6

Учитель: Семечко лежит в земле, оно спит, над ним шумят ветры, трещат морозы, но оно сладко спит.

 (Дети сидят, закрыв голову руками).

Первый луч солнца пригрел его, и оно проснулось.

 (Дети поднимают головы, смотрят вверх.).

Начал таять снег, дал семечку попить, и оно стало прорастать.

(Дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Сначала молодой росток сильно раскачивался на ветру.

 (Дети раскачиваются с поднятыми руками, стоя на носках.)

 Но потом деревце окрепло. Корни становились все крепче и крепче

(расставить ноги в стороны).

Деревце всё выше и выше раскидывает свою листву.

 (Дети стараются, прижимая пятки плотно к полу, потянуться вверх с разведёнными руками.)

 Осенью с дерева облетают листья.

 (Дети встряхивают руками, наклоняясь до пола, затем распрямляются.)

На зиму дерево затихает…

(Дети стоят неподвижно.) …

Чтобы снова проснуться с новой весной.

 (Дети садятся за парты.)

6-й этап.   «Обобщение» информации

1) Обобщают полученные знания «Лингвисты» 1-я группа

-   Что вы узнали из словаря о значении слова «семья»

(В словаре Ожегова мы нашли определение значения слова «семья». Семья – это группа родственников, живущих вместе.

 Ещё мы узнали. что семьи бывают маленькие и большие. В одной семье могут жить только папа, мама, ребёнок. Но могут вместе жить два, три и даже четыре поколения. Из словаря мы узнали , что поколение- это родственники близкого возраста ( например : старшее поколение – это бабушки и дедушки, младшее – это их внуки) А ещё мы узнали , что если детей  в семье трое или больше, семья считается многодетной.

Слайд №7, 8, 9

- Сколько поколений на фотографии?

- Ребята, поднимите руки , если в вашей семье трое или больше детей.

Какие это семьи?

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому нас учат русские пословицы и поговорки. .  

- Назовите , какие пословицы о семье вы выбрали?                                      

2) Обобщают свои знания ученики 2-й группы. «Лингвисты»

- Из толкового словаря мы узнали, что родственники – это люди, у которых общие родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

А еще мы узнали . что сестры и братья моих родителей – это родные дяди и тети, а их дети- двоюродные братья и сестры

 

-Выполнить задание: Назвать родственников Наташи Ершовой.

Слайд №9

3) Обобщают свою информацию «Историки»- 3-я группа

О происхождении имен

- Сначала на Руси были только клички и прозвища. Они давались по:  внешнему виду,                                                                                                                   по какому-то значительному жизненному случаю ;                                                                   по характеру человека.                                                                                                        Эти прозвища были неблагозвучными: Брюшина (из за большого живота), Бузга (болтун), Базан (крикун), Реут (басистый),.                                                  -происходили от названий животных и растений;                                                 -отражали    порядок появления новых членов семьи и отношения к ним - Косой, Рябой, Бел, Мал, Буян, Молчан, Любим, Козел, Комар, Ждан, Волк, Заяц, Первуша, Третьяк и т.д. Со временем эти прозвища стали восприниматься как имена.

 

 Почему наши предки давали такие неблагозвучные имена? Зачем они им понадобились? Ответ на эти вопросы даёт писатель Л. В. Успенский, написавший книгу "Ты и твое имя":

   "... Родилось дитя. Никто не удивится, если отец и мать захотят выбрать ему такое имя, в котором бы отразились их радость, нежность, любовь. Но ведь дети, являясь на свет, доставляют не одну только радость, но и хлопоты и заботы .  В древних грамотах встречаются и Неупокой, и Шумило, и Томило, и даже Крик и Бессон. Эти имена выражают не злобу, не досаду,  - скорее смесь нежности и отчаяния. Конечно, их давали детям любящие, но трудно живущие матери.

   Были в старину семьи, для которых каждый новый их член, по горькой нищете, по голодной жизни, и на самом деле оказывался Нежданом и Нечаем, сущей Докукой, настоящей Бедой, Нелюб, Ненаш, Нехорошей, Болван.  

 

  Наши предки были суеверны. Они очень боялись "глаза". Им казалось, назвать ребенка красивым, нежным или горделивым именем, - это значит привлечь к нему  внимание  - злых духов. Назовут мальчишку Красавчиком, а бес тут как тут: разве ему не лестно завладеть таким прелестным ребенком?! Услыхав же про маленького Хворощу, Опухлого или Гнилозуба, кто на них польстится? И под прикрытием обманного имени-оберега дитя будет спокойно расти и процветать.  

 

 Теперь очень большие семьи - сравнительная редкость; несколько столетий назад они были правилом. В доме, где рождается десятый или одиннадцатый сын, не так-то легко выбрать для него удачное и подходящее имя. Поэтому так много нам известно людей с именами-номерками: Первуша, то есть "первый сын", Вторак, или Второй, Третьяк, Четвертой, Пятой и так далее, до Десятого включительно. Этим фактом объясняется, что у нас сейчас так распространены фамилии вроде Первушины, Второвы, Третьяковы, Девятовы, Пяткины, Шестаковы, Четвертоковы и т. д.

   

  С принятием на Руси христианства ситуация изменилась. Теперь при крещении людям стали давать так называемые "крестильные" имена. Эти имена давались из строго определенного списка имён святых,  из церковного календаря. Поэтому крестильные имена принято  было также называть "календарными".

   Календарные имена были необычны и непривычны для населения и распространялись с большим трудом.  Поэтому в миру использовались старые некалендарные имена, которые,  назывались "мирским именем" или "прозвищем".

Слайд

   Максим – «величайший»

Михаил – «равный Богу»                                                                                         Даниил – «суд Божий»

Светлана -

4) Обобщает свою информацию 4-я группа

- Происхождение фамилии

      Такое для нас привычное слово  фамилия попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья».

ФАМИЛИЯ – наследственное имя семьи.

   Фамилии  на Руси появились довольно поздно. Давали их только знатным и богатым. Значительная часть городского и сельского населения ещё 100 лет назад не имели фамилий.

Живет человек, имеющий кузнецу. Естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы и потомки этого кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая уже передается по наследству

   Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых: Лисичкин, Раков, Мышкин, Селёдкин, Волков, Мотыльков, Бобров, Перепёлкин.

-

 Подумайте, как образовались фамилии: Богатырев (по качеству человека)

Рыбаков (по пофессии)

Остроумов ( по качеству )

Надеждин, Никитин ( от имен)

Определите происхождение фамилий: Кузуб, Иванова, Садчиков, Митько,

Бондарева, Некрасова, Низев, Рязанцева, Пономаренко

6-й этап Вывод

- Любое исследование теряет смысл, если не сделать вывод, и не подвести итоги.

    Итак, что нового и интересного узнали по теме « Семья. Родственники»?

7-й этап. Информация о домашнем задании.    

С.56-57 прочитать и ответить на вопросы

Сильным ученикам: подготовить рассказ о своей семье

8-й этап. Рефлексия

- Вам понравилось работать в группах?

- А какое настроение после этого урока? Покажите (карточки настроения.

- Расположи свои фото на этих полянах:

   Я всё понял и работал хорошо.

   Мне понравилось работать. Но у меня не всё получилось.

   Я собой не очень доволен, но буду над этим работать.

Запасной ход.

Тест.

1. Впиши слово, которое пропущено

    Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия

    Бабушка, мама, _________. Это  ____________  линия.

2. Соедини стрелками:

 Семья             Живущие в одно время люди одного возраста.

Друзья             Группа живущих вместе родственников.

Поколение       Сверстники, с которыми ты советуешься,

                          которым ты доверяешь свои тайны, делишься

                          своей радостью или горем  

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Семья. Родственники." для 2 класса по учебнику О.Т. Поглазова

Презентация к уроку "Семья. Родственники" для 2 класса составлена на основе учебника для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Урок окружающего мира "Семья"

Презентация для использования на уроке или классном часе...

Урок окружающего мира" Семья" 2 класс

Конспект урока окружающего мира на тему " Семья" по программе " Планета знаний"...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...