Классный час "Правила ухода за телом"
классный час по окружающему миру по теме

Комкова Ирина Николаевна

Цели: привитие навыков здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом; знакомство второклассников с основными правилами мытья тела, рук и ухода за волосами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_uhod_za_telom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Правила ухода за телом» (беседа-практикум)

Цели: привитие навыков здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом; — знакомство второклассников с основными правилами мытья тела, рук и ухода за волосами.

Оборудование: таз с водой, мыло, полотенце, зеркало. Несколько красочных рисунков или репродукций картин об уходе детей за телом. Книги К. Чуковского, В. Маяковского.

Ход классного часа

Ситуация «Мытье тела и уход за волосами» 1

Учитель открывает картинку, на которой нарисо ваны опрятные, аккуратно одетые ученик и ученица, и показывает ее детям.

Пояснив, что мальчика зовут, например, Володей, а девочку Наташей, учитель спрашивает учащихся, что они могут сказать про Володю и Наташу, как они назовут таких мальчика и девочку. Учитель напоминает, что надо давать полные ответы, слова произносить правильно.

Учащиеся обычно отвечают, что Володя чистый,3 опрятный, аккуратный;  волосы у Володи коротко острижены; Володя бодрый,  здоровый,  крепкий. 3 Наташа аккуратно причесаны волосы.

Учитель поясняет, что все школьники должны быть j

такими же чистыми, опрятными, здоровыми. Но это не дается без старания, без труда. Чтобы быть чистым и опрятным, надо постоянно и правильно заботиться об этом.

Напомнив учащимся о том, что называется телом человека, учитель задает вопрос: чем покрыто тело человека? Учащиеся отвечают, что тело человека по крыто кожей.

Учитель может предложить детям рассмотреть кожу на своих руках. Он обращает внимание на то, что кожа мягкая, розоватая, что на ней видны бороздки, склад ки. При движении пальцев кожа то легко натягивает ся, то образует складки.

Учитель спрашивает учащихся, что у них появля ется на коже, когда им бывает очень жарко (напри мер, при беге в жаркий день). Учащиеся отвечают, что на коже выступают капельки пота.

Учитель добавляет, что на коже постоянно есть еще тонкий слой жира (кожного сала).

Если человек долго не моется, то у него на коже собираются кожное сало, остатки пота и пыль в боль шом количестве, кожа становится грязной, она грубе ет, на ней могут появиться трещины.

— Грязная кожа может принести вред здоровью, кроме того, на грязного мальчика (грязную девочку) неприятно смотреть. Для того чтобы кожа была чис той, нужно все тело мыть не реже одного раза в неде лю; мыться надо теплой водой с мылом и мочалкой (намыливать кожу надо 2—3 раза). Только таким спо собом можно хорошо смыть жир, имеющийся на коже (кожное сало), полностью смыть грязь. Мыться мож но либо в бане, либо дома. После мытья человек чув ствует себя лучше, бодрее.

На волосах и между ними при плохом уходе со бирается много кожного сала, пыли, грязи. Поэтому мальчикам лучше всего волосы стричь коротко, под машинку. Тогда голову так же легко вымыть, как и шею и лицо. Это особенно удобно в жаркое время.

Девочкам с длинными волосами надо мыть голову не реже чем раз в неделю, после мытья прочесывать волосы чистым гребнем. Ежедневно надо аккуратно причесываться (показать картинки). Взлохмаченные, растрепанные волосы — признак неряшливости, неоп рятности.

Девочкам надо запомнить, что ленточки в косич ках будут выглядеть у них красиво лишь в том случае, если волосы будут совершенно чистые.

После мытья надо обязательно надеть чистое белье (показать картинку). Почему?

Потому, что белье при носке пропитывается потом, кожным салом, загрязняется.

Запомним первых два правила ухода за телом.

1. Мыть тело теплой водой с мылом и мочалкой (или губкой) не реже раза в неделю.

2. После мытья надевать чистое белье.

Далее учитель предлагает практически закрепить правила ухода за телом. Вызывает к столу с оборудо ванием (таз с водой, мыло, полотенце) любого учени ка. Во время общения с детьми использует их имена (в тексте приведены примеры имен второклассников).

Учитель. Для того чтобы быть чистым и опрятным, надо не только еженедельно мыть все тело. Необходи мо также ежедневно мыть лицо, шею, уши, руки.

Почему мы моем лицо не раз в неделю (как все тело), а каждый день, даже по несколько раз в день?

Потому что лицо, уши, шея одеждой не покрыты. Они быстро загрязняются пылью, которая оседает на них из воздуха и смешивается с потом, с кожным салом.

Как часто надо умываться?

Не менее двух раз в день: утром после вставания и i вечером перед тем, как ложиться спать. Следует умы ваться и днем, например, после некоторых игр, работ, после ходьбы по пыльной дороге.

Сейчас Дима и Надя покажут нам, как надо умы вать лицо, шею и уши.

Вот здесь у нас приготовлено все, что нужно для умывания (вода, таз, мыло). Полотенце Дима повесил. Правильно сделал. А то некоторые дети перед умыва нием накидывают полотенце на себя (на плечи, на шею) или опоясываются им. Так нельзя делать. Когда поло тенце накинуто на плечи, оно загрязняется брызгами из таза или раковины.

Хорошенько присматривайтесь. Все мальчики и де вочки должны научиться так аккуратно умываться.

Мальчик снимает костюм, остается в майке, аккуратно кладет снятую одежду на стул. Девочка поливает из кувшина. Сначала мальчик моет руки с мылом, а затем лицо.

Учитель поясняет, что мыться надо в майке, а еще лучше раздетым до пояса. Мыть лицо надо только чи стыми руками. Учитель обращает внимание детей на то, что мальчик хорошо намыливает лицо, уши, шею, полностью смывает мыльную пену. Воду подносит ак куратно, не расплескивая.

Учитель добавляет, что некоторые дети моют руки и лицо водой, налитой в таз. Так делать нельзя. Надо мыться чистой водой, из крана или кувшина. Затем мальчик вытирается полотенцем. Учитель объясняет, что вытираться надо хорошо, насухо. Если после мытья кожа остается мокрой, то она становится негладкой, шершавой, грубеет, на ней в холодную погоду образуются трещины.

Учитель может показать детям, что полотенце пос ле того, как им вытирались, осталось чистым. Это произошло потому, что Дима хорошо вымыл руки и лицо. Если дети плохо моют их, то полотенце становится грязным после первого же пользования им.

Можно ли вытираться общим полотенцем? Нет.

Каждый школьник должен иметь отдельное полотенце и вытираться только им.

После употребления полотенце вешают на отведенное для него место. Мыльницу с мылом надо также всегда хранить в каком-либо одном месте (например, на полочке).

Учитель может предложить Диме проверить в зеркале, хорошо ли он вымыл лицо. Затем предлагает всем детям посмотреть, полюбоваться, как чисто вы мыл Дима лицо, уши, шею, как посвежело лицо, по хорошело. Каждому мальчику и девочке после умыва ния надо посмотреть в зеркало, чтобы убедиться, что хорошо умылся.

Ситуация «Мытье рук и уход за ногтями»

Учитель. Как часто мы моем руки? Чаще, чем лицо, или реже? Чаще. Почему? Руки, так же как и лицо, не покрыты одеждой. Учитель предлагает детям пере числить, к каким предметам приходится им притра гиваться в течение дня, затем подытоживает получен ные ответы. Руками мы работаем. А во время работы, например при подметании пола комнаты, чистке кар тофеля, при столярной работе или работе в огороде и т. д., руки почти всегда загрязняются. Могут загряз няться руки и при письме. Руки у нас обязательно загрязняются, когда мы играем в мяч, в городки, ког да притрагиваемся к калошам, дверным ручкам, к крючку и цепочке в уборной, к кошке, собаке и т. д. На всех этих предметах обычно есть грязь.

К мячу, например, пристает грязь с пола, с земли. Загрязнены бывают и чистые на вид туфли. К ручкам дверей, к крючку и цепочке в уборной притрагивает ся много людей. Среди них могут быть и больные.

Когда мы берем различные предметы или притраги ваемся к ним, то грязь, имеющаяся на них, пристает к нашим рукам. Эта грязь потом может быть перене сена на хлеб (сыр, яблоки и т. п.), который мы берем немытыми руками. А с грязью могут передаваться мно гие болезни от больного человека другим людям. Поэто му, если кто-либо съест загрязненный руками хлеб (или сыр, яблоки, колбасу), то он может заболеть (у него может появиться жар, боль в животе). Могут за болеть (загноиться) и глаза, если их тереть грязными руками. Плохо вымытые руки загрязняют одежду, белье, книги, тетради. Вот почему необходимо часто мыть руки.

Руки мы моем при утреннем и вечернем умыва нии. Мыть их надо в течение дня после каждого за грязнения. Как только закончили игру в мяч, в го родки, как только кончили грязную работу (подмели пол, вскопали грядку, вынесли мусор и т. д.), поигра ли с кошкой, собакой, надо тотчас же вымыть руки, а не оставлять их грязными до обеда, ужина или вечер него умывания.

Руки надо мыть после каждого посещения туале та.

Руки надо мыть каждый раз. перед едой, даже если они на вид кажутся чистыми. Мыть руки нужно все гда с мылом, потому что без мыла, как вы уже знаете, грязь отмывается плохо.

Почему мыть руки надо каждый раз перед едой? Это необходимо для того, чтобы не заболеть от пищи, которую вы можете загрязнить своими же руками. Кро ме того, вы знаете, что чистыми руками гораздо прият нее браться за хлеб, ложку, тарелку.

При изложении этих правил учитель может исполь зовать такого рода пример. Как-то мать предложила девочке вымыть руки перед ужином. Девочка сказа ла, что руки у нее чистые, она совсем недавно мыла их. Мать напомнила, что после мытья рук девочка играла в мяч. А ведь мяч катался по полу, значит, он грязный. Девочка поняла, что она не права, и тотчас же вымыла руки.

Учитель предлагает учащимся осмотреть свои ног ти, проверить, коротко ли они острижены, нет ли длин ных, запущенных ногтей, чистые ли они или гряз ные, нет ли черных каемок. Далее он объясняет, что под длинными ногтями быстро собирается много гря зи, ее трудно оттуда удалить. Как уже говорилось, грязь опасна для здоровья. Кроме того, грязные ногти (с черными каемками) вызывают у каждого опрятного человека отвращение. Длинными ногтями можно лег ко поцарапать кожу себе или товарищу. От этого на коже могут появиться прыщи, нарывы. Поэтому стри-. гите коротко ногти. При мытье рук тщательно вычи щайте грязь из-под ногтей.  Пользуйтесь для этого щеткой или ногтечисткой.

Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» («Надо умываться»)

Подведение итогов классного часа

Учитель подводит общий итог разговора. В форме диалога закрепляет знания об уходе детей за телом.

Учитель предлагает детям вспомнить, почему важ но насухо вытирать руки.

- Посмотрите, какие чистые руки у Толи. Когда руки чистые, это не только полезно для здоровья, но и приятно, красиво. Всем детям необходимо хорошо мыть руки.

Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Уход за зубами"

Цель: привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство второклассников с основными пра­вилами ухода за зубами....

Конспект классного часа "В здоровом теле- здоровый дух!"

Классный час посвящен здоровому образу жизни. Обсуждаются факторы, влияющие на наше здоровье. Проводятся конкурсы, разыгрывается сценка. В конце мероприятия выводится формула здоровья....

Презентация к классному часу "В здоровом теле-здоровый дух!"

В презентации находятся слайды  к классному часу "В здоровом теле-здоровый дух!"...

Классный час. В здоровом теле - здоровый дух

Предназначен для 1-4 кл.  Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании;  развивать знания о закаливании, различных видах спорта, воспитывать...

Классный час "В здоровом теле- здоровый дух"

Классный час на тему "В здоровом теле- здоровый дух". О правилах здорового образа жизни, о вредных привычках....

Классный час "В здоровом теле - здоровый дух" Олимпиада - 2014.

Классный час "В здоровом теле - здоровый дух" Олимпиада - 2014....

Классный час "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час, посвященный здоровому образу жизни...