«Древний мир - первые цивилизации».
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Савченкова Галина Николаевна

 

Цели: познакомить детей с первыми цивилизациями, путём путешествия по     карте, создать карту первых цивилизаций;

            закрепить знания по истории первобытного мира – открытия и достижения;

             развивать логическое мышление, устную речь;

             воспитывать любовь к истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_4_klass.rar7.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                              История 4 класс.

                Тема: «Древний мир - первые цивилизации».

Цели: познакомить детей с первыми цивилизациями, путём путешествия по     карте, создать карту первых цивилизаций;

            закрепить знания по истории первобытного мира – открытия и достижения;

             развивать логическое мышление, устную речь;

             воспитывать любовь к истории.

Оборудование: карта, рабочая тетрадь, карточки.

                                           

                                         Ход урока.

1.)Оргмомент.

 2. )Проверка домашнего задания.

а) Продолжите моё предложение:

Большие промежутки времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга – это…

                                                                              ( Исторические эпохи)

б) Назовите исторические эпохи в последовательности:

      Первобытный мир

      Древнейший мир

       Средние века

       Новое время

       Новейшее время

 - Когда началась эпоха Первобытного мира?

  - Сколько длилась?

 - Кого называют первобытными людьми?

( Первобытными называют людей, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.)

в) Восстановить недостающие открытия и изобретения Первобытного мира.

    1. Огонь.

    2. _________________

    3.Строительство жилищ.

    4. Приручение животных.

    5.__________________

    6.Посуда из глины.

    7.__________________

    8.Рисунки на стенах пещер.

    9.___________________

( Инд. работа у доски)

г) Выбрать и показать стрелками признаки первобытного общества и признаки цивилизованного общества.

Первобытное                                     Посёлки земледельцев и скотоводов.                                                                                                                                      

      общество                                           Поселения ремесленников, торговцев

                                                            и правителей.

                                                            Вожди племён и старейшины родов.

                                                            Правительство.

Цивилизованное                              Письменность.

      общество                                         Устные сказания.

                                                           Обычаи племени.

                                                            Государственные законы.

- Назовите признаки первобытного общества?

 - А признаки цивилизованного общества?

Эпоха, когда люди вышли из первобытного состояния и поднялись на новую ступень развития. Эпоха возникновения первых городов и государств, возникновение письменности. Эта эпоха Древнего мира.

- Когда началась эпоха Древнего мира?

- Сколько длилась?

3.) Физкультминутка.

4.) Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: Древний мир – первые цивилизации.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Древним государствам.

- Дома вы работали в мини группах и отбирали информацию о Древних государствах по плану.

- Назовите основные пункты плана.

                         

                     План.

  1. Расположение на карте.
  2. Крупные города.
  3. Письменность.
  4. Достижения и открытия.
  5. Исторические события.

5.) Работа над новой темой.

 

-Для путешествия нам понадобится карта.

- Но что это?

- На карте не хватает некоторых частей- белые пятна.

- Что нам нужно сделать?

- Как можно восстановить карту?

( Предложения детей. Дети предлагают пути решения этой проблемы.)                            

(Учитель уточняет задачи.)

                                  Задачи.

  1. Найти государство.
  2. Назвать его и нанести города.
  3. Обозначить исторические объекты.
  4. Наклеить на карту.
  5. Представить государство.

( Дети работают в мини группах.)

6.) Защита проекта.

( Выступления детей.)

- Отгадайте, о каком государстве пойдёт речь.

1.Это одно из древних государств на земле. Оно возникло на берегах реки Нил.

Нил означает « чёрная земля».

-Кто , может быть знает почему его так называют?

( Ежегодно Нил разливался и выходил из берегов. В воде было много чёрного ила ( мелких частиц горных пород и перегнивших растений)

Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём  хорошо росли растения- пшеница, ячмень.)

Другую часть называли « красная земля»

Что означало бесплодная пустыня.

- Что это за государство?       ( Египет)

( Выступление 1 группы.)

2. Страна двух рек. Эту землю ещё называют Месопотамией.

- Что же это за государство?

                                                     ( Междуречье, Двуречье.)

( Выступление 2 группы.)

3.Эта страна находится между Гималаями и океаном. В этом государстве была придумана игра для царей – шахматы.

  - А что же это за страна?           ( Индия)

( Выступление 3 группы)

   

4. Государство Восточной Азии. В этом государстве жил великий мудрец Конфуций.

Это…                                                      ( Китай)

( Выступление 4 группы)

5.Эта страна называлась Элладой. В ней прошли первые олимпийские игры в 776г. до н. э.

- Какое это государство?

( Выступление 5 группы)                      ( Древняя Греция)

6. На реке Тибр возникло это государство.

- Что это за государство?                         ( Древний Рим)

( Выступление 6 группы)  

7.)Итог.

1.

    - Посмотрите на карту.

        - Вот и подошло наше путешествие к концу.

- Понравилось вам путешествие?

- Мы с вами  сами создали карту Древних цивилизаций.

- С какими Древними цивилизациями вы познакомились?

2.   - Во время своих выступлений вы использовали следующие слова.

      - Давайте прочитаем их и повторим, что они обозначают.

              фараон                           мумия                             саркофаг

               пирамида                      иероглифы                     папирус

               клинопись                    каста                                 акведуки

                полис

 - Можно ли сказать что эти государства похожи друг на друга?

 - Почему?

 - Что разного в этих государствах?  

   ( Государственные порядки, облик городов, формы письма , культура и  достижения)

3. Блиц- опрос.  ( Записать названия государств)

а)Алфавит из гласных и согласных букв.

б) Календарь, в котором год равен 365 дням.

в) Привычные нам изображения цифр от 0 до 9.

г) Шёлковые Тани.

д) Латинский язык.

е) Систему счёта времени, которой мы пользуемся сейчас.

8.) Домашнее задание.

      с. 62-66 прочитать            с.28.№ 69 т.

     

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Древний мир – время первых цивилизаций".

Конспект урока по обществознанию для учащихся 4 класса (программа "Школа 2100")...

«Древний мир - первые цивилизации».

Цели: познакомить детей с первыми цивилизациями, путём путешествия по     карте, создать карту первых цивилизаций...

«Древний мир - первые цивилизации».

Цели: познакомить детей с первыми цивилизациями, путём путешествия по     карте, создать карту первых цивилизаций...

Древний мир - рождение первых цивилизаций

На уроке дети знакомятся с достижениями эпохи Древнего мира, учатся отличать его от других эпох....

"Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок по окружающему миру 4 класс."Школа 2100"...

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"...