Почему идёт дождь и дует ветер?
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

ЛЕЩЁВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

ФГОС. Внеурочное занятие. 2 класс.

Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре. Причины их возникновения. Значения этих явлений для жизни человека, растений, животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_idyot_dozhd.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина

Почему идёт дождь

                        и дует ветер?

Кружок «Почемучка»

Внеурочное занятие

2 класс

Конспект, технологическая карта занятия

                                                                                                      Учитель: Лещёва Г.И.

Белореченск

2011

     Внеурочная деятельность: познавательная.

     Кружок: «Почемучка».

     Ступень обучения: 2 класс

    Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

       Цели: Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре. Объяснить причины их возникновения.  Раскрыть значение этих явлений для жизни человека, растений, животных.

      Планируемые результаты:  объяснять образование дождя, ветров. Определять направление и скорость ветра с помощью вертушки, флюгера; описывать значение дождя и ветра для природы и человека.

     Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, эмоционально отзываться на услышанное, знать правила техники безопасности при проведении физических опытов.

     Основные термины и понятия: ветер, дождь, направление ветра, флюгер, значение дождя, ветров.

     Оборудование: мультипроектор, презентация; сосуд с водой, вата, пинцет; свеча, воздушный шарик; цветная бумага, ножницы, клей, соломка для коктейлей, гвоздики.

Ход занятия

      I.  Мотивация к деятельности. Проблемная ситуация

     1. ДОЖДЬ.

     - Ребята, попробуем отгадать  загадку и определить тему нашего сегодняшнего занятия:

       Без пути и без дороги

       Ходит парень длинноногий,

       В тучках прячется, во мгле,

       Только ноги на земле.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

     - Дождь.

     - Дождик, дождик, кап-кап-кап – мокрые дорожки!

       Всё равно пойду гулять, надену калоши!

      - А почему на Земле идёт дождь, и откуда он берётся – дождь?

     - Мнения детей.

    - Правильно, дождь идёт из тучи. А как же дождик попадает в тучу? Каждый думает по-разному.  Мы с вами сейчас проведём несколько опытов и увидим, как это происходит в природе.

      II.  Учебно-познавательная деятельность

     Опыт 1.  Поставить чайник. Вода закипела, появился пар.  Поднести стекло. Появился конденсат.

     Опыт 2.  Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюд це с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут па дать в блюдце.

     Во время опыта идёт диалог: рассказ - комментарий учителя; ответы, комментарии детей.

     

     - Когда солнце нагревает воду на поверхности морей, океанов, в реках и озёрах, что с ней происходит? (испаряется). А что это значит? Капельки воды превращаются в прозрачный невидимый пар. Вместе с тёп лыми потоками воздуха он устремля ется вверх. Пар поднимается всё выше и выше.  Там, высоко,  воздух холоднее, чем у поверхности земли.  Охла ждаясь, водяной пар сгущается, капельки пара соединяются вместе и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками. Если эти капельки сольются друг с другом, то они станут крупными и тяжёлыми.  Вот уже они образуют тучи.

     Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой (опыт 2). Нижний край тучи стано вится тёмным от крупных капе лек, которые не могут больше держаться в воздухе. Когда капли становятся очень тяжёлыми, они падают вниз, на землю, моросящим или ливневым дождём. Это множество падающих капель мы называем дождём. Ещё недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождём. Идёт дождь.

     - Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча...

     - Дождь! (хором).

     - Но водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пара. Над лугами и болотами, над лугами озёрами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землёй и оседает на листьях и траве каплями росы.

      - Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?

     - Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.

     - Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льёт как из ведра.

        Ситничек - мелкий дождь, как из сита.        

        Косой дождь, или косохлёст.

 

     - Ребята, представьте, как не уютно чувствует себя человек, попавший под дождь.

Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шёл, он необходим для растений, жи вотных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. Весенний, летний – поливает траву, растения, освежает воздух в жару. Осенью – грибная пора…

          III.  Физкультминутка. «Капли играли в прятки»:

Капли играли в прятки. (Хлопок в ладоши) 

Капли ныряли в грядки, (Прыжок) 

В клумбы,

Ручьи и лужи. (Приседание) 

Все исчезали тут же. (Закрываются руками, прячутся) 

Звонкие капли-дождинки

Прыгали вдоль тропинки. (Прыжки) 

Прятали их травинки. (Приседание)

Прятал в иголках ёжик. (Приседание, закрывают руками друг друга)

Капли играли в дождик.

   IV. Проблемная ситуация

  2. ВЕТЕР.

     - Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака, тучи высоко в небе? Без чей помощи облака всегда стояли бы над морем или рекой. И зна чит, дождь мог бы идти только над водой.

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

Миг – и нет его нигде.         (Ветер)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

     - Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует? (мнение детей).

     V. Учебно-познавательная деятельность (продолжение)

     - Давайте проведём ещё опыт. Сейчас мы сами сделаем ветер.

      Опыт 1.  Помашите рукой у себя перед лицом. Что вы чувствуете?

     - Скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре?

     Опыт 2.  Приоткрыть дверь класса и опустить к порогу за жжённую свечу. Пламя свечи от клоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холод ный воздух. 3атем мед ленно поднять свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной ком наты выходит тёплый воздух.

     Опыт 3.  Опыт с воздушными шариками.

     Во время опыта идёт рассказ - комментарий учителя; ответы, высказывания детей.

     - Вся наша планета Земля окутана про зрачной шубой - воздухом. Мы её обычно не замечаем. Но если она вдруг исчезнет, мы не сможем про жить даже нескольких секунд! Мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца спалят всё живое.

     Воздух не мешает нам передвигать ся: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы осво бодили. Но если двигаться в воздухе быстро, он не успевает расступиться, и его можно ощутить. Вспомните, как что-то давит на ладонь, высунутую в окно поезда.

     Воздух нужен и человеку, и живот ным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.

      А ветер? Что такое ветер?  Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!

     Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.

Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.

     

     - Мы с вами знаем из жизни, что ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его может охарактеризовать?

 

    - Ветер -  лёгкий, сильный, порывистый, холодный, слабый, тёплый. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Приносят людям несчастья.

     -  Но  ве тер может быть и другом челове ка. Люди научились  пользоваться силой ветра.

     Ветер приводит в движение вет ряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабаты вают электричество.

     Ещё в древности человек научился строить лодки и кораб ли, и чтобы они двигались быст рее, на корабли поставили мач ты с парусами. Ветер надувал паруса и тол кал корабль вперёд.

     Давайте вспомним, как о ветре написал наш великий поэт А.С. Пушкин:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

     Если бы в природе не проис ходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жар че. В холодных странах стало бы

ещё холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холод ные, а холодный воздух в жар кие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных - теплее.

     Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле.

     Если бы не ветер, в сухие ме ста не приходили бы тучи и  об лака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.

     Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

      Ветер не даёт застояться плохому воздуху в боль шом городе, очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.

     

     - Ребята знаете ли вы как определить какая погода (ветреная или нет) и с какой стороны дует ветер.

     Ответы детей.

     - Так вот, направление ветра можно определить по флюгеру. Что такое флюгер?

     Флюгер – это такое устройство, с помощью которого можно определить направления ветра.

     История появления флюгера очень давняя. Железные флажки с различными изображениями впервые появились на мачтах кораблей, а потом и на домах моряков. Конечно же, первоначальной и основной задачей флюгера было указывать силу и направление ветра. Но постепенно из обыкновенного «указательного» прибора он превратился в талисман, символ, стал хранителем дома и вошел в разряд произведения искусства.

     Люди старались оформлять свои дома флюгером всё более живописно и интересно. Различные фигурки на верху башен стали обычной приметой городов. По форме флюгера можно было даже догадаться, что это за здание и кто его хозяин.

     Самым популярным изображением флюгеров являлась фигурка петуха, которая не утратила своей актуальности и сейчас. Ведь издавна петуху приписывали магические свойства. Он не просто начинал новый день, а ещё и отпугивал нечистую силу и возвещал о приближении недругов. Это символ бдительности. Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». По народным поверьям петух защищал от пожара и от воров.

      Красивое изделие может украсить любой дом.

     VI.   Интеллектуально-преобразовательная деятельность

              Репродуктивное задание (по образцу)

     - У нас с вами флюгера нет. Но мы сейчас сделаем вертушку, с помощью которой легко можно узнать направление ветра. И работает вертушка только когда есть ветер.  Мы с вами это легко сможем проверить сразу после  нашего занятия.

     Этап 1.

     Мы должны сделать из листа бумаги квадрат.

     Лишнюю полоску отрезаем.

     Этап 2.

     Намечаем линии сгиба крест на крест и от центра отмечем по 1 см.

     Этап 3.

     Мы должны взять левый верхний край и приклеить к центру. Так же мы должны сделать с остальными.

     Этап 4.

      Когда мы из бумаги сделали вертушку, мы должны сделать так чтобы она крутилась – так будет намного интереснее, чем если бы она просто так стояла без движения.  Для этого мы должны проколоть гвоздиком середину вертушки, а с другой стороны на гвоздик надеть резинку или налепить пластилин. А после - пластилин можно прикрепить к палочке, чтобы всю эту конструкцию удобно было держать в руках, и чтобы наша бумажная вертушка крутилась.

     Ура!!! У нас получилась красивая вертушка.

  VII.  Контроль и оценка результатов деятельности

     Во время работы, изготовления вертушки,  учитель подводит итог занятия: задаёт в свободной форме  детям загадки, вопросы.

 Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

 И ушёл по лужам в поле. (Дождь)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес  

Прохудился и исчез. (Туча)

1. Что нагревает землю и способствует испарению воды?  Солнце.

2. Туча! Туча! Что несёшь?

     Отвечает туча… дождь

3. Что получается, когда тёплый воздух сменяет холодный?   Ветер.

4. Тёмное, густое облако.   Туча.

5. Как называется процесс, когда капли воды поднимаются от земли в воздух?   Испарение.

6. Очень сильный дождь.  Ливень.

7. Самый сильный ветер.   Ураган.

8. Почему идёт дождь и дует ветер?

9. Что интересного вы сегодня услышали, узнали?

10. Какие открытия вы для себя сделали?

        Дети отвечают на вопросы.

     Рефлексия: Что интересного вы сегодня услышали, узнали?

Какие открытия вы для себя сделали? Достигли ли мы целей, которые поставили перед собой?

                                                    До свидания!


     Внеурочная деятельность: познавательная.

     Кружок: «Почемучка».

     Ступень обучения: 2 класс

    Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

       Цели: Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре. Объяснить причины их возникновения.  Раскрыть значение этих явлений для жизни человека, растений, животных.

      Планируемые результаты:  учащиеся должны объяснять образование дождя, ветра. Определять направление и скорость ветра с помощью вертушки, флюгера; описывать значение дождя и ветра для природы и человека.

     Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, эмоционально отзываться на услышанное, знать правила техники безопасности при проведении физических опытов.

№ п/п

Содержание занятия

Характеристика деятельности учащегося

1.

Рассказ учителя  о природных явлениях: дождь, ветер.

Воспринимать на слух рассказ учителя.

Приводить примеры явлений природы.                  

2.

Проведение опытов.

Выражать свои чувства об увиденном.

Исследовать в группах свой ства воздуха.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного.

3.

Анализ проведённых опытов.

        

Отвечать на вопросы по содержанию.

Делать выводы.

Устанавливать причинно-следственную связь опыта с явлениями природы.

Конструировать монологическое высказывание: логично и последовательно строить высказывание, отбирать выразительные средства языка.

4.

Анализ иллюстраций.

Выражать свои чувства об увиденном.

Видеть  эмоциональный фон представленных на иллюстрациях явлений природы.

5.

Работа с загадками.        

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них.

6.

Изготовление «вертушки».

Конструировать алгоритм выполнения учебного задания.

Выполнять изделие по образцу.

Оценивать ход и результат выполнения задания.

7.

Связь с практикой и другими предметами.

(-как правильно сложить лист бумаги по диагонали;

 - как правильно найти середину листа;

 - знать правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами).

Конструировать свои действия в похожей ситуации, находить практическое применении результатам своего труда.

8.

Рефлексия: Что интересного вы сегодня услышали, узнали?

Какие открытия вы для себя сделали? Достигли ли мы целей, которые поставили перед собой?

Высказывать свою точку зрения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое  высказывание по поводу темы занятия.


Методические рекомендации

       Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение учащегося определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат.

       Эксперимент должен отвечать следующим условиям:

  - максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;  

  - безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;  

  - показ только существенных сторон явления или процесса;

  - отчётливая видимость изучаемого явления;

  - возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.

     Конспект, технологическая карта занятия составлены с учётом методических рекомендаций опубликованных в методических журналах: «Кубанская школа», «Управление начальной школой», «Начальная школа»;  Интернет-ресурсов: сайт «УМК «Начальная школа 21 века».

Анализ открытого занятия

     Здравствуйте! Разрешите представиться – Лещёва Галина Ивановна, учитель начальных классов,               категория, стаж работы -      лет.

     Я являюсь участником «пилотного» проекта введения стандартов второго поколения ФГОС, который стартовал в нашей школе 1 сентября 2010 года.

     В новых стандартах большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся начальных классов.

 

     Для работы  с моими учениками были выбраны 2 направления: общеинтеллектуальное и общекультурное. Оба направления представлены работой тематических кружков, а именно кружок «Почемучка» - программа рассчитана на 2 года; кружок «Занимательная математика» - программа рассчитана на 4 года; кружок «Мир деятельности» -  2 года.

     В своей работе, разработке рабочих программ я придерживаюсь методических рекомендаций, которые широко представлены в методических сборниках издательства «Просвещение», и методических  журналах.

     Сегодня вы присутствовали на занятии кружка «Почемучка».

 

Этапы урока

Формирование универсальных учебных действий - УУД

     В стандарте выделено 4 группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

       

         Личностные:   сохранять положительную мотива цию в условиях неудачи;

   - проявлять инициативу в познава тельной деятельности;

   - воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне.

         Коммуникативные:   вступать в беседу на занятии, выска зывать и обосновывать свою точку зрения;

     - оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста);

     - корректировать свою позицию.

         Регулятивные: выполнять действия по развёрнуто му образцу;

 - определять успешность выполне ния своего задания в коллективной деятельности;  - выполнять учебные действия под руководством учителя и обосновы вать их последовательность.

     Познавательные:  определять связь терминов с темой занятия;

 - определять связь между новой и знакомой информацией;  

 - отличать новое знание (умение) от известного;                  аналитические

 - делать выводы на основе простых обобщений;

 - переводить в слово картинный план;

 - соотносить явление с его схемой;                    реконструктивные

 - приводить примеры по аналогии и комментировать их;

 - самостоятельно подбирать примеры;

 - ставить вопрос к неясным суждениям.        продуктивные

1. Рассказ учителя  о природных явлениях: дождь, ветер.    

2. Проведение опытов.

3. Анализ проведённых опытов.  

4. Анализ иллюстраций.

5. Работа с загадками.        

6. Изготовление «вертушки».

7. Связь с практикой и другими предметами.

8. Рефлексия: размышление, самонаблюдение, самопознание. Осмысление учащимися своих собственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Презентация к занятию "Почему идёт дожь и дует ветер?"...

Почему идёт дождь и дует ветер?

Презентация по предмету Окружающий мир...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"

Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...

урок-презентация «Почему идёт дождь и дует ветер?»

урок-презентация «Почему идёт дождь и дует ветер?» 1 класс УМК "Школа России"...