Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

     Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение всех углов. Для этого используется презентация, наглядно показывающая прямое и символическое значение в семейном быту внутренних частей дома. Используемые  на уроке русские народные пословицы и загадки ярко и образно дают представление о нравственно-эстетических законах крестьянской семьи.                                                                                                                                                                                               Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilishche_drevney_rusi._krestyanskiy_dom.rar386.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Окружающий мир»,  3 класс

Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема: Жилище Древней Руси. Крестьянский дом.

Тип урока: урок-путешествие.

Политаева И.В., учитель начальных классов МБОУ гимназии №10 г. Дивногорска

Цель: знакомство с внутренним пространством крестьянского дома.

Задачи: 

- сформировать представление о нравственно-эстетических законах организации внутреннего пространства старинного дома;

- о месте в доме для каждого члена семьи с его возрастом и ролью в общей семейной жизни;

- познакомить с прямым и символическим значением в семейном быту элементов и частей старинного крестьянского дома: матица,   печь,   печной угол; полати и грядки; бабий куть и хозяйский угол (куты); красный угол - духовный центр дома.

Оборудование: персональные нетбуки, ЦОР диск «Природа. Человек. Общество», презентация.

Домашнее задание к данному уроку (для детей): подготовить сообщения по предложенным учителем материалам.

         Содержание урока:

№ этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Актуализация

знаний

  1. Какие предметы интерьера находится у нас в квартире?
  2. Кто знает, какие предметы интерьера были в крестьянском доме?

         3. Работа с диском        «Природа. Человек. Общество», раздел 5. Общество, подраздел 5.2. «Русь – Россия», игровые сюжеты - №1

Учащимся предлагается убрать лишние предметы старинного интерьера дома. Учитель визуально оценивает правильность выполнения задания. Диск предварительно запущен и открыты нужные страницы. Учитель отмечает, что предметы интерьера стоят, не правильно и предлагает детям отправиться в путешествие по крестьянскому дому.    

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Работа учащихся по нетбукам.

2. Новый материал

1. Вводная беседа:

- Сегодня на уроке мы узнаем об интерьере традиционного жилища крестьянина, постараемся узнать связь между элементами и частями старинного крестьянского дома (для проведения урока используется презентация, сделанная с использованием фотографий школьного краеведческого музея пос. Усть-Мана, Красноярского края). А так же на уроке  мы с вами определим «Знатока интерьера дома». За все правильные ответы вы получаете баллы:

- правильный ответ – 1 балл;

- обоснование – 3 балла;

- отгадка загадки – 1 балл;

- сообщение – 5 баллов.

2. И так отправляемся с вами в необычное путешествие. ( Презентация. Слайд №2)

3. Я сейчас буду загадывать вам загадки про предметы интерьера дома, а вы попробуйте их отгадать.

«Что из угла в угол не переставишь? (загадка)

«Стоит мать толста, у ней дочь красна, сын - синь под небеса ушёл» (загадка).

-Что это? Молодцы! Вы успешно справились с такой трудной загадкой! Конечно, это печь.

(Презентация. Слайд № 3)

4. Послушайте, ребята,  ещё две загадки постарайтесь отгадать, что это?  И заработайте дополнительные баллы.

     Четыре брата годами равные, один главный (загадка).

- Что это? Конечно, красный угол. 

     Четыре братца под одним покровцем.  (загадка).

- Что это? Молодцы, конечно, же,  это стол.

Учитель рассказывает про красный угол, стол и лавки (Приложение).

 (Презентация. Слайды № 4, №5. Слайд №6-дополнительный материал)

5.  Следующая загадка.

    Как называлась часть избы перед печью? (ответ: бабий куть, хозяйский куть). (Презентация. Слайд №7)

6. Продолжаем наше необычное путешествие по крестьянской избе. Отгадайте следующую  загадку.

«Ниже верху, выше печи, греет плечи.» (загадка). Что же это такое? Ребята, это полати, залавок или гряда. (Презентация. Слайды №8, №9)  

7. А сейчас вы должны отгадать последнюю загадку.

«Что в доме  подвешивалось  на черёмуховом отчете?» ( зыбка, люлька)

  Рассказ учителя про зыбку (Приложение к уроку) и куклу-оберег.  (Презентация.  Слайды № 10, №11)

 

1. Просмотр слайда.

2. Ответы учащихся.

3.Рассказывает ребенок (заранее подготовленное творческое задание) или учитель про печь. (Приложение к уроку)

4. Ответы учащихся.

5. Ответы учащихся.

6. Просмотр слайда.

7. Ответы учащихся.

8. Ребенок рассказывает про бабий куть (Приложение), хозяйский куть.

9. Ответы учащихся.

10. Ребенок рассказывает про залавок (Приложение), полати. (заранее подготовленное творческое задание).

11. Ответы учащихся.

12. Учащиеся слушают сообщение учителя.

3. Закрепление.

1. Работа с диском        «Природа. Человек. Общество», раздел 5. Общество, подраздел 5.2. «Русь – Россия», игровые сюжеты - №1

 Детям предлагается переставить предметы интерьера дома в соответствии с полученной информацией.

2. Учитель визуально проверяет выполненную работу, дети объясняют полученные результаты (за правильные ответы и пояснения дается соответствующее количество баллов).

Работа учащихся по нетбукам.

4. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Подсчет баллов, выявление «Знатока интерьера дома». ( вручение медали)

Ответы учащихся.

5. Домашнее задание.

Подобрать пословицы, поговорки и приметы об элементах интерьера дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Времена Древней Руси. IX-XIII века». Окружающий мир ("Моё Отечество") 3 класс.

Тест систематизирует знания детей о главных событиях времён Древней Руси (IX-XIII века): занятия славян, первые русские князья, победы и поражения в военных действиях....

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Конспект урока по теме: "От Древней Руси к единой России". Окружающий мир. 3 класс.

Тема: "От Древней Руси к единой России". Цель: создание условий для ознакомления  учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московск...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века»:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденн...

Урок по теме: "Второстепенные члены предложения" 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» Технологическая карта урока, презентация для интерактивной доски.

Образовательная программа "Начальная школа ХХI века"Учебный предмет: Русский языкКласс: 3Тип урока: Открытие новых знанийПланируемые результаты:Предметные: вырабатывать умения находить, срав...