Покорение космоса
план-конспект урока по окружающему миру (3,4 класс) на тему

Курбатова Наталья Валерьевна

Конспект урока составлен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Материал может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Он помогает детям находить нужную информацию в тексте и делать выводы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokorenie_kosmosa.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Курбатова Н.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1148 им.Ф.М.Достоевского г.Москва

Тема: Покорение космоса.

Цель: формирование у учащихся представлений о космосе

  1. Познакомить детей с днём космонавтики;
  2. Научить высказывать свои мысли;
  3. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, внимания, память;
  4. Углубление знаний учащихся в области покорения космоса;
  5. развивать логическое, аналитическое  мышление, наблюдательность;
  6. развивать у школьников критический подход к получаемой информации;
  7. воспитание патриотизма.

Дидактический материал и оборудование:

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. презентация;
  3. таблица «ЗХУ» на каждого ученика;
  4. листочки с номерами вопросов;
  5. «Концептуальная таблица» на пару учеников.

Литература:

  1.  Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2.

Ход урока

I. Организационный момент

Космонавтом хочешь стать -
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на орбиты.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Здравствуйте дорогие ребята! Кто догадается, чему будет посвящен наш урок? Может быть, кто-то скажет, какой праздник отмечался 12 апреля?

Учитель. Правильно. День космонавтики.

Учитель Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.

 1. Актуализация знаний.
Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос. Как вы думаете, что такое «космос»?
(ответы детей)
Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нём находятся небесные тела: Солнце. Звёзды, планеты, Луна.
Вспомните, что такое звёзды? (это очень большие небесные тела)
Что такое Солнце ? (Солнце -тоже звезда. Оно светит и освещает планеты.)
Что такое Земля ? (Земля –наша планета. Земля вращается вокруг Солнца. )
Что такое Луна ? (Луна-спутник Земли и движется вокруг неё.)
Какие планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца? (Марс, Меркурий, Венера, Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран).
Вы когда-нибудь мечтали полететь в Космос?
Люди всегда мечтали об этом. Но сделать это непросто. Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт. Ведь они в своём полёте опираются именно на воздух, самолёт - крыльями, вертолёт – лопастями винта. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели - реактивные.
Одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив- здоров и мог вернуться на Землю.
Сначала в космос запускали корабли без людей. Они летали только вокруг Земли, поэтому их назвали спутниками.

2. Проведение опыта. 
Давайте проведём опыт.
На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите. Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.
Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

III. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.

Щелчок по звуковому знаку в правом нижнем угле слайда.

(Раздаётся музыка космоса.)

Учитель: Откройте глаза. Кто уже догадался, где мы только что побывали? (В космосе)

Учитель: Правильно. Это космос. Посмотрите  слайд - шоу о космосе и снова послушайте.

Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре?

Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Кто может сформулировать цель урока?

IV. Актуализация знаний. Стадия «вызов»

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о покорение космоса и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2. Приём ТРКМ «Лови ошибку»

Учитель: Вы отлично справились с заполнением таблицы. И поэтому мы продолжаем работу.

Учитель: Что же такое космос? Что можете рассказать о покорении космоса. Послушайте небольшой рассказ о покорении космоса. Но должна вас предупредить, что в этом рассказе допущены две ошибки. Попробуйте их выявить.

Человек покоряет космос.

     В октябре 1957 года тысячи людей Земли выходили на улицы в надежде увидеть движущуюся звёздочку в небе, пытались поймать по радио сигналы из космоса. И вот, наконец , этот день настал. Советские учёные, конструкторы, рабочие создали блестящий шар. Он при помощи ракеты -носителя преодолел земное притяжение и вышел на околоземную орбиту.

    Вскоре люди услышали из космоса голос первого четвероногого космонавта – собаки Белки. Все ждали : скоро полетит человек.

    Перед стартом первого космонавта было решено провести ещё пять пробных полётов без человека. Не все они прошли удачно. 15 мая 1960 года был запущен такой же корабль как тот, на котором должен был лететь Гагарин. Место космонавта там занимали подопытные кролики. Четыре дня корабль находился на орбите.

 (Первую ошибку « Белка» дети определят сразу. Вторую ошибку они выявить затруднятся в силу того, что конкретные сведения о покорении космоса им пока не известны)

Учитель: Одну ошибку вы нашли. А вот чтобы найти вторую ваших знаний о покорении космоса  пока не хватает. Поэтому предлагаю вам самостоятельно прочитать статью « Человек покоряет космос»

3. Приём ТРКМ «Инсерт»

Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали знаком «V», новые сведения – «+», а если вы что-то не поняли, поставьте «?».

(Дети самостоятельно работают с текстом)

V. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из текста.

2. Приём ТРКМ «Кластер»

(По ходу обсуждения составляется «Кластер»)

Покорение космоса

космоса

                                                               

Учитель: Итак, вы уже достаточно много узнали о покорении космоса. Пришло время вернуться к нашему тексту с ошибкой. Послушайте его ещё раз и скажите, в чём же ошибка. (подопытные кролики)

Учитель: Молодцы!

Физкультминутка

3. Приём ТРКМ «Верите ли вы»

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – « -.». Работайте в парах.

Вопросы:

  1. …советские учёные, конструкторы, рабочие создали блестящий шар – искусственный спутник.
  2. …вскоре люди услышали из космоса голос первого четвероногого космонавта – собаки Белки.
  3. …19 августа 1960 года на орбиту отправились две собаки – Белка и Стрелка.
  4. …Юрий Алексеевич Гагарин был мужественным человеком.
  5. …12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с человеком на борту.
  6. …Появились женщины-космонавты, и первой стала наша соотечественница – Валентина Терешкова.
  7. …Советский  космонавт первым ступил на поверхность Луны.

VI. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

1. Приём ТРКМ «Синквейн»

Учитель: На столах у каждого ученика лежат листочки. Напишите синквейн со словом космос.

Космос

2 прилагательных

3 глагола

Предложение, характеризующие космос

Слово -  синоним

Учитель: Проверим ваши синквейны.

VII. Итог урока.

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

 Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

Выставление оценок.

Учитель. На столе у каждого из вас  человечки, грустные, веселые. Выберите того,  каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока. 

Учитель.

Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Покорение космоса. Игра-КВН "Полет на Марс".

Классный час к Дню Космонавтики. Ресурс содержит презентацию и конспект. С помощью презентации  дети знакомятся с покорением космоса и космонавтами. В Разработку классного часа включена игра-квн ...

Покорение космоса.

Цель презентации: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, о космических достижениях в нашей стране и в мире....

Внеклассное мероприятие «Покорение космоса»

1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с первымкосмонавтом.2. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся.3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к ис...

Классный час "Покорение космоса"

Рассказ учителя о том, как люди покоряли космическое пространство....

Разработка классного час "Покорение космоса"

Рассказ о том, как люди покоряли космическое пространство....

Классный час "Покорение космоса"

Классный час для учащихся начальных классов посвященный ко Дню космонавтики...