Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

    Фазлеева Гульнур Ильдусовна

    Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab._prog._po_okr._miru_2kl..docx36.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-тематическое планирование

    по окружающему миру

    Класс  2Г

    Учитель _  Фазлеева Гульнур Ильдусовна  

    Количество часов

    Всего   68        часов; в неделю ___2____ часа.

    Плановых контрольных уроков ___5__, проведение экскурсий   - 4

    Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы «Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин ), рекомендовано Министерством образования и науки РФ в рамках образовательной системы «Школа 2100» и в соответствие с требованиями федерального государственного  стандарта  и на основе  дополнений внесённых в стандарты начального общего  образования, приказ №427 от 19 октября 2009 г.

                     

    Учебник : Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.

    Дополнительная литература:  Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2011.

    – Вахрушев А. А. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир».  2 класс– М.: Баласс, 2011

    Окружающий мир

    Пояснительная записка

     Цель уроков окружающего мира: познакомить ребят с  целостной (с учетом возраста) картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта  

            Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

           -Формирование умения использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации;

          -Формирование навыка истолкования своего опыта;

          -Учить решать проблемные творческие задачи – главный способ осмысления мира;

            

    2-й класс

    «Наша планета Земля» ( 68 ч)

    Введение .

    Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.

    Земля и солнце .

    Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.

    Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.

    Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

    Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

    Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

    Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

    Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

    Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

    Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Глобус и карта

    План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

    Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

    Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

    Материк – большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океан.

    Формы земной поверхности

    Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водо-сборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

    Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

    Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

    Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

    2 часть.

    Введение .

    Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.

    Земля и солнце .

    Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.

    Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.

    Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

    Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

    Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

    Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

    Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

    Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

    Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года.

     Земля – наш общий дом .

    Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

    Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.

    Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

    Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

    Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

    Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.

    Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

    Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

    Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

    Части света .

    Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

    Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

    Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

    Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

    Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

    Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

    Наша маленькая планета Земля .

    Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

    К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

    элементарные сведения о трех состояниях вещества;

    что Земля имеет форму шара;

    что горизонт – воображаемая линия;

    основные стороны света;

    элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);

    закон всемирного тяготения;

    связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;

    как себя вести при грозе;

    основные этапы круговорота воды в природе;

    элементарные сведения о погоде;

    что глобус – модель Земли;

    условные обозначения глобуса и карты;

    части света, материки и океаны;

    характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;

    основные природные зоны;

    географические закономерности размещения хозяйства людей;

    политическую карту, крупнейшие страны и города;

    части света и их основные особенности;

    о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.

    Учащиеся должны уметь:

    использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

    пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

    различать утро, день, вечер и ночь;

    различать времена года по основным признакам;

    уметь пользоваться календарем и часами;

    показывать линию горизонта;

    определять стороны горизонта при помощи компаса;

    описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

    определять температуру с помощью термометра;

    владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

    показывать на карте части света, материки и океаны;

    уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

    показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

    распознавать ландшафты основных природных зон;

    перечислять порядок их расположения на планете;

    находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;

    находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;

    беречь богатства природы в повседневной жизни;

    уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

    пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

    различать утро, день, вечер и ночь;

    различать времена года по основным признакам;

    уметь пользоваться календарем и часами;

    показывать линию горизонта;

    определять стороны горизонта при помощи компаса;

    описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

    определять температуру с помощью термометра;

    владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

    показывать на карте части света, материки и океаны;

    уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

    показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

    соблюдать правила безопасности дорожных движений.

    Таблица требований к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум)

    Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

    – уметь объяснять мир

    – уметь определять свое отношение к миру

    • объяснять отличия твердых, жидких и газообразных веществ;
    • объяснять влияние притяжения Земли;
    • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
    • наблюдать за погодой и описывать ее;
    • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
    • читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
    • называть основные природные зоны и их особенности

    • оценивать правильность поведения людей в природе;
    • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

    ПДД

    Используемые технологии:

    1.Здоровьесберегающие

    2. Игровые                                                                                  9. Индивидуализации обучения

    3. Групповые                                                                           10. Технология проблемного обучения

    4. Разноуровневое обучение

    5.Технология  деятельностного подхода обучения

    6.Гуманно-личностная технология

    7. Информационные технологии

    8. Объяснительно-иллюстративная

    Учебно-тематическое планирование    по окружающему миру  

                                                                               Класс  2

    Количество часов:     всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

    Плановых контрольных уроков___5____, тестов_______

     Проведение экскурсий – 4 ч.

    Административных контрольных уроков_______

    Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:

    – Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.

    – Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2010.

    – Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир». – М.: Баласс, 2011

    Тематическое планирование 2 класс  по окружающему миру

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Дата

    проведения

    Примечание

    план

    факт

    1

    Подготовка к путешествию

     «Общие слова - понятия» .

     «Будь осторожен с огнём».

    1

    03.09.11

                   

    2

    Экскурсия «Осенние наблюдения за окружающим миром».

     «Светофор и его сигналы»

    1

    07.09.11

    3

    Из чего состоят все предметы..

    1

    10.09.11

    4

    Из чего состоят все предметы..Закрепление.

    1

    14.09.11

    5

    Природные часы.

    1

    17.09.11

    6

    Календарь и компас. «Умей ориентироваться»

    1

    21.09.11

    7

    Форма Земли – огромный шар.

    1

    24.09.11

    8

    Глобус-модель Земли.

    1

    28.09.11

    9

    Контрольная работа по теме «Связь живой и неживой природы».

    1

    01.10.11

    10

    Земля в космосе.

    1

    05.10.11

    11

    Земля в космосе. Закрепление.

    1

    08.10.11

    12

    Всемирное тяготение.

    1

    12.10.11

    13

    Смена дня и ночи.

    1

    15.10.11

    14

    Времена года.

    1

    19.10.11

    15

    Смена времен года.

    1

    22.10.11

    16

    Тепловые пояса.

    1

    26.10.11

    17

    Погода и климат.

     «Экстремальные ситуации в природной среде.

    1

    29.10.11

    18

    Обобщение

    по разделу «НАША ПЛАНЕТА».

    Памятка для путешественника (урок-игра).

    1

    02.11.11

    19

    Контрольная работа по теме «Земля в космосе».

    1

    12.11.11

    20

    Что изображено на глобусе и карте.

    1

    16.11.11

    21

    План и карта.

     

    1

    19.11.11

    22

    «Четыре важных сигнала (01,02,03,04).

    1

    23.11.11

    23

    Глобус и карта.

    1

    26.11.11

    24

    Что изображают на карте.

    1

    30.11.11

    25

    Учимся пользоваться картой.

    Проверочная работа.

    1

    03.12.11

    26

    Части света. Материки и океаны.

    1

    07.12.11

    27

    Реки и озёра.

     Меры безопасности на водоёмах.

    1

    10.12.11

    28

    Зимняя экскурсия Зимние наблюдения за окружающим миром. ОБЖ Знакомство с дорожными знаками.

    1

    14.12.11

    29

    Равнины.

    1

    17.12.11

    30

    Горы.

    1

    21.12.11

    31

    Полуострова

    и острова.

    1

    24.12.11

    32

    33

    Моря.

     Обитатели морей.

    1

    1

    28.12.11

    11.01.12

    34

    Обобщение

    по теме «Что изображено на глобусе и карте».

    1

    14.01.

    35

    Контрольная работа .

     Учимся решать жизненные задачи.

    1

    18.01

    36

    Экологические системы.

    1

    21.01

    37

    Как живет экосистема.

    1

    25.01

    38

    Природная зональность.

    1

    28.01

    39

    Природные зоны холодного пояса.

    1

    01.02

    40

    Леса умеренного пояса.

    1

    04.02

    41

    Засушливые зоны умеренного пояса.

    1

    08.02

    42

    Хрупкая природа степей и пустынь.

    1

    11.02

    43

    Засушливые зоны жаркого пояса.

    1

    15.02

    44

    Тропические леса.

    1

    18.02

    45

    Горные экосистемы.

    1

    22.02

    46

    Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы.

    1

    25.02

    47

    Другие природные катастрофы.

    1

    29.02

    48

    Обобщающий урок по теме: «Многообразие земли».

    Проверочная работа

    1

    03.03

    49

    Человечество.

    1

    07.03

    50

    Города и страны.   Правила поведения на дорогах.

    1

    10.03

    51

    Контрольная работа по теме «Природная зональность».

    1

    14.03

    52

    Экскурсия Весенние наблюдения за окружающим миром.

     Знакомство с дорожными знаками.

    1

    17.03

    53

    Путешествие тучки по Европе.

    1

    21.03

    54

    Путешествие тучки по Европе. Закрепление.

    1

    04.04

    55

    Знакомство со странами Европы.

    1

    07.04

    56

    Азия.

    1

    11.04

    57

    Африка.

    1

    14.04

    58

    Путешествие к африканским животным.

    1

    18.04

    59

    Америка.

    1

    21.04

    60

    Северная Америка.

    1

    25.04

    61

    Южная Америка.

    1

    28.04

    62

    Кто открыл Америку?

    1

    02.05

    63

    Австралия и Антарктида.

    1

    05.05

    64

    Животный мир Австралии

    и Антарктиды

    1

    07.05

    65

    Россия – наша Родина

    1

    12.05

    66

    Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа по теме «Путешествие в дальние страны»

    1

    16.05

    67

    Экскурсия «Формы земной поверхности».

     Практическое занятия по ППД.

    1

    19.05

    68

    Экскурсия Наша природная зона» .

     Практическое занятия по ППД.

    1

    23.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...

    Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. ОС "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе ОС "Школа 2100" составлена в соответствии ФГОС начального общего образования 2009 года....

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев

    Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина  Образовательной...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"...

    рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС"Школа 2100"

    рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100"...

    Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"...