Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr.miru_4_kl_moe.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Ж.Б.Ауташева/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ  с.Калининское       »

_________________/О.В.Айсина/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ  с.Калининское    

________________/Л.М.Торопова/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Маркеловой Надежды Викторовны,

 первой категории

по окружающему миру,  4 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.

2012 - 2013  учебный год

Рабочая программа по окружающему миру

4 класс

Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе:

– федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;

– примерной программы ОС «Школа 2100»;

– авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.

      Программа адресована учащимся 4 классов, рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

   

 Общая характеристика учебного предмета:

        Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. 

Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -  при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Как же сформировать у ребенка целостную картину мира?  Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир  и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.

Мы же ставим перед собой следующую задачу  - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к вырабртке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.

Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир,т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.

 Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

      Для реализации программного содержания используется следующие учебники и учебные пособия:

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа») учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: Баласс, 2009.

2. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. Окружающий мир. 4  класс. («Человек и человечество»)  учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2009.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»  («Человек и природа». 4 класс. – М.: Баласс, 2012.

4. Харитонова Н.В.,  Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»). 4 класс. – М.: Баласс, 2012.

5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. («Человек и природа») – М: Баласс; Школьный дом,  2012.

6. Сизова Е.В., Стойка Е.И.. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и человечество»). – М: Баласс; Школьный дом, 2012.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса

В результате изучения курса окружающего мира учащиеся 4 класса должны знать: 

  1. структуру учебника;
  2. приёмы ориентирования в учебнике;
  1. основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел;
  2. роль основных органов и систем органов в организме человека;

должны уметь:

  1. применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  2. объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  3. объяснять, в чем главное отличие человека от животных;
  4. находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
  5. оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  6. доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  7. по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  8. отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  9. объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
  10. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка;

         

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы           70

Количество часов в неделю                                      2

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Часть 1. Человек и природа (34 часа)

1

Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 

17

2

Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

17

Часть 2. Человек и человечество (34 часа)

3

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК

11

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

5

Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 

6

4.

Раздел 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

23

Глава 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 

10

Глава  4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 

3

Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

10

итого

68

График контрольных работ по окружающему миру в 4 классе

Содержание учебного материала

Контрольные работы

Дата  план

Дата факт

Коррекция

  1. Раздел 1.

КАК РАБОТАЕТ   ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Контрольная работа № 1 по теме  «Как работает организм человека»

  1. Раздел 2.

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа»

Итоговая контрольная работа по теме  «Человек и природа»

  1. Раздел 1. ЧЕЛОВЕК

Контрольная работа 1 по теме «Человек».

  1. Раздел2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Контрольная работа № 2 по теме «Человечество».

Итоговая контрольная работа по теме  «Человек и человечество»

итого

  1. К.Р. + 2 итоговых К.Р.

Резерв - 2 часа

Учебно-тематическое планирование

уроков окружающего мира в 4 классе по учебникам «Окружающий мир»

(«Человек и природа» и «Человек и человечество»)

 авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

ОС «Школа 2100»

 Всего 70 часов (2 раза в неделю)

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата

Коррекция

План

Факт

Часть 1. Человек и природа (34 часа)

  Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов)

1

1

Как устроен организм человека

http://school-collection.edu.ru/

С.8-11, прочитать, ответить на вопросы

2

2

Кожа – «пограничник» организма

http://school-collection.edu.ru/

С.12-15, прочитать, ответить на вопросы

3

3

Как человек двигается

http://school-collection.edu.ru/

С.16-19, прочитать, ответить на вопросы

4

4

Путешествие бутерброда

С.20-25, прочитать, ответить на вопросы

5

5

Как удаляются ненужные вещества

С.26-27, прочитать, ответить на вопросы

6

6

Для чего и как мы дышим

С.28-31, прочитать, ответить на вопросы

7

7

Волшебная восьмёрка

http://school-collection.edu.ru/

С.32-35, прочитать, ответить на вопросы

8

8

Что такое кровь?

http://school-collection.edu.ru/

С.36-37, прочитать, ответить на вопросы

9

9

Почему наш организм работает слаженно

С.38-41, прочитать, ответить на вопросы

10

10

Окна в окружающий мир

http://school-collection.edu.ru/

С.42-45, прочитать, ответить на вопросы

11

11

Многогранный мир чувств

С.46-49, прочитать, ответить на вопросы

12

12

Родители и дети

С.50-53, прочитать, ответить на вопросы

13

13

Отчего мы иногда болеем

С.54-57, прочитать, ответить на вопросы

14

14

Наши предки – древесные жители

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

С.58-61, прочитать, ответить на вопросы

15

15

На заре человечества

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

С.62-65, прочитать, ответить на вопросы

16

16

Контрольная работа № 1 по теме «Как работает организм человека»

Повторить пройденный материал

17

17

Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.

Повторить пройденный материал

 Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов)

18

1

Рукотворная жизнь

С.68-71, прочитать, ответить на вопросы

19

2

На службе у человека

С.72-77, прочитать, ответить на вопросы

20

3

Покорение силы

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

С.78-81, прочитать, ответить на вопросы

21

4

Как человек использует свойства воды

С.82-87, прочитать, ответить на вопросы

22

5

Как человек использует свойства воздуха

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

С.88-91, прочитать, ответить на вопросы

23

6

Горные породы и минералы

С.92-97, прочитать, ответить на вопросы

   24

7

Металлы

С.98-103, прочитать, ответить на вопросы

25

8

Приручение огня

С.104-106,  прочитать, ответить на вопросы,  с.107-121, для дополнительного чтения

26

9

Как нам жить?

С.122-125, прочитать, ответить на вопросы

27

10

Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа»

Повторить пройденный материал

28

11

Итоговая контрольная работа по теме «Человек и природа»

Повторить пройденный материал

29

12

Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.

С.127, задачи 1-3

30

13

Повторение. Природа, вещества, явления.

С.128-129, задания с.129

31

14

Повторение. Земля – планета жизни.

С. 130-131, задания с.131

32

15

Повторение. Растения и животные.

С. 132-133, задания с.133

33

16

Повторение. Природные зоны. Экосистемы.

С. 134-135, задания с.135

34

17

Обобщение и повторение пройденного материала.

Повторить пройденный материал

Часть 2. Человек и человечество (34 часа)

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК (11 часов)

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (5 часов)

35

1

Кого можно назвать человеком?

http://school-collection.edu.ru/

С.8-11, прочитать, ответить на вопросы

36

2

Посмотри в своё «зеркало»

http://school-collection.edu.ru/

С.12-15, прочитать, ответить на вопросы

37

3

Как понять, что творится у друга на душе?

С.16-19, прочитать, ответить на вопросы

38

4

Переживания, испытанные временем

С.20-23, прочитать, ответить на вопросы

39

5

Как узнать человека?

С.24-27, прочитать, ответить на вопросы

Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов)

40

1

Что такое общество

http://school-collection.edu.ru/

С.28-31, прочитать, ответить на вопросы

41

2

Как жить в мире людей

http://school-collection.edu.ru/

С.32-35, прочитать, ответить на вопросы

42

3

Моё общество

С.36-39, прочитать, ответить на вопросы

43

4

Права человека в обществе.

http://school-collection.edu.ru/

С.40-43, прочитать, ответить на вопросы

44

5

Контрольная работа 1 по теме «Человек».

Повторить пройденный материал

45

6

Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.

С.44, задача 1

          Раздел 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (23 часа)

Глава 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 часов)

46

1

Первобытный мир

http://school-collection.edu.ru/

С.47-51, прочитать, ответить на вопросы

47

2

Первобытный мир

С.47-51, прочитать, ответить на вопросы

48

3

Древний мир – рождение первых цивилизаций

http://school-collection.edu.ru/

С.52-56, прочитать, ответить на вопросы

49

4

Древний мир - рождение первых цивилизаций

С.57-59, прочитать, ответить на вопросы

50

5

Эпоха средних веков- между древностью и новым временем

http://school-collection.edu.ru/

С.60-64, прочитать, ответить на вопросы

51

6

Эпоха средних веков- между древностью и новым временем

С.65-67, прочитать, ответить на вопросы

52

7

Новое время – торжество Европы

http://school-collection.edu.ru/

С.68- 72, прочитать, ответить на вопросы

53

8

Новое время - торжество Европы

С.72-73, прочитать, ответить на вопросы

54

9

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

http://school-collection.edu.ru/

С.74-78, прочитать, ответить на вопросы

55

10

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

С.78-79, прочитать, ответить на вопросы

Глава  4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (3 часа)

56

1

Короли, президенты и граждане

С. 80-85, прочитать, ответить на вопросы

57

2

Расы и народы Земли

С.86-89, прочитать, ответить на вопросы

58

3

Кто во что верит

С.90-97, прочитать, ответить на вопросы

Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 часов)

59

1

Мировое хозяйство

http://school-collection.edu.ru/

С.98-101, прочитать, ответить на вопросы

60

2

Мировое сообщество государств

http://school-collection.edu.ru/

С.102-105, прочитать, ответить на вопросы

61

3

Что человечество ценит больше всего?

http://school-collection.edu.ru/

С.106-109, прочитать, ответить на вопросы

62

4

Как нам жить?

http://school-collection.edu.ru/

С.110-115, прочитать, ответить на вопросы

63

5

Повторение пройденного материала.

Повторить пройденный материал

64

6

Контрольная работа № 2 по теме «Человечество».

Повторить пройденный материал

65

7

Итоговая контрольная работа по теме «Человек и человечество»

Повторить пройденный материал

66

8

Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.

С.116, задачи 1-2

67

9

Проект «Моё человечество»

С.117, составить схему «Моё человечество»

68

10

Повторение и обобщение пройденного материала.

Повторить пройденный материал.

69

11

Резерв

70

12

Резерв

Перечень  учебно-методического обеспечения:

         1. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир («Человек и природа»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009

   

 

Список литературы

  1. Экологическая азбука для детей и подростков.- М.: МНЭПУ,1995.
  2. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.- М.: Педагогика,1981.
  3. Энциклопедический словарь юного физика.- М.: Педагогика,1991.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Том 2.- М.: Аванта+, 1993, 1998.
  5. Энциклопедия для детей. География. Том 3.-М.: Аванта+, 1994, 1998.
  6. Энциклопедия для детей. Геология. Том 4.- М.: Аванта+, 1995, 1998.
  7. Энциклопедия для детей. Техника. Том 14.- М.: Аванта+, 1998, 1999.
  8. 1000 и одна загадка. Сборник загадок ( сост. М. Фрид).- М.: Пилигрим, 1996.
  9. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. – Волгоград: Учитель, 2010.
  10. Журнал «Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...