Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Фазлеева Гульнур Ильдусовна

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._prog._po_okr._miru_2kl..docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Класс  2Г

Учитель _  Фазлеева Гульнур Ильдусовна  

Количество часов

Всего   68        часов; в неделю ___2____ часа.

Плановых контрольных уроков ___5__, проведение экскурсий   - 4

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы «Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин ), рекомендовано Министерством образования и науки РФ в рамках образовательной системы «Школа 2100» и в соответствие с требованиями федерального государственного  стандарта  и на основе  дополнений внесённых в стандарты начального общего  образования, приказ №427 от 19 октября 2009 г.

                 

Учебник : Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.

Дополнительная литература:  Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2011.

– Вахрушев А. А. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир».  2 класс– М.: Баласс, 2011

Окружающий мир

Пояснительная записка

 Цель уроков окружающего мира: познакомить ребят с  целостной (с учетом возраста) картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта  

        Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

       -Формирование умения использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации;

      -Формирование навыка истолкования своего опыта;

      -Учить решать проблемные творческие задачи – главный способ осмысления мира;

        

2-й класс

«Наша планета Земля» ( 68 ч)

Введение .

Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце .

Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Глобус и карта

План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океан.

Формы земной поверхности

Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водо-сборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

2 часть.

Введение .

Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце .

Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года.

 Земля – наш общий дом .

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света .

Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля .

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

элементарные сведения о трех состояниях вещества;

что Земля имеет форму шара;

что горизонт – воображаемая линия;

основные стороны света;

элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);

закон всемирного тяготения;

связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;

как себя вести при грозе;

основные этапы круговорота воды в природе;

элементарные сведения о погоде;

что глобус – модель Земли;

условные обозначения глобуса и карты;

части света, материки и океаны;

характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;

основные природные зоны;

географические закономерности размещения хозяйства людей;

политическую карту, крупнейшие страны и города;

части света и их основные особенности;

о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.

Учащиеся должны уметь:

использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

различать утро, день, вечер и ночь;

различать времена года по основным признакам;

уметь пользоваться календарем и часами;

показывать линию горизонта;

определять стороны горизонта при помощи компаса;

описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

определять температуру с помощью термометра;

владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

показывать на карте части света, материки и океаны;

уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

распознавать ландшафты основных природных зон;

перечислять порядок их расположения на планете;

находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;

находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;

беречь богатства природы в повседневной жизни;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

различать утро, день, вечер и ночь;

различать времена года по основным признакам;

уметь пользоваться календарем и часами;

показывать линию горизонта;

определять стороны горизонта при помощи компаса;

описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

определять температуру с помощью термометра;

владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

показывать на карте части света, материки и океаны;

уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

соблюдать правила безопасности дорожных движений.

Таблица требований к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

– уметь объяснять мир

– уметь определять свое отношение к миру

• объяснять отличия твердых, жидких и газообразных веществ;
• объяснять влияние притяжения Земли;
• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
• наблюдать за погодой и описывать ее;
• уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
• читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• называть основные природные зоны и их особенности

• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

ПДД

Используемые технологии:

1.Здоровьесберегающие

2. Игровые                                                                                  9. Индивидуализации обучения

3. Групповые                                                                           10. Технология проблемного обучения

4. Разноуровневое обучение

5.Технология  деятельностного подхода обучения

6.Гуманно-личностная технология

7. Информационные технологии

8. Объяснительно-иллюстративная

Учебно-тематическое планирование    по окружающему миру  

                                                                           Класс  2

Количество часов:     всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

Плановых контрольных уроков___5____, тестов_______

 Проведение экскурсий – 4 ч.

Административных контрольных уроков_______

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:

– Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.

– Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2010.

– Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир». – М.: Баласс, 2011

Тематическое планирование 2 класс  по окружающему миру

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Примечание

план

факт

1

Подготовка к путешествию

 «Общие слова - понятия» .

 «Будь осторожен с огнём».

1

03.09.11

               

2

Экскурсия «Осенние наблюдения за окружающим миром».

 «Светофор и его сигналы»

1

07.09.11

3

Из чего состоят все предметы..

1

10.09.11

4

Из чего состоят все предметы..Закрепление.

1

14.09.11

5

Природные часы.

1

17.09.11

6

Календарь и компас. «Умей ориентироваться»

1

21.09.11

7

Форма Земли – огромный шар.

1

24.09.11

8

Глобус-модель Земли.

1

28.09.11

9

Контрольная работа по теме «Связь живой и неживой природы».

1

01.10.11

10

Земля в космосе.

1

05.10.11

11

Земля в космосе. Закрепление.

1

08.10.11

12

Всемирное тяготение.

1

12.10.11

13

Смена дня и ночи.

1

15.10.11

14

Времена года.

1

19.10.11

15

Смена времен года.

1

22.10.11

16

Тепловые пояса.

1

26.10.11

17

Погода и климат.

 «Экстремальные ситуации в природной среде.

1

29.10.11

18

Обобщение

по разделу «НАША ПЛАНЕТА».

Памятка для путешественника (урок-игра).

1

02.11.11

19

Контрольная работа по теме «Земля в космосе».

1

12.11.11

20

Что изображено на глобусе и карте.

1

16.11.11

21

План и карта.

 

1

19.11.11

22

«Четыре важных сигнала (01,02,03,04).

1

23.11.11

23

Глобус и карта.

1

26.11.11

24

Что изображают на карте.

1

30.11.11

25

Учимся пользоваться картой.

Проверочная работа.

1

03.12.11

26

Части света. Материки и океаны.

1

07.12.11

27

Реки и озёра.

 Меры безопасности на водоёмах.

1

10.12.11

28

Зимняя экскурсия Зимние наблюдения за окружающим миром. ОБЖ Знакомство с дорожными знаками.

1

14.12.11

29

Равнины.

1

17.12.11

30

Горы.

1

21.12.11

31

Полуострова

и острова.

1

24.12.11

32

33

Моря.

 Обитатели морей.

1

1

28.12.11

11.01.12

34

Обобщение

по теме «Что изображено на глобусе и карте».

1

14.01.

35

Контрольная работа .

 Учимся решать жизненные задачи.

1

18.01

36

Экологические системы.

1

21.01

37

Как живет экосистема.

1

25.01

38

Природная зональность.

1

28.01

39

Природные зоны холодного пояса.

1

01.02

40

Леса умеренного пояса.

1

04.02

41

Засушливые зоны умеренного пояса.

1

08.02

42

Хрупкая природа степей и пустынь.

1

11.02

43

Засушливые зоны жаркого пояса.

1

15.02

44

Тропические леса.

1

18.02

45

Горные экосистемы.

1

22.02

46

Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы.

1

25.02

47

Другие природные катастрофы.

1

29.02

48

Обобщающий урок по теме: «Многообразие земли».

Проверочная работа

1

03.03

49

Человечество.

1

07.03

50

Города и страны.   Правила поведения на дорогах.

1

10.03

51

Контрольная работа по теме «Природная зональность».

1

14.03

52

Экскурсия Весенние наблюдения за окружающим миром.

 Знакомство с дорожными знаками.

1

17.03

53

Путешествие тучки по Европе.

1

21.03

54

Путешествие тучки по Европе. Закрепление.

1

04.04

55

Знакомство со странами Европы.

1

07.04

56

Азия.

1

11.04

57

Африка.

1

14.04

58

Путешествие к африканским животным.

1

18.04

59

Америка.

1

21.04

60

Северная Америка.

1

25.04

61

Южная Америка.

1

28.04

62

Кто открыл Америку?

1

02.05

63

Австралия и Антарктида.

1

05.05

64

Животный мир Австралии

и Антарктиды

1

07.05

65

Россия – наша Родина

1

12.05

66

Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа по теме «Путешествие в дальние страны»

1

16.05

67

Экскурсия «Формы земной поверхности».

 Практическое занятия по ППД.

1

19.05

68

Экскурсия Наша природная зона» .

 Практическое занятия по ППД.

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе ОС "Школа 2100" составлена в соответствии ФГОС начального общего образования 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев

Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина  Образовательной...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"...

рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС"Школа 2100"

рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"...