Земля - наш дом родной
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Зенина Инна Николаевна

На уроке используется графический планшет, проектно - исследовательская и опытно -экспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zemlya_-nash_dom_rodnoy.zip138.64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Красненская СОШ им. М.И.Светличной»

              Урок окружающего мира

                            в 4 классе

        Земля - наш дом родной

                                                                                        Учитель

                                                                                        Зенина Инна Николаевна

                                                         

Цель. 

  1. Закреплять знания, полученные на уроках окружающего мира  по охране окружающей среды.
  2. Развивать коммуникативное общение, познавательные способности, умение видеть новое в знакомом.
  3. Воспитывать  гуманное отношение к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Оборудование: графический планшет, компьютер, экран, проектор, презентация, модель реки, гербарий, текст сказки, магнитофон, аудиозапись

                                                 ХОД  УРОКА:

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока

Чтение стихотворения учителем.

Я сорвал цветок,- и он увял.
Я поймал мотылька,- и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.

Ученик:

Мы речь свою поведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется земля.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока «Земля – наш дом родной», а в доме должно быть чисто и уютно всем, и поговорим мы о защите окружающей среды, об опасностях, которые подстерегают  растения и животных, воду, о правилах поведения в природе.

3.Закрепление изученного материала

1)  Значение природы для людей

- Назовите значение природы для людей?  (презентация)      

 Восхищает нас своей красотой

Даёт нам тепло, свет, воздух, воду и пищу

Охраняет наше здоровье

Дарит радость открытий

 Учит нас доброте

Даёт нам разные материалы для хозяйства

2)  Значение леса в природе

Учитель: Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли,
Зеленый лес!
Когда раздумий вещий час настанет,
Когда мечтаешь о грядущем ты,
С зеленым другом поделись мечтами,
И окрылит он все твои мечты.
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес,
Зеленый лес!
(презентация о лесе)

  - Почему автор стихотворения  называет лес чудом из чудес?

   -  Какое значение лес имеет для человека, животных и растений?

Дети: Лес – наше богатство. Лес – дом для растений, животных, грибов. Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды и грибы. Лес – зеленый наряд нашей планеты. Это место, где мы отдыхаем

Учитель:  Какую роль лес играет в жизни животных и растений. Определите названия некоторых животных, которые живут в лесу.  (презентация)

Это животное весит 150 -200 кг. Оно прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям. Имеет острый слух и обоняние. Близорук. В его рацион входят трава, орехи, ягоды, лось, кабан. Может съесть за сутки 20 -30 кг мяса. За осень сильно жиреет. Детеныши рождаются в феврале.

Дети: Это бурый медведь

Учитель: Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На кончиках ушей характерные черные кисточки.

Дети: Это рысь

Учитель: Это животное имеет вес до 500 кг. Может легко преодолеть снежные сугробы, болота. Хорошо плавает.

Дети: Это лось.

Учитель: Какую роль играет лес в жизни этих животных?

Дети: Лес для всех  животных является домом. В лесу они находят еду. Лес их лечит. В лесу они выращивают свое потомство.

     Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться (примеры детей). Необходимы животные и людям. Не только по тому, что дают продукты питания, ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Вырубая леса , люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкие.

- Ребята, а может быть не все животные нужны? Может быть, какие то виды можно уничтожить? Комары, осы, змеи нас кусают, пугают, жабы, лягушки некрасивые и неприятные (ответы детей, дети приводят примеры полезности разных животных, насекомых. Действительно, ребята, на нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.

Учитель: Какова роль леса в жизни природы?

Дети: Лес очищает воздух от вредных примесей. Защищает почвы и водоемы

Учитель: Лес-это источник древесины,

Учитель: Ученики нашего класса приготовили интересные сообщения об использовании древесины деревьев человеком.

(Выступают дети со своими сообщениями.  Презентация с изображением деревьев)

1-й ученик: Сосновый бор. Сосновая тайга.

Стройные красные стволы. Сучья начинаются где-то высоко-высоко. Тонкие иглы не задерживают лучей. Пахнет смолой. Воздух такого леса целителен. Он словно насыщен животворным бальзамом.

Сосна - одна из основных лесообразующих пород в нашей стране. Вместе с тем это одна из важнейших для хозяйства пород.

Древесина сосны прочна, стойка против гниения, хорошо поддается обработке. Поэтому из сосновых бревен строят дома, помещения для скота. Сосновый брус идет на железнодорожные вагоны. Сосновые шпалы ложатся в насыпь железной дороги. Сосновые стволы поддерживают телеграфные провода. Всего и не перечислить.

Из сосны добывают драгоценную жидкость-живицу. Для этого специальным инструментом надсекают кору и подставляют небольшой сосуд. За лето средней величины дерево дает два, три, а бывает, и четыре килограмма живицы.

Из живицы получают скипидар и канифоль. Скипидар используется для растворения лаков и красок. Не менее важно применение канифоли. Ее добавляют в бумагу, и она становится блестящей, на ней перестают расплываться чернила. С ней имеют дело радиолюбители при пайке радиосхем, скрипачи, не забывающие натереть смычок перед концертом.

В хвое сосны содержится большое количество витамина С, из которой на специальных заводах добывают масло и витамин С.

Такова эта жемчужина русского леса!

2-й ученик: Ель - вторая жемчужина русского леса. Ель, как и сосна, поставляет строевой лес для всех назначений, у нее великолепная, с шелковистым отливом, белая, чуть с желтизной древесина. Из ели делают дешевую мебель. Но главное – она дает бумагу. Это она дает картон.

Один кубический метр еловой древесины может превратиться при соответствующей переработке в шестьсот полушерстяных костюмов или в четыре тысячи пар шелковых чулок, или в полторы тысячи метров шелковой ткани. Впрочем, вискозный шелк находит и другие применения. Например, в качестве отличного корда в автомобильных шинах.

Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов.

3-й ученик: Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель или сосна. Она каждую осень сбрасывает свои иголки и весной они вновь появляются.

Древесина лиственницы - одна из самых прочных, устойчивых против гниения пород, самая распространенная в нашей стране.

Древесина лиственницы прочна, упруга, тверда. Ей доверяют самые трудные работы: из нее делают сваи, устои и быки для мостов, колодцы. Используется в строительстве жилых зданий. Внутренние детали построек Московского Кремля сделаны из этого дерева. Лиственница широко применялась в корабельном строительстве, и лиственничные леса именовались “корабельными рощами”.

4-й ученик: Береза служит человеку многие века. Ее почки, листья, сок, кора, древесина содержат лекарственные вещества. Листья и почки содержат мочегонные и желчегонные вещества. Их настои и отвары используют также при кожных заболеваниях, они прекращают воспалительные процессы, снимают зуд и раздражения. Отвар листьев улучшает рост волос. Березовый сок – это общеукрепляющее средство, он содержит микроэлементы, витамины, белки, растворяет камни в почках. В косметике он ценится за то, что очищает кожу, удаляет угри и веснушки. Из древесины березы готовят активированный уголь и препарат карболен, которые используются для лечения болезней пищеварительного тракта. Деготь, извлекаемый из коры, ускоряет заживление ран, входит в состав мазей, например, мази Вишневского.

Твердая древесина березы – основное сырье в фанерном производстве.

Учитель: Коротко послушайте об использовании других деревьев в народном хозяйстве:

Пихта. Живица этого дерева – ее называют сибирский бальзам – идет на склеивание стекол в оптической промышленности. Из хвои пихты получают пихтовое масло, им лечат суставы.

Кедр. Семена сосны сибирской – “кедровые орешки” - содержат до 65% золотистого масла, они служат лакомством, из них получают пищевое масло.

Липа. Незаменимый материал для чертежных досок. Из нее делают мебель и бочки.

Осина. Каждый раз, когда вы зажигаете спичку, вы держите в руках кусочек осины. А может, вы любитель изделий художников Хохломы – золотым и черным расписанных кубков, ваз, блюд? Их тоже вытачивают из осины. (Показывает деревянные изделия с хохломской росписью)

Учитель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы.

3) Исследовательская работа “Лекарственные растения”.

(Детям предлагаются картинки растений, они выбирают растение, называют его и говорят от какой они болезни).

- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)

- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля)

- Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют? (Валерьяна. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах).

- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел)

- Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива)

- Какое растение помогает от кашля? (Ромашка)

Да, ребята, лес – это огромное богатство нашей Земли! Это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят свое потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой. Лес кормит нас ягодами, грибами, орехами. Из деревьев человек делает мебель, строит дома.

    Если вырубку леса делать подряд, не задумываясь, какое дерево срубить, то на нашей планете не останется лесов.

(появляется слайд «вырубка леса»)

-  Взгляните, вот как выглядит лес после вырубки. Когда его не станет, животным негде будет жить, и они постепенно вымрут.

4)   Вода в природе

-   Конечно, ребята, вы хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете. Назовите, кому и зачем нужна вода?

 - Послушайте сказку : «Как люди речку обидели».

По Н.А. Рыжовой “Не просто сказки”. Экологические рассказы.

“В одном далеком краю жила Река. Начиналась она с большого прозрачного родника, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. Наша Река очень любила путешествовать, много повидала она на своем пути, многих птиц и зверей напоила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей незнакомо: вместо елей и берез здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. В этом городе не хватало воды, её приходилось привозить издалека, поэтому каждая капля ценилась на вес золота. Конечно же, горожане обрадовались Реке и попросили её остаться. Река всегда всем помогала и поэтому согласилась. По глади её воды поплыли пароходы и лодки, в жаркую погоду купались люди. А главное–Река напоила весь город. Никто теперь не боялся остаться без воды.

Случилось так, что люди быстро привыкли к Реке и уже ни о чем её не просили, а просто делали все, что им вздумается. Рядом с ней построили большой завод. Из больших труб потекли грязные потоки.(Презентация) В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки. В ней мыли машины. И никто из горожан не подумал, что Река–тоже живая. А она очень переживала: “Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала от зноя в жаркие дни”.

Шло время. Люди не прекращали загрязнять Реку, а она все ждала, когда же они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке прошел танкер. Он был неисправен, и в воду вылилось много нефти. Совсем заболела Река: “Нет, не могу я больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. Позвала она всех своих жителей, собрались и рыбы, и утки, и звери - и очистили Реку, вылечили её. Побежала она в край своего детства. Туда, где стояли ели и березы, где человек – редкий гость.

А жители обнаружили, что остались без Реки...”

5) Обсуждение сказки.

Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели?

-Давайте попробуем сделать вывод, почему же речка обиделась на людей и пропала? Что вы можете предложить жителям города, чтобы вернуть речку?

6)  Демонстрация опыта “Последствия разлива нефти”.

Цели:

  1. продемонстрировать опасность разлива нефти на реке;
  2. выяснить, какой вред нефть наносит обитателям реки или моря.

Описание опыта.

Оборудование: “модель реки”, (для опыта я заранее приготовила “модель реки”: в аквариуме выложила дно песком, камушками, ракушками. Вылепила из пластилина рыбок, улиток, водоросли и залила водой.); пробирка с нефтью; птичка ( изготовлена из пластилина, тело покрыто перьями).

Учитель:  Представьте себе, что случилась авария и из танкера, перевозящего нефть, произошла утечка нефти. Я буду капать нефть из пробирки в нашу речку, а вы понаблюдайте, что будет происходить.

Дети: Нефть покрывает всю поверхность тонкой непрозрачной пленкой.

Учитель: Как вы думаете, какой вред это может нанести окружающей среде?

Дети: Солнечный свет не проникает в глубину, растения перестают вырабатывать кислород, рыбы, выныривая на поверхность, покрываются плотным слоем маслянистой жидкости и т. д.

Учитель:  Сейчас я покажу вам, какой вред нефть, оказавшаяся в воде, приносит водоплавающим животным. Для этого я сделала птичку из пластилина, покрыла ее тело перьями и привязала на веревочку. Представьте себе, что наша птичка долго летела и решила отдохнуть на поверхности воды, покачиваясь на волнах. Я буду опускать птичку, а вы наблюдайте, что будет происходить.

Дети: Все перышки покрылись нефтью, она не сможет летать и погибнет.

(Этот опыт помог моим детям наглядно увидеть и понять, что нефть, попавшая в водоемы, наносит огромный вред окружающей среде).

      Итак, я напоминаю всем, что бесценный дар – чистую воду, на Земле надо беречь и разумно использовать, не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором. Пусть на Земле всегда будет голубая, чистая вода!

7) “Правила поведения в природе”

- Ребята, мы с вами говорили о том, что человек загрязняет окружающею среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?

Презентация  “Хорошо – плохо” (отметить знаком = положительное воздействие, - отрицательное воздействие

Если мы, люди, будем и дальше так же бездумно обращаться с природой, то однажды окажемся на нашей планете в полном одиночестве. Как предупреждением об этом, по инициативе тех, кто услышал стон израненной Природы, в 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан  Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

      Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

       Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составляла мировой список и пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. И учёные решили назвать этот список  Красной книгой.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (ответы детей)

- Итак, эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности – призыв к разуму и совести каждого.

8)   «Красная книга»

В Международную Красную книгу занесены животные, которые обитают и в нашей стране. Это: (появляются поочерёдно слайды)

1) Амурский тигр

2) Белый медведь

3) Бурый медведь

4) Атлантический морж

5) Различные виды журавлей

6) Лебедь

7) Фламинго

- Многие другие животные и птицы, насекомые так же занесены в Красную книгу. Во многих странах созданы свои Красные книги. В нашей области тоже имеется Красная книга Белгородской области. (демонстрация Красной книги) Запрещено наносить вред животным, которые занесены в такие книги. А людей (браконьеров), которые это делают, наказывают по всей строгости закона.

- Люди создают заповедники, парки в которых охота на редких животных запрещена.

(презентация о парках и заповедниках)

- Некоторые животные уже спасены, например - бобр и соболь. Их охраняют в Баргузинском заповеднике.

9)  Игра: “Выбери правильный ответ”  (презентация)

  1. Почему нельзя загрязнять воду?

-Потому, что в ней погибают живые организмы.

-Потому, что будет некрасивый цвет воды.

2. Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?

- Да, например комар, он больно кусается.

- Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.

3.Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?

- Потому, что их осталось мало, и они совсем могут исчезнуть.

- Потому, что их потом можно будет взять с собой.

4.Какие растения и животные занесены в красную книгу?

- Красивые.

- Которым грозит полное исчезновение с лица земли.

10) Творческая работа « Мой дом» (создание проекта «Клумба у дома»)

11) Защита проекта

Обобщение:

Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо знаете, что можно и чего нельзя делать на прогулке в лесу и на реке. Конечно, губить деревья, разорять птичьи гнезда, ловить насекомых, рвать грибы с корнем, разрушать муравейники, шуметь в лесу, особенно в период размножения птиц и животных, бросать мусор в реку- все это не допустимо! Я уверена, что вы не принесете вреда природе.

Учитель:

Наша планета Земля,
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля
Дом наш роднимый, ребята!

1 ребёнок: 

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!

2 ребёнок: 

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.

Д/з закончить проект «Клумба у дома»


Открытый урок по окружающему миру по теме «Земля – наш дом родной»

Демонстрация опыта “Последствия разлива нефти”.

Работа на графическом планшете

Защита проекта «Клумба у дома»

Используемая литература:

  1. zoodrug.ru›Смешанный лес
  2. revolution.allbest.ru›Животные леса
  3. images.yandex.ru›животные леса
  4. ecoclub.nsu.ru›proects/forest/pine.htm
  5. images.yandex.ru›лиственница
  6. ru.wikipedia.org›Лиственница
  7. images.yandex.ru›берёза
  8. ru.wikipedia.org›Берёза
  9. gold-sibir.ru›index.php…Красноярск
  10. images.yandex.ru›лекарственные растения
  11. health.wild-mistress.ru›Лекарственные травы
  12. Н.А. Рыжова “Не просто сказки”. Экологические рассказы.
  13. Красная книга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля - наш дом родной.

Воспитывать бережное отношение к природе.Убедить учащихся в необходимости охраны окружающей средыРазвивать познавательные интересыВоспитывать чувства любви к природе и ответственности за её охра...

Урок окружающего мира "Земля - наш дом родной"

clip_image002.jpgТема: Урок-путешествие             «Земля – наш дом родной». Цель: Расширить и углубить знания учащихся о ...

Презентация "Земля- наш дом родной"

Презентация подготовлена для проведения обобщающего урока по литературному чтению в 3 классе по разделу "Люби живое".Конс пект урока взят из методической литературы С.В. Кутявиной к учебнику Л.Ф. Клим...

урок-конференция "Земля-наш дом родной"

Обобщить знания детей по разделу "Люби Живое"....

Воспитательная работа. "Земля -наш дом родной.Красная Книга Курганской области"

В разработке говорится о сохранении окружающей среды....

Сценарий праздника "Земля - наш дом родной"

Воспитание у детей любви к родной природе. Расширение детского кругозора....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьном конкурсе-игре, посвященном всемирному дню Земли «Земля наш дом родной»

1. Цель и задачи школьного конкурса.1.1. Целью школьного конкурса «Земля наш дом родной» является расширить знания младших школьников о планете Земля.1.2. Задачи школьного конкурса «Земля наш дом родн...