Окружающий мир "Море"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Клименко Елена Алексеевна

План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл more.docx8.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Море

Цель: дать представление о морях, их флоре и фауне, о пользе морей для человека;

            воспитать бережное отношение к морским животным, стремление охранять моря, морские богатства.

Оборудование:

                               1. Планшеты  «Животный мир моря»

                                                         «Ядовитые обитатели моря»

                                                         «Морские суда»

                                                         «Добыча нефти в море»

                                                         «Дары моря»

                                                         «Морские порты»

                                                         «Море в разное время суток»

                                                         «Древнее море»

                               2. Предметные картинки «Рыбы»

                               3. Коллекция морских водорослей»

                               4. Коллекция морских обитателей: моллюски, рыбы, кораллы, краб и др.

                               5. Игра «Кто? Что? Как?»

                               6. Карта полушарий.

Ход урока.

I. Орг. Момент.

II. Сообщение темы и цели урока:

    - Вспомните, какую мы тему начали изучать:

                                                 (Вода в природе)

    - Чего больше на планете: воды или суши?

    - В каких водоемах находиться вода?

                                                  (В реках, озерах, морях, океанах)

    - Сегодня мы немного подробнее поговорим о морях.

III. Работа над новым материалом.

                (Учащиеся делают записи в тетрадях)

     1. - Спокойное и ласковое, слегка лазурное в хорошую ясную погоду и темное неприветливое в ненастье — таким мы видим море.

        - Как вы считаете, почему вода в море бывает разного цвета?

     2. - А что такое море вообще? Как вы понимаете?

                  Запись в тетради:

                          Море — часть океана, которая вдается в сушу.

        - Какие моря вы знаете? Покажите их на карте.

       

        - Чем отличается, например, Черное море от Охотского моря? Как их окружают берега?

                 Запись в тетради:

                       

                           Моря бывают окраинные и внутренние

     3. - Моря (очень) являются источником жизни. Очень давно, когда наша планета только образовывалась, первые животные и растения появились в морях

                                                (Показ таблицы «Древнее море»)

   4. - Моря отличаются между собой, но все-таки очень похожи

                     - Чем похожи? (большое количество воды, имеют схожих обитателей, имеют горько-соленую воду)

                     - Почему вода в море горько-соленая?

                                                 (В ней растворено много различных солей)

                     - Такую воду пить очень вредно

    5. - А какое море самое близкое нам? (Черное море)

        - Это одно из красивейших морей. О нем писал А.С. Пушкин (эпиграф) (читает ученица)

«Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу тобою полн

Твои скалы, твои заливы

И блеск, и тень, и говор волн.

     

       - Кто знает, почему оно так названо?

      - Вот послушайте, как об этом сказал известный новороссийский поэт В. Бакалдин в своей книге «Русский порт — Новороссийск»

(ученик читает отрывок)

      - У нашего моря было много разных названий с давних времен. Но чаще всего оно было названо Черным или Темным.

      - О том, почему море получило такое название, существует красивая легенда.

                           

(Учитель читает легенда «Почему Черное море бурливое»)

6. - Насколько приветливы моря в хорошую погоду, настолько страшны они в непогоду.

    - Огромные волны ходят по морю с пенными верхушками. Их иногда называют «белая грива».

А на некоторых окраинах морях поднимаются огромные волны — цунами (в переводе с японского «волна, заливающая бухту»). Эти волны достигают 30 м и выше.

   - Жители нашего города знакомы с еще одним страшным явлением на море. Это смерч.

(Показ картинки из книги «Хочу все знать» за 1989 г.)

   - Огромные волны обтачивают даже камни. Нужно быть очень осторожным, купаясь в море в бурную погоду.

7. - Моря таят в себе огромные богатства.

      а. Природа морей отличаются большим разнообразием.

            Во-первых, это всевозможные водоросли.

(Показ гербария)

         - Некоторые растут на дне, некоторые свободно плавают в воде.

            Из водорослей делают йод, спирт, ацетон, агар-агар, который идет на изготовление конфет, мармелада, кладут в хлеб (он не черствеет), в сыр, уксус, мыло, добавляют в бумагу, удобрения, ткани.

         - Кроме того водоросли являются пищей — морская капуста.

     б.  - В морях живут самые разнообразные животные:

                                                                                    - моллюски (рапан, мидия)

                                                                                    - есть очень интересные создания кальмары

                                                                                    (И. Акимушкин «Природа-чудесница»)

                                                                                   - различные рыбы (В Черном море около 180 видов рыб)

                                                                                   - по берегам морей очень много морских животных

                                                                                   - есть хищники и опасные создания

(показ планшета «Ядовитые обитатели моря»)

          - Все они очень полезны для моря и их нужно охранять

(Показ «Красной книги»)

                                                - есть в море удивительные создания, очень похожие на рыб, но не рыбы.

                                                Кто они?

                                                         (Дельфины — млекопитающие)

        - В. Бакалдин в своих стихах тоже описал нескольких морских обитателей.

(ученик читает отрывок из книги «Русский порт — Новороссийск)

       - О многообразии животного мира морей вы сами можете судить по картинкам

                                                                                                         

                       (Планшеты «Животный мир моря»)

                   в. - Человек использует морские богатства.

                          В море даже добывают нефть.

                                                                                      (картинка)

                      - Некоторые ученые предполагают, что в будущем возможно вообще организовать поселения в море, посколько из морских продуктов можно получить почти все нужные человеку вещества.

                 г. - На берегах морей построено много портов. Одним из крупных на Черном море является наш порт в удобной Цемесской бухте.

                д. - Морской вид транспорта является тоже одним из удобных. По морям ходят различные суда: паромы, ледоколы, танкера, кометы и др.

(показ планшетов «Морские суда»)

8. - Море отдает свои богатсва человеку. Но он не всегда бережно относиться к ним

    - Мы видим это на примере нашего моря

    - Какие ошибки допускает человек? (слив сточных вод, нефтяные пятна)

   - А ведь наше море необычное: до глубины 200 м находиться слой жизни, а дальше мертвая зона — слой газа сероводорода. И в результате небрежного отношения человека, сероводород уже поднялся до 100 м, а в некоторых местах до 50 м.

   - Какой вред приносит нефть?

  - Ученые сейчас работают над новыми способами очистки морей:

          1. Найдены бактерии, питающиеся нефтью.

         2. Мидии могут жить в сильно загрязненной воде и при этом очищать ее. Различные черви, медузы тоже очищают воду в море.

             Нельзя допускать, чтобы их вылавливали из моря для забавы, как делают иногда дети и взрослые на пляже.

Итог:  - Вот коротко о наших морях. Моря таят в себе еще много неразгаданного и изучение их еще предстоит человеку.

IV Работа с учебником:

      1. Чтение материала о море

                                                 стр. 48-49

     Задание: выписать в тетрадь названия морских обитателей

     2. Чтение детьми вслух материала о море в учебнике.

V. Подведение итогов. Игра «Кто? Что? Как?»

(Дети вынимают карточки с вопросами из конверта Мудрой совы и отвечают на них)

VI.  Д/з: прочитать о море стр. 48-49.

               рефераты о морских животных.

Литература:

1. «Хочу все знать». (ежегодник 1989 г.)

2. Г.Г. Кузьминская «Черное море» 1988 г.

3. И.Зайцев, И. Максимов «Легенды и были Черноморья»

4. «Легенды Крыма», 1975 г.

5. С.Е. Клейненберг

     В.М. Белькович «Дельфины. Мифы и реальность»

6. «По страницам Красной книги. Моллюски. Черви»

7. В. Бакалдин «Русский порт — Новороссийск»

8. А.С. Пушкин «К морю»

9. И. Акимушкин «Природа-чудесница»

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...