Урок окружающего мира по теме: "лес-это интересно"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Чернышева Елена Алексеевна

Урок окружающего мира  во 2 классе начальной школы по программе А.А.Вахрушева в  образовательной системе «Школа 2100». Тема: «Лес – это интересно». Тип урока – закрепление знаний по теме «Природная зона – лес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc36 КБ
Microsoft Office document icon test.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon ocenochnyy_list.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon informaciya_o_zakaznike.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Использование односоставных предложений в текстах художественного стиля речи».

Тип урока: исследовательский проект.

Методические цели урока:

  1. организовать исследование особенностей использования односоставных предложений в текстах художественного стиля речи;
  2. повторить виды односоставных предложений;
  3. повторить особенности художественного стиля речи;
  4. проанализировать тексты художественного стиля речи;
  5. определить, какую выразительность придают текстам художественного стиля речи односоставные предложения;
  6. создать проект – приложение к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения»;
  7. защитить проект – приложение к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения».

Дидактические цели урока:

  1. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;
  2. приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения;
  3. формирование умений осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, исследовательских умений;
  4. формирование презентационных умений и навыков: навыков монологической речи, умения уверенно держать себя во время выступления;
  5. развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся;
  6. воспитание любви и уважения к родному языку.

Ход урока.

  1. Лингвистическая разминка.

- Послушайте стихотворение, которое написал Борис Пастернак, и подумайте, какое настроение оно у вас вызывает?
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

(Во время прочтения стихотворений демонстрация слайдов с репродукциями картин,  1 – 7 слайды)

- С помощью каких художественных средств выразительности создается это настроение?

- Обратите внимание на синтаксическое строение стиха. Какие предложения использует автор?

  1. Формулировка темы урока.

- Сегодня мы будем исследовать использование односоставных предложений в текстах художественного стиля речи.

Тема урока: «Использование односоставных предложений в текстах художественного стиля речи». (8 слайд)

  1. Актуализация знаний.

- Назовите ключевые понятия в названии темы урока. (Односоставные предложения, художественный стиль речи).

- Повторим тему «Виды односоставных предложений». Я буду задавать вопросы,

на которые вы должны ответить «да» или «нет». «Да» - поднятая рука.

1. Определенно-личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом сказуемым. (Да)
3. Можно ли в неопределённо-личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные - двусоставные предложения? (Нет)

- Вспомните особенности художественного стиля речи.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы будем наблюдать за текстами художественного стиля речи и выполним очень трудную исследовательскую работу. Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (приложение №1)

  1. В группе должен быть организатор обсуждения – у нас это будет «умник», а все остальные – «теоретики».
  2. Каждый может высказать свою версию решения.
  3. Один говорит, а остальные слушают.
  4. Каждая версия обсуждается в группе.
  5. В группе согласуется общее решение.
  6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Также на протяжении урока вашу работу в группах будут оценивать эксперты –

ученицы 9 «Б» класса Утина Анастасия и Чугунова Алина.

Результатом вашей работы станет настоящий научный труд - приложения к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения». Этого материала нет в учебниках, а его очень не хватает учителям русского языка при подготовке к ГИА. Поэтому ваш труд будет очень полезен всем учителям русского языка.

Урок сегодня непростой - урок-исследовательский проект. Такой вид урока строится по определенной технологии и требует следования определенному плану. Необходимо определить:

  1. объект исследования (процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения),
  2. предмет исследования (это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования - более узкое понятие, по сравнению с объектом. Он является частью, элементом объекта),
  3. цель исследования,
  4. практическую значимость,
  5. гипотезу (недоказанное утверждение, предположение или догадка),
  6. задачи.

(9 слайд)

 (приложение №2)

- Вы сегодня только учитесь работать над созданием исследовательского продукта. Но, тем не менее, исходя из темы урока «Использование односоставных предложений в текстах художественного стиля», определите в группах объект, предмет цель, задачи исследования и сформулируйте гипотезу. Помните о правилах работы в группах.

- Продуктом исследования станет, как я уже говорила, приложения к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения». (10 слайд)

  1. Исследовательская работа.

- Итак, мы начинаем исследование. У вас на партах лежит лист с текстами. (Приложение № 3)Прочитайте задания к ним.

- Какие есть вопросы?

- Подумайте, как вы организуете работу в группах. Распределите между собой обязанности.

- Давайте подведем итоги вашей научной исследовательской работы. Представляя результаты исследования, во-первых, выразительно прочитайте текст, во-вторых зачитайте односоставные предложения, с которыми вы работали, и, в-третьих, расскажите о стилистических особенностях исследованных односоставных предложений и их значении в раскрытии основной мысли текста. Выступая, также помните о требованиях  к устному ответу:

  1. соответствие теме, полнота ответа,
  2. аргументированность и владение материалом,
  3. грамотность речи.

В результате этой работы в ваших тетрадях должна появиться таблица об использовании односоставных предложений в текстах художественного стиля. Как это сделать? (11 – 21 слайды)

 - Давайте вернемся к гипотезе, которую мы выдвигали в начале работы. Как вы считаете, она подтвердилась или нет? Свой ответ аргументируйте. (22 слайд)

  1. Создание проекта.

- Вы убедились, что односоставные предложения придают текстам художественного стиля речи особую выразительность и способствуют раскрытию основной идеи текста. И теперь готовы приступить важной работе – созданию приложений к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения».

- Вам в помощь предложены бланки (приложение №5), которые нужно будет заполнить. Изучите их внимательно. Из скольких частей будет состоять ваша работа? Что поможет вам в работе с первой частью? А вторая часть – это ваша творческая работа. Вы должны будете создать свой текст объемом 5 предложений, в котором будут преобладать те односоставные предложения, с которыми вы работали в течение урока. Тема и форма свободная.

- Но перед началом работы я не могу не прочитать вам несколько образцов русской классической литературы, в которых поэты мастерски используют односоставные предложения.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)

Прозвучало над ясной рекою,
           Прозвенело в померкшем лугу,
           Прокатилось над рощей немою,
           Засветилось на том берегу. (А. Фет)

              Шепот, робкое дыханье,
          Трели соловья,
          Серебро и колыханье
          Сонного ручья,

           Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
          Ряд волшебных изменений
          Милого лица.

           В дымных тучках пурпур розы,
          Отблеск янтаря,
          И лобзания, и слезы,
          И заря, заря! (А. Фет)
             

(23 – 25 слайды)

 - Наверное, не случайно русские поэты и писатели при написании своих произведений обращались к односоставным предложениям. Мы еще раз убеждаемся, что такие предложения придают особую выразительность произведениям.

- Итак, приступаем к работе над проектом. Удачные проекты получатся у тех групп, которые помнят о правилах работы в группах. Распределите между собой обязанности.

- Уважаемые теоретики и умники, представьте свои проекты. Помните о требованиях к устному ответу.

(комментарии к выступлениям)

- Слово для оценки вашей работы даю экспертам.

(выставление отметок)

  1. Рефлексия.

- Давайте подведем итог работе. Какие открытия вы совершили сегодня на уроке? Какие ощущения остались после проделанной очень серьезной научной работы? Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

  1. Найди ошибку:

а) «кормильцы» - береза

б) «мусорщики» - дятел

в) «едоки» - волк

  1. Дополни пищевую цепь:

дуб - ? – кабан – волк

а) орех

б) шишка

в) желудь

  1. Какая самая широкая природная зона в умеренном поясе?

а) тундра

б) лесная

в) степь



Предварительный просмотр:

п/п

Виды работ

Баллы

1

Тест

2

Работа в парах

3

Работа в группе

4

Творческая работа (экологический знак)

5

Графический диктант

Итого



Предварительный просмотр:

Республиканский  заказник «Сурский» создан 28.01.85 г.

Заказник расположен в Сурском районе. В него вошли смешанные и хвойные леса, причем последние преимущественно сосновые, но иногда с примесью ели. Кроме того, есть болота и озера, заливные луга.

Здесь запрещены:

— все виды охоты, лов рыбы;

— движение транспорта вне дорог;

— выпас скота.

Много редких для Ульяновской области видов. На болотах это — болотный мирт, подбел белолистник, голубика, клюква болотная, багульник болотный, росянка круглолистная,; в водоемах и около них — пузырчатка обыкновенная, водяной орех, кувшинка белая и чисто-белая, кубышка желтая.

Внесены в Красные книги России произрастающие в заказнике пыльцеголовник красный, венерин башмачок настоящий, водяной орех (рогульник), ятрышник шлемоносный.

В наземной фауне заказника присутствуют почти все виды позвоночных животных, обитающих в Ульяновской области. Охотничьи виды ежегодно учитываются. В заказнике обитают  белки, зайцы-беляки, бобры, ондатры, куницы,  горностаи,  лисицы,  рыси, волки, лоси, кабаны,  глухари, тетерева и  рябчики.

В Красную книгу России занесены следующие встречающиеся в заказнике виды животных: орел-могильник, беркут, черный гриф, белоголовый сип, большой подорлик, выхухоль.

Сурский заказник — наиболее богатый уголок природы Ульяновской области. Здесь лучше, чем в других местах области, сохранилась среда обитания растений и животных, меньше влияние антропогенных факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...