Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

 

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.ur_.rodovoy_stroy.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе

по теме "Родовой строй."

Учитель Василенко О.И.

2011 год

 Цели и задачи:

-познакомить обучащихся с новыми понятиями «родовой строй, община»;

создать условия для формирования у обучающихся речи и расширения кругозора учащихся.

-способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию;

-содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации.

-содействовть воспитанию у детей культуры общения;

формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы;

-способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриевой «Мы и окружающий мир», слайдовая презентация (Приложение 1), ватман, цветные карандаши, заготовки для проекта (Приложение 2), веник.

Тип урока:

Урок изучения нового

Структура урока

I. Орг. момент, готовность к уроку

II. Актуализация

III. Изучение нового

1. Стадия вызова

2. Сообщение цели, темы урока

3.Стадия осмысления

IYФизминутка

V. Закрепление изученного

VI. Рефлексия

I. Орг. момент, готовность к уроку

II. Актуализация

III. Изучение нового

1. Стадия вызова

2. Сообщение цели, темы урока

3.Стадия осмысления

IYФизминутка

V. Закрепление изученного

VI.

 Рефлексия

I.

Приветствие, пожелание хорошего настроения и успеха.

II.

– Разгадайте кроссворд и назовите ключевые слова.

1. Деревянная шея,

    Железный клюв,

    Стучит «тук-тук-тук»! (Молоток.)

2. В реке ниточка,

    Ниточка на палочке,

    А палочка в руке. (Удочка.)

3. Маленького роста я,

    Тонкая и острая.

    Носом путь себе ищу,

    За собою хвост тащу. (Иголка.)

4. Деревянный хвост,

    Железный рот. (Топор.)

5. В Полотняной стране

    По реке Простыне

    Плывет пароход

    То взад, то вперед.

    А за ним такая гладь –

    Ни морщинки не видать! (Утюг.)

6. Блестит, сверкает,

    По полю гуляет,

    Все цветы срезает. (Коса.)

Ключевые слова: орудия труда.

– Какие орудия труда использовали первые люди для охоты?

– Каким образом происходила охота на мамонта?

Блиц опрос

1.    Из чего древние люди изготовляли первые орудия труда?

2. Как древние люди добывали себе пищу?

3. Из чего первые люди строили себе жилища, если не было подходящей пещеры?

4.   Какие орудия труда дошли до наших дней?

III.

1.

Вызываются 2 мальчика.

- Перед вами веник и прутик, скажите, что легче сломать? Попробуйте.

-Почему прутик сломать легче, а веник сложнее? Вспомним пословицу.

- А охотиться на большого зверя древним людям легче было по одиночке или всем вместе? Почему?

- Представьте себе древних людей, которые не понимали многих явлений природы, (молния, гром, ливни, засуха) . Как  было легче жить по одному или всем вместе?

2.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- На уроке мы узнаем о том, как древние люди стали жить, что заставило их объединится. Что такое  родовой строй, община, родичи.

- Как вы понимаете слова родичи, родовой строй, община?

3.

Работа с научным текстом

Работа в группах

-У вас на столах лежат тексты. Я сейчас прочту его, вы внимательно слушаете, ваша задача составить вопросы по прочитанному. Работать будете в группах по 4 человека

Составить для своих одноклассников вопросы

Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше,  могли становиться еще больше, если появлялись запасы пищи. В основном они состояли из родственников, хотя в них жили и пришлые люди. Община не могла быть большой, так как существовали и такие условия жизни, когда  не хватало пищи.

–Из кого состояли общины? – Почему не могли быть большими?

Роль руководителей играли старейшие, наиболее опытные люди. В случае столкновения с соседями во главе отрядов становились молодые мужчины. Все получали одинаковое количество пищи и одежды. Но те, кого больше уважали, – старейшины, так как они владели особыми знаниями и умениями, носили особые украшения и имели особые орудия труда.

–Кто руководил общиной? – За что уважали старейшин?  – Как внешне можно было отличить старейшину?

Трудились в этих общинах все, но у каждого была своя работа. Дети рано начинали трудиться. Девочки учились готовить пищу. Мальчики – шить из шкур одежду, учились охотиться, делать орудия труда, узнавать повадки диких животных, защищать свое селение от врагов. Люди в общине чувствовали близкую связь с природой: растениями, животными, камнями. Они были хорошими наблюдателями, так как это помогало им выживать.

– Чем занимались в общине дети?

– Почему древние люди постоянно наблюдали за природой, изучали ее?

4.

Работа с учебником

 Самостоятельная работа.

– Прочитайте тест учебника на с. 18.

Сравните с текстом, который мы читали вместе. Найдите различное. Отметьте карандашом различное. Зачитайте

 Анализ иллюстрации (с. 18).

– Опишите, что вы видите на рисунке?

– Чем заняты люди? Кто они?

– Опишите их внешний вид.

– Какие орудия труда вы видите?

– Что вы видите на стенах пещеры?

5.

Игра «Один против общины».

– А теперь мы проверим, действительно ли сообща лучше трудиться?

Учащиеся делятся на две группы: одна – 10 человек, а остальные – «одиночки».

10 человек – это родичи, община. У них большой плакат, который прикреплен к доске, и маркеры разных цветов. «Одиночки» тоже имеют фломастеры или карандаши и альбомные листы. По сигналу учителя все начинают рисовать определенную учителем картину.

Например: лес из 10 деревьев, жилище из костей мамонта и шкур, реку, возле жилища костер и 5 орудий труда.

– Через 5 минут работа должна быть закончена. И мы сравним, кто успел больше сделать работы: «община» или «одиночки».

Важно, чтобы ребята из «общины» догадались, что им нужно распределить обязанности.

- Сравним, кто успел сделать работы больше, одиночки или общины? Почему? Вывод?

V.

- Предлагаю закрепить свои знания и проверить, выполнив тест. (Индивидуально) (Приложение 3)

- Взаимопроверка в парах.

Творческое задание

Проснулся ранним утром древний человек (мужчина)  в своей пещере, потянулся, поежился - холодно. Побежал к ручью, умылся. Взял копье и пошел охотиться на мамонта, метнул копье, принёс добычу в пещеру.

 

Проснулся ранним утром древний человек (женщина)  в своей пещере, потянулся, поежилась - холодно. Побежала к ручью, умылась. Чиркнула камень о камень, развела огонь, сварила суп, поела, хорошо!

VI.

- Вот и заканчивается наш урок, предлагаю вам высказать свое впечатление об уроке и закончить предложения. (Методика незаконченных фраз, которые на слайде.)

- Спасибо за урок, молодцы!

Дополнительный материал

- Постоянный коллектив родственников. (Род)

- Предводитель, избираемый воинами на время войны. (Вождь)

- Крупное животное, объект охоты древнего человека. (Мамонт)

- Одно из первых жилищ человека. ( Пещера)

- Отрезок  времени равный 100 годам. (Век)

- Занятие древнего человека, возникшее из охоты. (Скотоводство)

Регулятивные универсальные учебные действия

Саморегуляция, как способ к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Регулятивные универсальные учебные действия

Смыслообразование

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целепологание- как постановка на основе

соотнесения того, что уже известно и ещё неизвестно

Регулятивные универсальные учебные действия

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные

универсальные учебные действия

общеучебные –  смыловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные универсальные учебные действия - планирование учебного сотрудничества

взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные универсальные учебные действия

общеучебные –  смыловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации;

Познавательные универсальные учебные действия общеучебные –

осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные универсальные учебные действия -- планирование учебного сотрудничества

взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

Личностные универсальные учебные действия

Контроль –в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные универсальные учебные действия-

синтез – составление целого из частей

Личностные универсальные учебные действия

Рефлексия – способов и условий действий контроль и оценка процесса результата деятельности