УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Степанова Елена Юрьевна

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке прослеживается технологический цикл изготовления продукта. Дети начинают свое рассуждение с результата - хлеб - и заканчивают первопричиной, в данном случае называют полевые работы. Называние фаз технологического цикла сопровождается определением соответствующих профессий - от продавца к полеводу. Урок несет важную воспитательную функцию - привить уважение к труду других людей.

При изучении темы на уроке используется презентация, которая наглядно помогает учащимся понять тему урока. На уроке применяются парная, индивидуальная, фронтальная формы работы.

В соответствии с технологией проблемного диалога ученики участвовали в совместном открытии знаний, самостоятельно определили цель своей деятельности, планировали работу по её осуществлению, рефлексировалирезультаты своей деятельности и оценили итоги выполнения поставленной цели.

Урок имеет развивающую направленность, построен с использованием информационно-коммуникативных, здоровье сберегающих, игровых, компьютерных технологий.

К плану-конспекту прилагаются   задания для работы в группах и парах, тексты стихотворений и физкультминуток, пословиц и поговорок о хлебе.

Материал по этой теме удобен для повторения основных вопросов темы «Как мы узнаём, что перед нами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Степанова Елена Юрьевна

   

Предмет Окружающий мир     Класс 1 «Б»

Тема урока: «Путешествие Колобка»

Цель урока:

  1. содействовать формированию представления о профессиях людей, о труде как основной потребности человека;
  2. создать условия для проведения исследования, кто и как выращивает хлеб, развития активности, самостоятельности, умения анализировать свою деятельность, делать выбор;
  3. способствовать воспитанию интереса и уважительного отношения к труду людей разных профессий, желания работать для других;
  4. подвести к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые   результаты:

Предметные:

Знать профессии людей участвующих в процессе посева зерна, получения из него муки и хлеба.

Уметь устанавливать последовательную цепочку получения зерна и переработки его в муку.

Уметь правильно выложить схему – цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Личностные:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Основные понятия: трактор, тракторист, комбайн, комбайнер, агроном, пекарь, пекарня, хлебозавод, мукомольный завод, хлебобулочные изделия  и т.д.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

  1. А.А.Вахрушев,  Д.Д.Данилов, А.С. Раутиан Окружающий мир. 1 класс («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012.  (Образовательная система «Школа 2100»). Страницы 18 – 21(урок 38).

- дополнительные

  1. Презентация по теме урока.
  2. Материалы для выполнения самостоятельной  работы, алгоритм самооценки, электронные физкультминутки, иллюстрации.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Этап урока

Деятельность  учащихся

Деятельность  учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Предметные

УУД

  1. Организационный момент (1 минута)


Цель:
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Самостоятельно контролируют собственную готовность к уроку; настраиваются на работу.


Отвечают на вопросы учителя

Организует ученический коллектив на работу, создаёт положительный настрой детей к учебной деятельности.

1.

Все за парты тихо сели

Все ль в порядке, посмотрели.            

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.


2.  Иллюстрация картины Шишкина И.И. «Рожь» (слайд № 2).


- Что изображено на картине?

- Прочитайте и отгадайте загадку (слайд № 3).


***

Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок.
(Поле.)

***

Вырос в поле дом, полон дом зерном. (Колос.)


























Учиться совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).



Учиться  работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности (5-7 минут)


Цели:

 - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

.

Слушают и смотрят.

















Отгадывают загадку.


Отвечают на вопросы учителя.




















Слушают стихотворение.




Уточняет тематические рамки.






Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
























Читает стихотворение

  1. Сценка по рассказу

 Я. Тайца «Всё здесь» (слайд № 3).


      Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нём очень много. Надя спросила:

- Бабушка, а что тут растёт?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб?! А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- И пряники?
- И пряники здесь. Всё здесь, внученька.
    Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?


  1. А Вы задумывались над этим вопросом?


- А вы задумывались, откуда пришёл хлеб к нам на стол?


-  Прочитайте и разгадайте загадку.

***

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна — в муку и тесто...

Вырос он, под синим небом

И пришел на стол он...


Ведущий: Что мы называем хлебом? О каком хлебе идет речь в загадке?


- Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?»


Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб»

 Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб!

  1. - Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки?




































































Учиться планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Регулятивные УУД).


Ориентироваться в своей системе знаний; составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

  1. Формулирование темы урок, постановка учебной задачи (3-4 минуты)


Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.












































С помощью учителя формулируют тему урока.



С помощью учителя ставят цель.












































Организует формулировку темы урока детьми.



Организовать постановку цели урока детьми

- Каждый день вы едите хлеб. Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?


  1.  А вы задумывались, откуда к нам на стол пришёл хлеб?


  1. Кто знает, как называется русская народная сказка, где главным героем является хлебобулочное изделие, круглой формой?  

   

  1. А вы читали сказку «Колобок»?


Давайте вспомним, как появился на свет Колобок в сказке (слайд № 4-5).


  1.  А что делал Колобок в этой сказке?


  1. В жизни мы тоже встречаемся с колобками. Подумайте где?


  1. Что такое колобок? (Хлеб.)
  2. Подумайте, в чём ещё сходство колобка и хлеба? (Сделан из теста.)


  1. А хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок в сказке!


  1. Хотите узнать почему?

(Слайд № 6).


  1. Значит, какая тема урока? (Как путешествует хлеб.)


  1. Как вы думаете, что должны узнать на уроке?


  1. Почему называют хлеб путешественником?
  2. Откуда пришёл?
  3. Кто сделал?


- Мы сегодня будем, говорит не просто о Колобке, это была бы слишком простая тема, а проследим за тем, как хлеб попал к нам на стол и люди каких профессий ему помогали.



























































Учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

  1. Совместное открытие знаний «Открытие» новых знаний (Поиск решения).


Цель:

Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания.



































































































































































  1. Первичное закрепление знаний (5 минут).


Цели:

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.




























































  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 минут)


Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.


Организовать самопроверку по эталону, самооценку.


Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Отвечают на вопросы.


 








Работают в группах.













Высказывают свои предположения.


Из магазина




 Продавец


С хлебозавода


Пекарь


 Из теста


Из муки


Из зерна


На мукомольном заводе


Мукомол


С поля


Комбайнёр


Полевод


Тракторист














 Составляют под руководством учителя цепочку правильного прихода хлеба на стол.




























Работают в группе.


















Составляют цепочку превращений.











































Высказывают свои предположения.













Отвечают на вопросы учителя.




















































Выполняют самостоятельную работу на новое знание.

Создать условия для проведения исследования, кто и как выращивает хлеб.































Помогает правильно выложить схему – цепочку правильного прихода хлеба на стол (подводит к этому).




























































Организует групповую работу.



Организует первичное применение нового знания.




























Корректировка работы



Чтение дорожки

поле - тракторист - полевод - комбайнёр - зерно - мукомольный завод - мукомол - мука - хлебозавод - тесто - пекарь - хлеб - магазин - продавец



Полевод, комбайнёр, тракторист, мукомол, пекарь, продавец


Чтение слов – профессий



Машина, поезд





Водитель, шофер, машинист

Водитель





Организует групповую работу.

Организует первичное применение нового знания
















































Организует работу по карточкам.




- Да мы сегодня проследим за тем, как хлеб попал к нам на стол и люди каких профессий ему помогали?

- Итак, путешествие начинается.

Подводящий к знанию диалог.

  1. Групповая работа: у каждого ученика своя группа слов, из них необходимо составить общую дорожку.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

- Когда Колобок путешествовал, он катился по дорожке. Частички этой дорожки он оставил вам, и мы сегодня с вами тоже будем путешествовать.


- А путешествовать будем по дорожке, которую вы составите.   (Раздает карточки со словами)


- Прочитайте слова.  


Подводящий к знанию диалог 

- Откуда хлеб попал к нам (по щелчку появится слово «магазин») (слайд № 7).


- Кто его нам продал?


- Откуда хлеб попал в магазин? (По щелчку появится слово «хлебозавод»)


- Кто его пёк?


- Из чего сделан хлеб?

 

- Из чего получили тесто? 

- А из чего изготовили муку?

- Где смололи зерно? (По щелчку появится слово «мукомольный завод»)


- Кто это сделал?


- Откуда привезли зерно? (По щелчку появится слово «поле»)

- Кто собрал зерно?


- Кто вырастил зерно?


- Кто его посадил?


 - Прочитайте, какая получилась дорожка?


(Хлеб – магазин – продавец – водитель – пекарь – хлебозавод – тесто – мука – мукомольный завод – рабочий-мукомол – зерно – поле – полеводы – комбайнёр – тракторист.)


- С чего начал своё путешествие хлебушек? (Слайд № 8) (показ зерен пшеницы, колосков)


  1. Рассказ учителя с показом презентация «Путь хлеба».

-

Сообща составьте дорожку, начиная со слова «поле».


- Весной, как растаял снег, приехал тракторист, он вспахал землю (слайд № 9).


-  Затем засеял поле семенами (слайд № 9).


- Пригрело солнышко, полил дождик, (слайд № 10-11, щелкнуть по облаку) выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы.


Физкультминутка

- Осенью созревает урожай, поспела и пшеница (слайд № 12).


-  Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне (слайд № 13) – собрал колоски, пересыпал в грузовую машину (слайд № 14).


- Машины или поезда увезли зерно на мукомольный завод.


- Там рабочий-мукомол засыпал зерно в мельницу и смолол его в муку (слайд № 16-17).


-  Муку отвезли на хлебозавод (слайд № 18).


-  Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб (слайд № 19).


-  Водитель отвез хлеб в магазин, а продавец продал его нам (слайд № 20).

- Проверьте свою дорожку.


- Прочитайте, какая у вас получилась дорожка?


- Прочитайте мою дорожку, сравните (слайд № 21).


- Кажется ли вам этот путь коротким?


- Людям, каких профессий мы должны сказать спасибо за то, что каждое утро мы едим хлеб? (Полевод, комбайнёр, машинист, водитель, рабочий-мукомол, пекарь, продавец.)


- Проверим, люди, каких профессий приняли участие в путешествии колобка? (Слайд № 22, открывать постепенно по слову).


- Все было бы хорошо, а на чем путешествовал наш колобок?


- Как называются профессии людей, которые управляют этими машинами?






  1. - Рассмотрите рисунки и определите, каким профессиям они соответствуют. Назовите их. (Иллюстрации прикреплены на доску).


- Вот оказывается, как много людей разных профессий принимают участие в путешествии хлеба.


 - Могли ли они обойтись друг без друга

- Значит, как нужно относиться к хлебу

- Какое правило по отношению к хлебу необходимо соблюдать всем и всегда? (Слайд № 23, правило) 


Чтение правила «Берегите хлеб!»

  1. Работа в парах, составление пословиц


- Есть очень мудрые слова о хлебе. Давайте их составим и прочитаем. (Раздает детям карточки с пословицами, разрезанными на две части).


Проверка работы. (Слайд 24).


- Как вы их понимаете?


Работа у доски

  1. Хлеб – всему голова.
  2. У кого хлебушко – у того и счастье.
  3. Без золота проживешь, а без хлеба – нет.
  4. Горька работа, да хлеб сладок.


Физкультминутка Игра «Каравай»



  1. Игра. «Что лишнее?»

        

  1. Кто больше назовёт хлебобулочных изделий»?


  1. Анаграмма.













  1. Работа по карточкам.


Закрасьте кружочек возле правильного ответа.

Хлеб своим появлением обязан людям таких профессий:

  1. тракторист
  2. водитель
  3. парикмахер
  4. каменщик
  5. комбайнер
  6. пекарь
  7. врач
  8. столяр



2. Конкурс «Своё место»

На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.


ПОСЕВ ЗЕРНА                            УХОД ЗА ЗЕРНАМИ                                 ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ

СБОР УРОЖАЯ                           СОРТИРОВКА ЗЕРНА                                 ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

ЗАМЕС ТЕСТА                            ВЫПЕЧКА




































Знать профессии людей участвующих в процессе посева зерна, получения из него муки и хлеба.






Уметь устанавливать последовательную цепочку получения зерна и переработки его в муку.





Уметь правильно выложить схему – цепочку правильного прихода хлеба на стол.














Учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).









  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника и полученными схемами.

(Регулятивные УУД).
















Учиться перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и иллюстрации учебника (Познавательные УУД).
















































































































Учиться работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Учиться вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты).


Цели:


Зафиксировать новое содержание урока.


Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


- Какую цель ставили? Достигли цели?


- Какая тема урока была?


- У вас на партах лежат колобки.

  1. Если вы поняли тему урока, нарисуйте румяного улыбающегося колобка.
  2. Если у вас были небольшие затруднения, нарисуйте колобка не очень румяного, который не улыбается.
  3. Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного, белого колобка.

  Учиться оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Учиться  оценивать правильность выполнения своих действия (Регулятивные УУД).

           

Учиться  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

***

В землю зернышко сажаем, (на ладошке щипки)
И из лейки поливаем.
(Поглаживания)
И растет, растет росточек (руки вверх)

Вырастает как грибочек. («Домик»)
Вырастают колоски
(руки в стороны)
Не бывалой высоты
…. (Руки под подбородок)
Тут комбайн приезжает
(моторчик)
Да все зерна собирает.
(Хлопки)
И в машину все сгружает
(с ладошки на ладошку)
Зерно на мельницу попадает
(мельница)
Получаем мы муку
(ладошки перед собой)
Вот такую красоту.
(Большой палец вверх)
Из муки мешаем тесто, (руки перед собой - сжать разжать кулачки)
А потом поставим в печь
. (Ладошки вверх, руки перед собой прямые)
Из печи, когда достанем
(сжать кулачки, руки к себе на уровне груди)
Хлеб румяный получаем. (Показать хлеб)

***

Я пеку, пеку, пеку             (Ладошками печём)

Деткам всем по пирожку. (Показываем пальцем на детей)

А для милой мамочки       (Обнимаем себя, повороты вправо-влево)

Испеку два пряничка.        (Ладошками печём)

Кушай, кушай, мамочка,    (Наклоны вперёд с руками вперёд)

Вкусные два пряничка.       (Ладошки сложить, качать головой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...

Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс

Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс. Урок изучения и первичного закрепления знаний по ФГОС....

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...