Главные вкладки

    Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Насирова Наталья Владимировна

     

    Урок окружающего мира,

    образовательная система «Школа 2100», 2 класс.

     

    Урок изучения и первичного закрепления знаний по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prirodnye_zony_kholodnogo_poyasa.ppt1.27 МБ
    Файл urok_okr._mir2_klass_nasirova_n._v._pech117.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира,

    образовательная система «Школа 2100», 2 класс.

    Автор - учитель начальных классов Насирова Наталья Владимировна

    Тема: Природные зоны холодного пояса.

    Цель: познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.

    Задачи:

    1) расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о    

     природных зонах холодного пояса;

    2) развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы;

    3) воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое;

    4) формировать навыки самоконтроля и самооценки; умение работать в паре.

    Предметные:

    расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о    

    •  природных зонах холодного пояса;

    Метапредметные:

    • познавательные УУД - формировать умение сравнивать, обобщать, группировать предметы и понятия; использовать в работе знаково-символические средства, строить свои рассуждения;
    • регулятивные УУД - формировать умение определять цель выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль по результату действий; оценивать правильность выполнения действий;
    • коммуникативные - формировать умение работать в паре, группе;  формулировать собственное мнение; участвовать в жизненных ситуациях;

    Личностные:

    • Формирование положительной мотивации к обучению; умения оценивать жизненную ситуацию.

    Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, карта «Природные зоны России», текст «Обитатели тундры»

    у учащихся на партах – учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан -  М.: Баласс, 2012 г.

    - «Дневники исследований», лесенки знаний;

    - тексты «Зона арктических пустынь», «Тундра»;

    - предметные картинки (названия) «Животные и растения Тундры».

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

    План урока.

    1. Организационный момент - 1мин.

              Проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой.

    1. Проверка домашнего задания -  5 мин.

    Фронтальная работа.

    1. Актуализация знаний и постановка проблемы  - 11 мин.
    1. Определение темы урока - 1 мин.
    2.  Целеполагание  - 3 мин.
    3. Знакомство с природными зонами холодного пояса - 7мин.

         

    4. Изучение нового материала - 22 мин.

    а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь - 10 мин.

    б) Изучение особенностей Зоны тундры  - 10 мин.

    в) Работа в парах - 2 мин.

    5.Подведение итогов - 3 мин.

    6. Рефлексия - 2 мин.

    7. Домашнее задание - 1 мин.

    Ход урока.

    Ход урока.

    УУД

    1. Оргмомент. ( 1мин)

    Долгожданный дан звонок -

    Начинается урок.

    Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно стоят?

    Все ль внимательно глядят?

    2.Проверка домашнего задания.  (5 мин.)

    Фронтальная работа.

    Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке. (Природные зоны)

     (Слайд № 2) Рассмотрите рисунок и скажите, какие ошибки допустил художник?  

    - Почему перечисленные вами животные не могут обитать в пустыне? (Выслушиваются ответы учащихся)

    - Что же называют природными зонами? (Участки со сходными природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами)

    -  Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит?

    ( Работа по слайду № 3).

    -  Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их.      

     ( Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария).

    3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (13 мин.)

    1. Определение темы урока. (1 мин.)

    - Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. Мы начнём путешествие по природным зонам планеты. А в каком тепловом поясе  мы побываем сегодня, вы узнаете из его описания:

    "Солнечные лучи здесь не нагревают землю, так как падают под наклоном, скользя по поверхности. Ночь длится по полгода. Здесь всегда холодно." Верно, побываем мы в полярном поясе. Начнём с северного полушария.

    Сформулируйте тему нашего урока. (Природные зоны холодного (полярного) пояса).

    1. Целеполагание (3 мин.).

    Как вы считаете, на какие из этих вопросов мы должны найти ответ на уроке:

    1) Какие природные зоны расположены в полярном поясе?

    2) Что такое карта?

    3) В чём особенности климата этих зон?

    4) Какие растения и животные обитают в этих зонах?

    5) От чего зависит смена дня и ночи?

     Верно, исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира.

    - С помощью чего мы сможем дать ответы на интересующие нас вопросы? (С помощью учебника, карты, дополнительной информации, исследований).

    - Обратимся за помощью к карте. Как узнать по карте, какие природные зоны находятся в полярном поясе? (С помощью цвета)

    - Прочитайте, что обозначают цвета, которые расположены в зоне полярного пояса (арктические пустыни и тундра). Здесь расположены 2 природные зоны.

    - Так какие зоны нам предстоит исследовать? (зону Арктических пустынь и Тундру)

    Возьмите лесенку знаний. Где вы поставите себя в начале урока?

    ( Работа по слайду № 4)

    На этом уроке мы начнём заполнять дневники  наблюдений, куда  будем записывать данные о каждой природной зоне планеты. Это будет нашим большим исследованием.

    1. Знакомство с природными зонами холодного пояса. 

    (7 мин.)

    Начнём с Севера. Здесь находится природная зона, которая называется.... зона Арктических пустынь. (Слайд № 5)

    - Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этой природной зоне. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Сначала давайте вспомним правила поведения в группе:

    - Понять задание и подумать о решении самостоятельно

    - Выслушать мнение каждого

    - Найти общее решение

    - Выбрать выступающего

    Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Каковы особенности климата, растительного и животного мира этих природных зон?» (вывесить на доске план исследования:

     1) климат, 2) растительность, 3) животные).

     Запишите свои ответы в ваших «Дневниках исследований» пока только  в первой колонке.

    (Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу)

    Дневник  исследования по теме:

    «Природные зоны полярного (холодного) пояса»  

    Что мне известно по данной теме?

    Что нового я узнал?

    Арктические (ледяные) пустыни

    1. Особенности климата:

    1. Особенности климата:

    2. Растительность:

    2. Растительность:

    3. Животные:

    3. Животные:

    Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках? (учащиеся заполняют первую колонку в таблице, зачитывают и обсуждают ответы)

    - Давайте ещё раз покажем на карте, где находится эта природная зона (1-2 ученика).

    4. Изучение нового материала. (22 мин.)

    а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь. (10 мин.)

    -  В ходе нашего урока мы проверим, правильны ли были ваши предположения. У вас на партах есть листочки с текстом «Зона арктических пустынь». Сейчас вам предстоит прочитать этот  текст и заполнить правую часть таблицы теми фактами, которые вы узнаете из текста. Работать также будете группами.

    Зона Арктических пустынь.

    Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.

    Это – зона ледяных пустынь .

    Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.

    Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до   0 С.            Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.

     Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.

    Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:

    - густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

    - белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников.

    - Теперь пришло время проверить ваши исследования. (Рассказ групп об особенностях климата, растительности, животного мира. Дополнение другими группами.) (Слайды  № 6-8)

    Какой информации в тексте было не достаточно? (О животных)

    Эту информацию вы найдёте на доске. (Слайд № 9)

    Запишите названия знакомых животных. Что вы о них знаете? (Кратко)

    Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?

    Теперь вам предстоит составить пищевые цепочки из данных объектов, назовите их: планктон, птица, рыба. Поработайте в парах. Проверьте себя по рисунку на доске. Поднимите руки, у кого получилось также. (Слайд № 10)

    Физкультминутка

    б) Изучение особенностей Зоны тундры.  (10 мин.)

    - Следующая природная зона, куда мы отправимся, - зона Тундры. Давайте ещё раз покажем зону Тундры на карте природных зон (1-2 ученика).

    - Как вы думаете, отличается ли климат тундры от климата ледяных пустынь? (Предположения детей)

    - С чем это связано? (Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к  экватору природные условия изменяются, становится теплее.)

    - Наши исследования продолжаются. Сейчас мы продолжим работу над текстом. Но в этот раз разные группы получат разные задания. Группы 1-го ряда изучат климат тундры, группы 2-го ряда - растительность, а группы 3-го ряда - животный мир. Каждая группа делает записи в Дневниках наблюдений Зоны тундры, а потом нам расскажет свои выводы.

    Дневник  исследования по теме:

    «Природные зоны полярного (холодного) пояса»  

    Что нового я узнал?

    Тундра.

    1. Особенности климата:

    2. Растительность:

    3. Животные:

    Тундра (Климат).

               Климат  тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.

               Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.

    Тундра (Растительность).

                 Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы,  другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.                    

     Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.

    Тундра (Животный мир).

               Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.

            Обитают  в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых  здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.

            Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:

    - густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

    - белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников;

    -некоторые животные впадают в спячку и анабиоз  (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.

    Выступления групп. (Слайды  № 11-14) 

    - Молодцы, ребята, отлично поработали!

     в) Работа в парах.  (Слайд  № 15)  (2 мин.)

    - Следующее задание вы будете выполнять в парах: нужно установить пищевые связи между обитателями тундры. Посмотрите на рисунок. Назовите растения, которые вы узнали. А теперь - животных. Здесь возможны 3 цепочки, постарайтесь все составить. Приступайте к работе.

    - Проверим цепи питания по слайду. Поднимите руки, у кого получилось так же. Молодцы!

    - Теперь, пользуясь полученными знаниями, сравните эти природные зоны по плану: 1) климат, 2) растительность, 3) животные.

    5. Подведение итогов. (3 мин.)

    - Скажите, сколько природных зон расположено в полярном поясе? Назовите их.

    -  В чём особенности климата этих зон? Как приспособились растения к жизни в таких суровых условиях? А животные?

    6. Рефлексия. (2 мин.)

    Понравилось ли вам быть исследователями?

    В чём были затруднения?

    Кто из ребят больше всех помог в открытии новых знаний?

    Посмотрите на лесенку знаний. Где вы поставите себя в конце урока?

    Где вы можете использовать полученные знания?

    7. Домашнее задание. (1 мин.)

    Подготовить сообщение об одном из животных полярного пояса.

    Рабочая тетрадь, с. 45 задания №№1-3.

    Спасибо за урок!

    Формирование положительной мотивации к обучению - личностные УУД

    Оценивание правильности выполнения действий - регулятивные УУД.

    Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах, связях - ПУУД.

    Определение цели выполнения задания -

    Р УУД.

    Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий - ПУУД.

    Принятие и сохранение  учебной задачи - Р УУД.

    Фиксация выборочной информации об окружающем мире - ПУУД.

    Самоконтроль по результату -

     Р УУД.

    Работа в группе -

    К УУД.

    Смысловое восприятие научного текста - П УУД.

    Построение сообщения в устной форме -

    Р УУД

    Работа в паре -

    К УУД.

    Построение рассуждений -

     П УУД, формулировка собственного мнения -

    К УУД.

    Работа в группе -

    К УУД.

    Смысловое восприятие научного текста - П УУД.

    Выделение существенной информации из сообщений разных видов - ПУУД.

    Построение сообщения в устной форме -

    Р УУД.

    Работа в паре -

    К УУД.

    Самоконтроль по результату -

     Р УУД.

    Сравнение предметов - познавательные УУД.

    Оценка правильности выполнения действий -

    Р УУД

    Развитие способностей к самооценке - ЛУУД.

    Список использованной литературы.

    1. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А. С. , Учебник «Наша планета Земля»,  2 класс, 2 часть, -  М.: Баласс, 2012 г.

    2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. "Наша планета Земля", 2 класс. Методические рекомендации  для учителя по курсу окружающего мира.- Москва: Баласс, - 2010 г.

    3. Ковалевская Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003 г.

     4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.-  Ростов: Учитель, 2003 г.

    Приложение.

    1. Карточка с названиями животных и растений для  работы в парах.

    Задание №1:

    ПТИЦА, ПЛАНКТОН, РЫБА.

    Задание №2:

    КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА, ЯГОДЫ, МХИ, ПЕСЕЦ, ВОЛК, ПОЛЯРНАЯ СОВА, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ЛЕММИНГ, КУРОПАТКА, МЫШЬ-ПОЛЁВКА, ЗАЯЦ.

    2. Дневники исследования для работы в группах.

    Задание №1:

    Дневник  исследования по теме:

    «Природные зоны полярного (холодного) пояса»

    Что мне известно по данной теме?

    Что нового я узнал?

    Арктические (ледяные) пустыни

    1. Особенности климата:

    1. Особенности климата:

    2. Растительность:

    2. Растительность:

    3. Животные:

    3. Животные:

    Задание №2:

    Дневник  исследования по теме:

    «Природные зоны полярного (холодного) пояса»

    Что нового я узнал?

    Тундра.

    1. Особенности климата:

    2. Растительность:

    3. Животные:

    3. Тексты для чтения.

    №1.

    Зона Арктических пустынь.

    Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.

    Это – зона ледяных пустынь .

    Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.

    Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до   0 С.            Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.

     Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.

    Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:

    - густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

    - белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников.

    №2.

    Тундра (Климат).

               Климат  тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.

               Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.

    Тундра (Растительность).

                 Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы,  другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.                    

     Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.

    Тундра (Животный мир).

               Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.

            Обитают  в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых  здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.

            Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:

    - густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

    - белая окраска меха и оперенья маскирует животных  от хищников;

    -некоторые животные впадают в спячку и анабиоз  (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.

    4. Рисунки лесенки знаний для самооценки работы.

                    5. Иллюстрация для проверки домашнего задания.

    Пустыня 1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

    Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) №ДатаТема урокаТип урокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыЛичностныеМетапредметныеПредметные1. ...

    «Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

    Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...

    «Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

    Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение вдогонку;·        научить составл...

    Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

    Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....

    Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

              Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...