комментарии к презентации по разделу"Страницы всемирной истории"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Хилевич Елена Анатольевна

Презентация к урокам окружающего мира  в 4 классе по теме "Страницы всемирной истории"сопровождается подробными комментариями учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

Тема: « Страницы великой истории»

Слайд 1

Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас». Как называется первый раздел второй части? А что такое история?

Слайд 2

История – это наука, которая изучает, как жили разные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему в жизни людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тез пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

Слайд 3

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырёх лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперёд. Руки человека были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь, предупреждали об опасности.

Слайд 4

Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты. В пещере Ля-Мут во Франции были обнаружены рисунки каменного века. Древние люди имитировали в этой пещере сцены охоты, стараясь заручиться поддержкой сил природы в том, что охота будет удачной. Человек добывал огонь во время извержения вулканов или стихийных пожаров. Нужно было круглосуточно беречь огонь, заботиться о топливе. Для этого люди стали объединяться в коллективы, где одни заготовляли дрова и дежурили у огня, другие охо-тились, третьи растили потомство.

Слайд 5

На берегах реки Нил возникло государство Египет – одно из самых древних государств на земле. Река Нил протекает через пустыню Сахару. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что он ежегодно выходил из берегов. В воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни. За тысячи лет в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма. Само слово Египет означает «чёрная земля».

Слайд 6

Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких-либо машин. Их строили крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в част-ности, растительное масло и одежду. Хуфу, Хео́пс – третий фараон IV династии Древнего царства Египта, строитель Великой пирамиды в Гизе. В свидетельствах ис-ториков античности за Хеопсом (Хуфу) закрепилась репутация деспота и жестокого правителя. Сказание твердит, что Хеопс принуждал народ к тяжелой работе на стро-ительстве пирамиды. Само имя Хеопса после его смерти якобы не произносилось народом, а постройка пирамиды фараона привела к ослаблению государства.

Слайд 7

Статуя фантастического существа с телом льва и головой человека (длина 57 м, высота – 20 м) «Большой Сфинкс» в Гизе, высечена из скалы. Сфинкс стерёг покой умерших фараонов в царстве мёртвых. Всё, что должно было понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали в пирамиде рядом с саркофагом. Саркофаг – гроб из дерева, камня и других материалов, нередко в форме человека.

Слайд 8

Много позже возникла Древняя Греция. Греция – горная страна на Балканском полуострове. На севере Греции есть высокая гора. Она называется Олимп. На вершине горы ОЛИМП древние греки поселили своих главных богов. Главным среди греческих богов считался Зевс-громовержец. Изображали греки своих богов похожими на людей. Столица современной Греции – город Афины, названный в честь богини мудрости и справедливой войны. В центре Афин находится Акрополь – высокий холм с обрывистыми склонами, на котором расположен великолепный архитектурный ансамбль. Парфенон – самый знаменитый храм этого ансамбля.

Слайд 9-10

Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу, в свою очередь названному в честь легендарного основателя – Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н.э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил арку, купол, колёсные водяные мельницы. Христианство как религия родилось на территории Рим-ской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский.

Слайд 11

До наших дней в современном Риме сохранились древние постройки.

Слайд 12

Римский Форум – площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегаю-щими зданиями. На ней размещался рынок, позже на ней проходили народные собрания, это место заседаний Сената.

Форум служил центром общественной жизни. Форум, расположенный в долине между тремя холмами – Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена. После осушения области началось строительство Форума для проведения публичных церемоний, религиозных праздников, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.

Со временем Форум был полностью заброшен. Часть обрушившихся зданий была использована жителями для строительства домов, но большинство развалин было уничтожено. В средние века на этом месте пасли скот, и только в начале двадцатого века трудами археологов, архитекторов и реставраторов удалось восстановить для потомков этот грандиозный ансамбль древнего Рима.

Слайд 13

Пантео́н – «храм всех богов» в Риме, памятник архитектуры, построен-ный во II веке н.э. на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того. Представляет большое инженерное достижение античности.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Одна из особенностей Пантеона – отверстие в крыше. В период полдня проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Слайд 14

Колизей – самый большой из древнеримских амфитеатров, – один из знамени-тых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75 по 80 гг. Строительство было за-вершено в 80 г. императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован. В 405 году запретили гладиаторские битвы как противоречащие духу христианства. После этого для амфитеатра наступили печальные времена.

Слайд 15

Последний день Помпеи – картина Карла Брюллова, написанная в 1830-1833 годах. Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н.э. и разрушения го-рода Помпеи близ Неаполя. Полотно выставлялось в Риме, в Парижском Лувре. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом.

Николай I выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Слайд 16

Начало Средневековья, или по-другому – Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской империи, то есть к III-V в.в. н.э., а конец, т.е. Позднее Средневековье, – ко времени Возрождения (XIV-XVI в.в.). Многие короли мечтали возродить Великую Римскую империю, но по-настоящему это так и не удалось.

Слайд 17

Слово "рыцарь" обозначает в переводе "всадник". Юноша благородной семьи раньше, чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени исполнял при дворе какого-либо сеньора обязанности оруженосца. Когда наступало совершеннолетие, юноша получал меч как символ своего нового положения. Церемония вручения меча заканчивалась тем, что сеньор наносил кулаком удар по затылку юноши, что было очень почетно. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье. Необходимо было, чтобы новый рыцарь, тотчас после окончания церемонии, вскочив на свою лошадь, показал всем присутствующим свою ловкость и смелость. Рыцарь должен был беззаветно служить Церкви, защищать сирот и бедняков, быть доблестным воином. Покровителем рыцарства считался святой архангел Михаил-победитель дракона и предводитель ангельского воинства, окружающего престол Господа. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Они стремились создать образ идеального рыцаря – честного и благочестивого воина Христова. Кольчужное вооружение стоило очень дорого, а мастера-оружейники, как в Европе, так и на Руси, являлись одними из самых обеспеченных слоев населения. В IX-XI веках стоимость полного рыцарского вооружения составляла 45 коров. Целое стадо отдавалось за всю экипировку: за кольчугу, кольчужные чулки, капюшон, перчатки или рукавицы, стальные шлем, копье, меч, булаву, кинжал, пояс, щит и боевого коня.

Слайд 18

В Средние века, при почти непрекращающихся войнах и распрях, каждый должен был сам заботиться о своей безопасности. Для этого феодалы строили замки. Сначала они были скромными деревянными постройками, состояли из 2-3 этажей; внизу находилось подземное помещение с колодцем на случай долгой осады. Этот замок был защищен рвом и валом. Через единственную дверь в башне замок соединялся с миром – для этого существовал перекидной мост, который в случае опасности можно было бы убрать. Такой замок легко сжечь, но и легко построить заново. К 12 веку замки превратились в сложные каменные неприступные крепости. Они окружались высокими зубчатыми стенами, часто в несколько рядов. Подъемный мост на железных цепях, перекинутый через глубокий ров, вел к воротам замка, которые были сделаны в первой стене.

Слайд 19

В период средневековья возникли многие современные города. А что же было в этих городах в тот далёкий период? В средневековых городах было очень грязно. Узкие улочки не мостили. Отбросы выливали прямо на улицу, поэтому часто они попадали в колодцы и заражали воду. В пределах городских стен располагалось и кладбище. В большинстве городов не было больниц. Люди лечились у знахарей. По улицам города бродили нищие. Из-за большой плотности населения и несоблюдения правил гигиены в городах часто возникали эпидемии.

Быстро росли и богатели города. В X веке их было около 400. Одним из самых больших европейских городов в ту пору была Кордова (500 тысяч жителей). Вечерами ее улицы освещались факелами и масляными лампами. В городе действовали десятки школ, в том числе и университет, где изучались языки, история, математика, право и медицина. Кордовские халифы собрали крупнейшую по тем временам библиотеку, в которой хранилось несколько сотен тысяч рукописей. Кордовский халифат был одной из самых развитых стран Европы.

Слайд 20

Религия (от лат. religio – "святыня", набожность, благочестие) представляет со-бою веру в существование высших сил, устанавливает особые отношения к этим силам.

Христианство возникло в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа, как Богочеловека и спасителя мира. Главный источник вероучения – священное писание (Библия).

Ислам возник в VII веке в Аравии. По-арабски ислам означает «покор-ность». Ислам основал его пророк Мухаммед. Последователи религии – их называют мусульманами – поклоняются единому богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.

Буддизм в V-VI веке до нашей эры в Индии. Получил своё название от имени Будда – основателя религии. Буде поклоняются народы юго-восточной и центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.

Слайд 21

Здание для молитв у христиан называется церковь, собор, храм. Во многие эпохи (особенно – в средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер.

Слайд 22

Здание для молитв у мусульман называется мечеть. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Слайд 23

Именно неповторимая архитектура буддийских храмов и других культовых построек неизменно восхищает и впечатляет туристов со всего мира, заставляя возвращаться сюда вновь и вновь. Как правило, они возводились из таких долговечных материалов как камень и кирпич с деревянными тиковыми конструкциями в перекрытии.

Слайд 24

Но́вое вре́мя (или новая история) – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. В данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и расши-рение европейской цивилизации в другие районы мира.

Слайд 25

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи – великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель). Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время на не-сколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо являлся основателем искусства Высокого Возрождения.

Слайд 26

Рафаэль Санти – итальянский живописец, график и архитектор. Все его картины кажутся лёгкими и воздушными. «Сикстинская мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Полотно было создано Рафаэлем в 1512-1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в честь победы над французами, вторгшимися в Италию. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, и Святой Варвары. Фигуры образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов.

Слайд 27

Даниель Дефо – английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Родился в семье мясоторговца, готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться, стал приказчиком у оптового чулоч-ного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции, где ознакомил-ся с жизнью Европы и усовершенствовался в языках. Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. Он был также од-ним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист, памфле-тист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство.

Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. Сочувственно описывает он и борьбу за национальное освобождение. В романах Жюля Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо), симпатичных чудаковатых учёных (доктор Лиденброк, доктор Клоубонни, Жак Паганель).

Слайд 28

Христофо́р Колу́мб — испанский мореплаватель и открыватель новых земель. Наиболее известен своим открытием Америки (1492). Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан  и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он положил начало открытию материка Южной Америки и перешейков Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова, а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки. Всего Колумб совершил 4 путешествия. Первое путешествие (3 августа 1492 г.-15 марта 1493 г.). В первую свою экспедицию Колумб снарядил три судна – «Санта-Мария» (флагман), «Пинта» и «Нинья». В команду флотилии вошло всего 90 человек. В ходе экспедиции была «открыта» Америка. Однако Христофор Колумб считал эти новые земли Восточной Азией – окрестностями Китая, Японии или Индии. В дальнейшем, довольно долго, эти «новооткрытые» территории именовались европейцами Вест-Индией, буквально «Западной Индией».

Слайд 29

Ферна́н Магелла́н – португальский и испанский мореплаватель. Принято считать, что он совершил первое кругосветное путешествие.20 сентября 1519 г. 5 кораблей вышли из порта Сан-Лукар и зазимовали. Весной отправились в путь. 28 ноября 1520 г. осталось 3 корабля. Они вошли в неизвестный океан, который за хорошую погоду назвали Тихим. За 4 месяца плавания запасы продуктов закончились, начался голод. Многие умерли от цинги. 6 сентября 1522 г. корабль Виктория приблизился к порту Сан-Лукар. Из 265 испанцев осталось лишь 17. Главный результат первого кругосветного плавания в том, что доказана шарообразность Земли. Экспе-диция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша.

Слайд 30

Технические изобретения XIX века: автомобиль, пароход, паровоз, фотография, телеграф, телефон, электрическое освещение, радио, метро. Первый автомобиль с паровым двигателем построен Николя Жозефом Кюньо во Франции. Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 и в 1814 г.г.. В России первый паровоз построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. В России один из первых пароходов «Елизавета» для рейсов между Санкт-Петербургом и Кронштадтом сооружён в 1815 г.

Слайд 31

Новейшее время – самое короткое среди эпох. Началось Новейшее время в ок-тябре 1917 г., когда в России произошла Октябрьская революция. Жестокое время – Вторая Мировая война, атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки. Мудрое время – человек в космосе, а затем и на Луне. Время компьютеров, новейших материалов, мобильных телефонов, бытовой техники, облегчающей труд человека. На карте не осталось белых пятен. Но появилась озоновая дыра над откры-тым норвежцем Руалем Амундсеном Южным полюсом. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных – результат активной деятельности человека, безответственного отношения людей к природе.

Слайд 32

В России мысль о возможности полёта в космос впервые высказал К.Э. Циол-ковский. 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки – они всегда помогали учёным. С их помощью выяснили, что в невесомости можно жить. 12 апреля 1961 г. всего один виток вокруг Земли сде-лал Ю. Гагарин на корабле «Восток», но он всегда останется в памяти людей первым землянином, побывавшем в космосе. В 1965 г. Алексе Леонов в специальном ска-фандре впервые вышел из корабля в открытый космос. 21 июля 1969 г. американские астронавты высадились на Луну. Освоение космоса продолжается.

Слайд 33

В мае 1945 года была разгромлена фашистская Германия – государство, развязавшее вторую мировую войну, самую кровопролитную войну в истории человечества. Война ещё шла, а люди уже думали, как строить мирную жизнь, как предотвратить новые войны. 26 июня 1945 года в Нью-Йорке была создана новая международная организация – Ор-ганизация объединённых наций (ООН). Создана она для поддержания международного мира и безопасности. И если всё-таки начинаются военные действия – ООН стремится как можно быстрее прекратить их, разъединить воюющие стороны. Для этого есть специальные войска. Их ещё просто называют «голубыми касками». Голубой – цвет мирного неба, солдата в такой каске видно издалека. Он не скрывается, он приходит на помощь. Если народ какой-либо страны попадает в беду (голод, стихийные бедствия, эпидемии, болезни), ООН доставляет продукты, медикаменты, одежду, отряды врачей и спасателей. Число государств, входящих в эту организацию постоянно растёт. На середину 2009 года в ООН входило 192 страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Страницы всемирной истории" Обобщение по разделу. 4 класс

Цель урока: проверить усвоение изученного материала по теме "Страницы всемирной истории". Создание в классе творческой лаборатории. После проведённого урока в презентацию добавлены фотографии. В докум...

Проверочная работа по разделу: "Страницы всемирной истории"

Проверочная работа по разделу: "Страницы всемирной истории" для 4 класса....

Урок по разделу «Страницы всемирной истории»

Дети совершают путешествие на « машине времени» по страницам всемирной истории. Путешествие по различным историческим эпохам проходит интересно и увлекательно. ...

Тест по разделу: страницы всемирной истории.

Данный материал предназначен для урока повторения в 4 классе по предмету Окружающий мир программа "Школа России"....

Тест по окр миру 4 класс по разделу "Страницы всемирной истории"

Тест для тематической проверки знаний учащихся....

Тест по окружающему миру 4 класс по разделу "Страницы всемирной истории"

Тест создан с целью проверки знаний по данному разделу....


 

Комментарии

Хилевич Елена Анатольевна

К сожалению, при загрузке пришлось поделить презентацию на части, Рекомендуется скачать все части и объединить их в один файл.