Окружающий мир. 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая       программа   по предмету «Окружающий мир» для 3 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004г.),  разработана на основе авторской  программы  курса  «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Концепция  и программы для начальной школы. «Школа России»  – М., Просвещение, 2010)

      Программа рассчитана на 68часов учебного времени, в том числе количество часов для проведения контрольных работ(4). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на основе рабочей программы (2  часа в неделю из федерального компонента), определён учебным планом образовательного   учреждения  и соответствует Базисному учебному плану.

   Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3.  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

  Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

   Курс "Окружающий мир» является неотъемлемой частью курса «Мир вокруг нас» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.                   Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им,  у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая граждански ориентированная и геобаллистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".Многообразие,  как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающийся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.                                                  Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики. Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

    В соответствии с общей направленностью курса  ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:                                                                                                                           -  распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;                                                                 - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);                                                                                       - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.                                                                                                                             Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, мастер-класс специалистов, заочное путешествие. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям, практическим работам, демонстрации опытов, организации учебного диалога в ходе урока, созданию долгосрочных и краткосрочных проектов, презентаций.                                         В данную программу включены здоровьесберегающие и духовно-нравственные компоненты.

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 3 класса учащиеся

 должны знать:

  1. человек – часть общества;
  2. что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
  3. основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  4. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые,); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  5. взаимосвязи между неживой и живой  природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  6. взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  7. Строение тела человека, основные систем органов и их роль в организме;
  8. правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  9. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  10.  потребности людей; товары и услуги;
  11. Роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  12. Некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту)

должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие и практические работы, фиксировать их результаты;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  5. выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  6. владеть элементарными приёмами чтения карты;
  7. приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц. 

Содержание учебного материала

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Неживая природа. Живая природа. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.                                                                                       Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.                                                                          Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. Государство, его символика.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.                                                        Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: 

  1. посадка дерева или кустарника,
  2. изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (21 ч)

Тела, вещества, частицы. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состоя-ния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.  Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры. Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Размножение и развитие растений: представление об опылении, распространении плодов и семян, развитии растения из семени. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.                                                                        Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления.                            Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных.                                                                                                                 Охрана растений и животных.  «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.                                                          Практические работы: 

  1. обнаружение крахмала в продуктах питания;
  2. изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра;
  3.  рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными;
  4. распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (9 ч)                                                                                                              Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке: анатомия человека, физиология человека, гигиена.                                                                                                                      Органы восприятия: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Мозг, его функции.                    Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).                                          Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.                                                                        Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания.                                                                              Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности.                                                               Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.                                                                                          Практические работы: 

  1. знакомство с внешним строением кожи;
  2. упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи;
  3.  изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках);
  4. подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.                                                                                      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.                                                 Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной  двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.                                                                                           Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.                                                                                          Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.                                                                       Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.                  Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.     Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.          Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке.      Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Деньги. Виды обмена: бартер, купля-продажа. Цена товара. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.                                                                                                              Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке. 

Практические работы: 

  1. рассматривание и определение образцов полезных ископаемых;
  2. знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений;
  3. знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.                                                                      Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи: Норвегия, Финляндия, Прибалтийские страны, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония, США.                                                                               Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.                                                                                                                                                           Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).                           Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.                                                                                   Практическая работа: 

  1. поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование раздела (блока),  темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Формы контроля

1.

Как устроен мир

7

1четверть

Проверочн. работа

2.

Эта удивительная природа

20

1-2 четвер.

Контр. работа

3.

Мы и наше здоровье

9

2-3 четвер.

Контр. работа

4.

Наша безопасность

8

3 четверть

Контр. работа

5.

Чему учит экономика

12

3-4 четвер.

Тест

6.

Путешествие по городам и странам

12

4четверть

Контр. работа

ВСЕГО

68

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Часы

учебного

времени

Плановые сроки про

хождения

Фактические сроки про

хожден

Характеристика

деятельности

учащихся

Как устроен мир

1.

Природа

1

Знакомиться с разнообразием природы

2.

 Человек

1

Человек – часть природы и член общества.

3.

Общество.

1

Добывать знания об окружающем мире:

4.

Мир глазами эколога.

1

Наблюдать, производить опыты, измерения,

5.

Природа в опасности. Охрана природы.

1

Работать с готовыми моделями, самостоятельно.

6.

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

Применять знания

7.

Проверочная работа.

1

Выполнять тесты с выбором ответа, оценивать свои знания

Эта удивительная природа

8.

Тела, вещества, частицы.

1

Знакомиться с телами, веществами, частицами

9.

Разнообразие веществ. Пр.р. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

1

Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

10.

Воздух и его охрана.

1

Знать основные свойства воздуха.

11.

Вода. Свойства воды. Пр.р.

1

Понимать:

– основные свойства воды.

12.

Превращения и круговорот воды.

1

Различать общие условия превращения воды

13.

Берегите воду! Тест.

1

Оценивать свои знания

14.

Как разрушаются камни.

1

Наблюдать за природными явлениями

15.

Что такое почва.

1

Знакомиться с составом почвы

16.

Разнообразие растений.

1

Самостоятельно на-ходить дополнитель-ную информацию

17.

Особенности дыхания растений.  

1

Наблюдать за процессом дыхания растений

18.

Контрольная работа. Эта удивительная природа.

Размножение и развитие растений.

1

Формулировать выводы из изученного м-ла, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

19.

Охрана растений. Пр.р. Приспособленность плодов и семян к распространению.

1

Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения.

20.

Разнообразие животных.

1

Рассматриватьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов;

21.

Кто что ест?

1

Раскрывать осо-бенности внешнего вида и жизни пред-ставителей разных групп животных

22.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

Обсуждать особенности питания разных животных

23.

Размножение и развитие животных.

1

Обсуждать их размножение и роль в жизни людей

24.

Охрана животных.

1

Пропагандировать бережное отношение к животным

25.

В царстве грибов.

1

Характеризовать строение грибов; различать съедоб-ные, несъедобные и ядовитые грибы.

26.

Великий круговорот жизни.

1

Моделировать, рассказывать о круговороте веществ в природе.

27.

Обобщающий урок по разделу «Эта удивительная природа»

1

Выполнять тесты с выбором ответа, адекватно оценивать свои знания.

Мы и наше здоровье

28.

Организм человека. Пр.р. Измерение физических параметров организма.

1

Понимать правила сохранения и укреп-ления здоровья.

29.

Органы чувств.

1

Работать в паре

Осваивать приёмы оказания первой помощи.

30.

Надёжная защита организма. Пр.р. Знакомство с внешним строением кожи.

1

Познакомиться  с внешним строением кожи и первой помо-щью при поражениях кожи.

31.

Опора тела и движение.

1

Познакомиться со строением скелета

32.

Наше питание. Пр.р. Изучение содержания в продуктах питательных веществ (по информации на упаковке).

1

Понимать:правила сохранения и укрепления здоровья;

33.

Дыхание и кровообращение.

1

Использовать знания и умения для выполнения изученных правил

34.

Предупреждение болезней. Закаливание.  

1

Охранять и укреплять здоровье

35.

 Здоровый образ жизни. Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

Бороться за здоровый образ жизни

36.

Контрольная работа. Мы и наше здоровье.

1

Адекватно оце

нивать свои знания по изученному м-лу

Наша безопасность

37.

Огонь, вода и газ.

1

Дать понятие о возникновении стихийных бед ствий

38.

Чтобы путь был счастливым.

1

Понимать: основ-ные правила пове-дения на дорогах

39.

Дорожные знаки. Экскурсия.

1

использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил

40.

Опасные места.

1

Различать опасные места

41.

О молниях, змеях. Собаках и прочем.

1

Знакомство с правилами безопас-ного поведения

42.

Экологическая безопасность. Пр.р. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

1

Учиться очищать питьевую воду

43.

Обобщающий урок по теме «Наша безопасность».

1

Систематизировать знания по теме

44.

Контрольная работа. Наша безопасность.

1

Самостоятельно выполнять задания.

Чему учит экономика

45.

Для чего нужна экономика.

1

Раскрывать поня-тия «экономика»,

46.

Три кита экономики.

1

«потребности», «товары», «услуги».

47.

Полезные ископаемые. Пр.р. Классификация образцов полезных ископаемых.

1

Актуализировать знания о полезных ископаемых.

48.

Растениеводство. Пр.р. Знакомство с культурными растениями.

1

Работать в паре: исследование и описание с/хоз. растений

49.

Животноводство.

1

Актуализировать знания о диких и до-машних животных.

50.

Какая бывает промышленность.

Экскурсия на машиностроительный завод.

1

Характеризовать отрасли промышлен-ности . Знакомство с предприятием  м-района.

51.

Что такое деньги? Пр.р. Знакомство с современными российскими монетами.

1

Раскрывать роль денег в экономике.

52.

Что такое деньги? «Сбережения».

1

Познакомиться с

 понятием «сбережения»

53.

Государственный бюджет.

1

Характеризовать государственный бюджет

54.

Семейный бюджет.

1

Характеризовать семейный бюджет

55.

Экономика и экология. Урок-сказка.

1

Раскрывать взаимо-связь между эконо-микой и экологией

56.

Обобщающий урок по теме «Чему учит экономика».  Тест.

1

Выполнять тесты с выбором ответа, адекватно оценивать свои знания.

Путешествие по городам и странам

57.

Золотое кольцо России. Урок - заочное путешествие.

1

Знать исторические места России

58.

Золотое кольцо России. Защита проектов.

1

Уметь презентовать знания

59.

Москва – столица России.

1

показывать на карте границы России

60.

Наши ближайшие соседи.

1

Знать ближайших соседей государства

61.

На севере Европы.

1

Познакомиться с европейскими странами

62.

На севере Европы.

1

Добывать  информацию

63.

Что такое Бенилюкс?

1

Пользоваться средствами информации

64.

В центре Европы.

1

Добывать информацию

65.

Путешествие по Франции и Великобритании.

1

Совершить заочное путешествие

66.

Итоговая контрольная работа.

1

Оценивать свои достижения.

67.

На юге Европы.

По знаменитым местам мира.

1

Добывать дополни-тельную информа-цию

68.

Что мы узнали и чему научились за год? Урок- КВН

1

Обобщать знания

ВСЕГО

68

Перечень контрольных работ по окружающему миру (4)

Контрольная работа №1. Эта удивительная природа.

Контрольная работа №2. Мы и наше здоровье.

Контрольная работа №3. Наша безопасность.

Контрольная работа №4. Итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок(русский язык+окружающий мир),3класс

Тема урока:Правописание парных согласных. Охрана животных. Данный урок способствует хорошему усвоению материала, расширяет кругозор детей, воспитывает бережное отношение к природе....

Презентация №2 к уроку по окружающему миру,3класс

Презентация №2 к уроку"Охрана животных" по окружающему миру для 3 класса....

Олимпиады по предмету " Окружающий мир" ( 3класс, 1 класс)

Данные олимпиады можно использовать в проведении предметной недели по "Окружающему миру"....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

разработка урока по окружающему миру, 3класс

Конспект урока по окружающему миру по теме " Какие  ремёсла были в России"...

разработка урока по окружающему миру, 3класс

Конспект урока по окружающему миру по теме " Какие  ремёсла были в России"...