Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс (надомное обучение)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена для надомного обучения по УМК "Школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_._3_klass_2012-2013.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»» для 3 класса составлена на основе авторской программы курса «Окружающего мира» Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Принципы, положенные в основу построения курса:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.
В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий на предмет «Окружающий мир» отведен 1 час в неделю (34 часа в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) проведено уплотнение учебного материала следующим образом:
№ п/п | Разделы. Темы. | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Введение | 1 | - | |
Земля-наш общий дом | 10 | 6 | |
Бактерии и грибы | 1 | 1 | |
Растительный мир | 11 | 4 | |
Животный мир Земли | 11 | 6 | |
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) | 14 | 6 | |
Как трудились люди в разные времена | 20 | 11 | |
Итого: | 68 | 34 |
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
- Виноградова Н.Ф.,Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-2-е изд.,дораб.-М.:Вентана-Граф, 2011.
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир :3 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений -2 -е изд. Дораб.-М.:Вентана-Граф,2011
- Цифровой образовательный ресурс учебного курса образовательной оболочки Центра Образования «Технологии Обучения» г. Москвы.
Учебные занятия по курсу «Окружающий мир» проводятся в форме комбинированных on-lineуроков, практических занятий, самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Календарно-тематический план
Тема урока | дата | |
1 четверть 8 часов | ||
Земля – наш общий дом | ||
Где и когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. | ||
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. | ||
«Соседи» Земли по Солнечной системе. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. Глобус – модель Земли. | ||
План. Карта (географическая и историческая). История возникновения карты. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. | ||
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды. Свойства воды. Источники воды на Земле. | ||
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха. | ||
Разнообразие бактерий. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. | ||
Растительный мир | ||
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их общая характеристика | ||
2 четверть 8 часов | ||
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. | ||
Размножение растений. Распространение плодов и семян. Культурные растения в жизни человека. Что такое земледелие. | ||
Охрана растений. Красная книга. Правила поведения в природе | ||
Животный мир Земли | ||
Животные -часть природы. Роль животных в природе. Цепи питания. | ||
Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. Животные и человек. | ||
Животные -живые существа (организмы) Как животные дышат. Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение. | ||
Приспособление к среде обитания. Поведение животных. Беспозвоночные животные. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | ||
Птицы. Млекопитающие. Природное сообщество. | ||
3 четверть 10 часов | ||
Охрана животных. Как человек одомашнил животных. Как животные воспитывают своих детенышей. | ||
Каким был человек в разные времена ( исторические эпохи) | ||
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Древняя Русь. Московское государство. Российская империя | ||
Названия русского государства. Советская Россия. СССР. Российская Федерация | ||
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Основные качества славянина (патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство) | ||
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена | ||
Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. Русская трапеза. Хлеб - главное богатство | ||
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. | ||
Как трудились люди в разные времена ( исторические эпохи) | ||
Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. | ||
Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права | ||
Возникновение и развитие ремёсел на Руси. Возникновение и развитие ремёсел в России XVII – XVIII веков | ||
4 четверть (8 часов) | ||
Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. | ||
Торговля. Возникновение денег. | ||
Важные открытия XIX – XX веков | ||
Развитие техники в России. (Железная дорога, пароходостроение, первые автомобили.) | ||
Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года) | ||
Развитие техники в России. Авиация. Освоение космоса | ||
Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир) | ||
Урок – обобщение. Россия (основные исторические эпохи) |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов ные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за грязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе ния карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет ковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от равлений ими.
Грибы
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе добные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные - живые тела (организмы). Поведение живот ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете нышей.
Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). р
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура ы интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Л
Расширение кругозора школьников. Происхождение им и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла вяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое зем леделие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материа ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года).
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.
Формы и средства контроля
Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.
Во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим предлагается оценивать учащихся следующими двумя способами:
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах в проверочных и контрольных работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала предлагается учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Учебно-методические средства обучения для учащихся
1.Виноградова Н.Ф.,Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-2-е изд.,дораб.-М.:Вентана-Граф,2011.
2.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир : 3 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений -2 -е изд. Дораб.-М.:Вентана-Граф,2011
Учебно-методические средства обучения для учителя
1.Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф,2010г. – 176с.
2. Виноградова Н.Ф. Методическое пособие. Окружающий мир 3-4 класс. Методика обучения. - 1-е издание – М.: Вентана-Граф, 2012 г. – 240 с.
Ресурсы:
- материалы курса «Окружающий мир — 3 класс» расположенного на сайте школы: http://iclass.home-edu.ru ;
- наглядные материалы (схемы, таблицы, презентации);
- книги школьной, домашней и электронной библиотек;
- материалы внешних Интернет-ресурсов;
- аудио и видео — материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс
УМК "Школа России"Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося 4 класса, находящегося на домашнем обучении по медицинским показателям...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе авторской программы А.А.Плешако...