Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс (надомное обучение)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Макеева Ольга Евгеньевна

Данная рабочая программа составлена для надомного обучения по УМК "Школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._3_klass_2012-2013.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»» для 3 класса  составлена на основе авторской программы  курса «Окружающего мира» Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).

        Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

        «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  1. осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  2. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  3. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Принципы, положенные в основу построения курса:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  4. Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
  5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.

        В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий на предмет «Окружающий мир» отведен 1 час в неделю (34 часа в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) проведено уплотнение учебного материала следующим образом:

№ п/п

Разделы. Темы.

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Введение

1

-

Земля-наш общий дом

10

6

Бактерии и грибы

1

1

Растительный мир

11

4

Животный мир Земли

11

6

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

14

6

Как трудились люди в разные времена

20

11

Итого:

68

34

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

  1. Виноградова Н.Ф.,Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-2-е изд.,дораб.-М.:Вентана-Граф, 2011.
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир :3 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений -2 -е изд. Дораб.-М.:Вентана-Граф,2011
  3.  Цифровой образовательный ресурс учебного курса образовательной оболочки Центра Образования «Технологии Обучения» г. Москвы.

Учебные занятия по курсу «Окружающий мир» проводятся в форме комбинированных on-lineуроков, практических занятий, самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.

Основные требования к уровню подготовки

учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

  1. тела живой и неживой природы;
  1. планеты Солнечной системы (2-3);
  1. свойства воздуха, воды;
  1. состав почвы;
  2. древние города и их достопримечательности;
  1. имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  1. причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

  1. год, век, арабские и римские цифры;
  1. названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  1. растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  1. животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
  1. приспособления животных к среде обитания;
  1. особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  1. понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  1. объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  1. характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  1. характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  1. раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  1. составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  1. соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  1. характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  2. рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  3. сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  4. работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  5. высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Календарно-тематический план

Тема урока

дата

1 четверть 8 часов

Земля – наш общий дом

Где и когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы.

 «Соседи» Земли по Солнечной системе. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. Глобус – модель Земли.

План. Карта (географическая и историческая). История возникновения карты. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды. Свойства воды. Источники воды на Земле.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Разнообразие бактерий.  Отличие грибов от растений.  Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Растительный  мир

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их общая характеристика

2 четверть 8 часов

Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании.

Размножение растений. Распространение плодов и семян. Культурные растения в жизни человека. Что такое земледелие.

Охрана растений. Красная книга. Правила поведения в природе

Животный мир Земли

Животные -часть природы. Роль животных в природе. Цепи питания.

Разнообразие животных:  одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. Животные и человек.

Животные -живые существа (организмы) Как животные дышат. Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение.

Приспособление к среде обитания. Поведение животных. Беспозвоночные животные. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Птицы. Млекопитающие. Природное сообщество.

3 четверть 10 часов

Охрана животных. Как человек одомашнил животных. Как животные воспитывают своих детенышей.

Каким был человек в разные времена

( исторические эпохи)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Древняя Русь. Московское государство. Российская империя

Названия русского государства. Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Портрет славянина в Древней, Московской  Руси, в России. Основные качества славянина (патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство)

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. Русская трапеза.  Хлеб - главное богатство

 Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена ( исторические эпохи)

Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд.

Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права

Возникновение и развитие ремёсел на Руси. Возникновение и развитие ремёсел в России XVII – XVIII веков

4 четверть (8 часов)

Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Важные открытия XIX – XX веков

Развитие техники в России. (Железная дорога, пароходостроение, первые автомобили.)

Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года)

Развитие техники в России. Авиация. Освоение космоса

Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир)

Урок – обобщение. Россия (основные исторические эпохи)

        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля — наш общий дом

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов ные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за грязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе ния карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет ковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от равлений ими.

Грибы

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе добные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные - живые тела (организмы). Поведение живот ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете нышей.

Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).        р

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура ы интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).        Л

Расширение кругозора школьников. Происхождение им и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла вяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое зем леделие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материа ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года).

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.

Формы и средства контроля

Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.

Во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим предлагается оценивать учащихся следующими двумя способами:

  1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах  в проверочных и контрольных работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
  2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала предлагается учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Учебно-методические средства обучения для учащихся

1.Виноградова Н.Ф.,Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-2-е изд.,дораб.-М.:Вентана-Граф,2011.

2.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир : 3 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений -2 -е изд. Дораб.-М.:Вентана-Граф,2011

Учебно-методические средства обучения для учителя

1.Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф,2010г. – 176с.

2. Виноградова Н.Ф. Методическое пособие. Окружающий мир 3-4 класс. Методика обучения. - 1-е издание – М.: Вентана-Граф, 2012 г. – 240 с.

Ресурсы:

  1. материалы  курса «Окружающий мир — 3 класс» расположенного на сайте школы: http://iclass.home-edu.ru ;
  2. наглядные материалы  (схемы, таблицы, презентации);
  3. книги школьной, домашней и электронной библиотек;
  4. материалы внешних Интернет-ресурсов;
  5. аудио и видео — материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...

рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение

рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс

УМК "Школа России"Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося  4 класса, находящегося  на домашнем обучении по медицинским показателям...

Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса,  находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе  авторской программы А.А.Плешако...