Осень в познавательных задачах
презентация по окружающему миру по теме

Хлынова Юлия Юрьевна

 

Данный ресурс можно использовать на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности в 3-4 классах (в зависимости от уровня подготовки детей).

Учитель по своему усмотрению может выбрать форму работы с классом – викторина, урок – игра и пр.

 

Вопросы и познавательные задачи, представленные в данном ресурсе, требуют в основном не фактов и определения уже известных понятий, а самостоятельного использования их для доказательств, оперирования природоведческими понятиями в новых условиях.

Таким образом, при решении природоведческих вопросов, задач, требующих установления новых причинно-следственных связей и обобщений, развивается  мышление учащихся, их творческий подход к решению проблем.

Основное методическое требование к данным задачам-вопросам состоит в том, что ответ на них должен показать, в какой мере младший школьник может использовать имеющийся у него запас знаний, умеет ли он думать, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, чтобы выявить основные взаимосвязи в живой и неживой природе.

Условия некоторых задач допускают даже, что ученики могут что-то не знать, но найдут правильное решение, выстроив цепочку рассуждений и проведя необходимый анализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osen_v_poznavatelnyh_zadachah.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осень в познавательных задачах Хлынова Ю. Ю. МОУ «Гимназия №3» г. Саратова

Слайд 2

Неживая природа Растения. Грибы Животные 3 4 5 6 7 8 9 10 5 4 3 2 1 10 9 8 7 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2

Слайд 3

Неживая природа 1. Почему осенью по утрам так часто бывают росы? Осенью по утрам в воздухе много влаги.

Слайд 4

Неживая природа 2. Что такое «седой луг»? Поздней осенью замерзшая роса кажется белой. Увядшие растения луга, покрытые белой росой, выглядят словно седые.

Слайд 5

Неживая природа 3. Почему в конце осени так часты туманы? Осенью воздух влажный. От холода пары превращаются в капельки.

Слайд 6

Неживая природа 4. В каких случаях осенью образуется роса, а в каких – иней? Если холодная почва не может заморозить водяной пар, то образуется роса, если может – иней.

Слайд 7

Неживая природа 5. Почему середину сентября называют «бабьим летом»? В середине сентября ненадолго возвращается тепло. С давних пор этот период считается лучшей порой осени.

Слайд 8

Неживая природа 6. Чем примечательно 23 сентября? Это день осеннего равноденствия.

Слайд 9

Неживая природа 7. Почему дождевая вода «мягкая» и невкусная? Дождевая вода образуется из водяного пара, а он не содержит никаких минеральных солей.

Слайд 10

Неживая природа 8. Почему после дождя воздух делается чище? Дождевые капли увлекают с собой пыль и микробов, которые носились в воздухе.

Слайд 11

Неживая природа 9. Всем хорошо известны ежегодные осенние перелеты птиц, впадание животных в спячку, листопад. В чем главная причина этих явлений природы? Это ответная реакция живых организмов на уменьшение длины светового дня осенью.

Слайд 12

Неживая природа 10. Почему об осеннем ненастье часто говорят в народе: «Сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет»? Небо часто покрывается серыми облаками, моросит мелкий дождь или идет снег, земля покрывается первым снегом, дуют холодные ветры.

Слайд 13

Растения. Грибы 1. Почему на зиму деревья сбрасывают листья? Осенью вместе с листьями дерево избавляется от ненужных ядовитых веществ. Если ляжет на листья снег – поломаются ветки. Если бы листья сохранялись на дереве, оно погибло бы от жажды: листья бы испаряли влагу, а корни не смогли бы ее добывать из замерзшей почвы.

Слайд 14

Растения. Грибы 2. Осенью часто идут дожди. Почему же для деревьев осень – это пора засухи? Корневые волоски не могут всасывать холодную воду.

Слайд 15

Растения. Грибы 3. Почему летом даже сильный ветер не обрывает литья с деревьев, а осенью стоит подуть легкому ветерку, и тучи листьев начинают кружится в воздухе? К осени между черенком листа и стеблем образуется тонкая прослойка отделительного слоя.

Слайд 16

Растения. Грибы 4. Какие зеленые кустики не знают листопада? Кустарнички брусники, вереска, клюквы зимуют с зелеными листьями.

Слайд 17

Растения. Грибы 5. Почему белый гриб называют царем грибов? В отличие от других шляпочных грибов белый гриб не изменяет окраску при сломе, не имеет резкого запаха. Высушенный гриб приобретает изумительный аромат. Очень питателен, вкусен, содержит много витаминов.

Слайд 18

Растения. Грибы 6. Отправляясь на охоту, охотники берут с собой собак. На какую охоту обычно берут с собой поросенка или специально обученную собаку? С поросятами или со специально обученными собаками «охотятся» за трюфелями – подземными грибами.

Слайд 19

Растения. Грибы 7. Какой гриб может съесть дерево? Трутовик. Его грибница разрушает самое твердое дерево.

Слайд 20

Растения. Грибы 8. Много внимания в народном календаре уделяется листопаду: «Не от добра дерево лист роняет», «Если лист с березы и осины опадет чисто, это к урожайному году». Объясните смысл этих народных примет. Если зимой на деревьях сохранятся листья, то легче будет перезимовать вредным насекомым, которые в дальнейшем будут наносить большой вред сельскохозяйственным культурам.

Слайд 21

Растения. Грибы 9. Почему семена в плодах рябины, бузины, калины покрыты твердой оболочкой? Плоды поедаются птицами, мякоть плодов переваривается. Семена же выбрасываются из кишечника птиц совершенно неповрежденными – твердая оболочка семени защитила их. Попав в благоприятные условия, семена могут прорасти.

Слайд 22

Растения. Грибы 10. Где осенью можно увидеть весну? На болоте, у воды, где растут калужницы. Осенью калужница цветет второй раз – ярко-желтыми цветками.

Слайд 23

Животные 1. Почему в осенне-зимний период большая часть видов мелких воробьиных птиц собирается в стаи? Считается, что за счет объединения в группу птицы сокращают время на оглядывание: когда дело касается опасности, одна пара глаз хорошо – а две лучше. У птиц появляется больше времени на поиски пищи, что крайне важно при коротком световом дне.

Слайд 24

Животные 2. Многие птицы улетают от нас в теплые края. А есть ли птицы, которые отправляются в путь пешком? Некоторые кулики.

Слайд 25

Животные 3. Во время осеннего перелета журавли летят стаями, у них есть вожак, а кукушки летят поодиночке, молодые раньше старых. Кто же показывает молодым кукушкам путь? У кукушек есть свой «компас» - магнитное поле Земли.

Слайд 26

Животные 4. Откуда мы знаем зимние адреса наших кукушек, аистов, скворцов, ласточек и других перелетных птиц? Благодаря кольцеванию.

Слайд 27

Животные 5. Для многих птиц юг – это Африка. Почему свиристели, чечетки, снегири считают «своим» югом среднюю полосу нашей страны? Для этих зерноядных птиц в наших лесах много корма: семян березы, рябины и других деревьев.

Слайд 28

Животные 6. Бывают ли перелетные звери? Летучие мыши. Их зимовки - Краснодарский край, Турция. Летят они ночью, а днем прячутся на чердаках, в скворечнях.

Слайд 29

Животные 7. Почему осенью ежи «любят» кататься в кучах осыпавшихся листьев? Еж готовится к зимовке. Ему необходимо устроиться как можно теплее, иначе морозы могут его погубить. Листья для ежа – теплая подстилка.

Слайд 30

Животные 8. Кто носом деревья сажает? В Сибири тонкоклювая кедровка прячет в ямку кедровые орехи; в лесах средней полосы желуди прячет сойка. Часто птицы забывают про свои запасы, и в лесу вырастают деревья, посаженные птичьими клювами.

Слайд 31

Животные 9. Зачем бурундуку «щеки вместо мешков»? Бурундук набивает в защечные мешки кедровые орехи, переносит их в нору. За осень он может натаскать в свое жилище до пяти килограммов орехов.

Слайд 32

Животные 10. Почему у буровато-серого зайца-русака хвостик снизу ослепительно белый? Это сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят. Опустит – и словно растворился заяц в осенней траве – слился с ней.

Слайд 33

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-познавательные задачи для устного счета

Учебно-познавательные задачи для устного счета  как средство повышения познавательного интереса учащихсяна уроках математики в начальной школе...

Учебно-познавательные задачи для устного счета

Практический материал для развития познавательного интереса учащихся на уроках математики в начальной школе....

Мультимедийная презентация «Формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных решений простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи»

Данная презентация рассказывает о работе по формированию у учащихся навыков и умений самостоятельных решений простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи у учащихся 2 класса. Учебник а...

Познавательные задачи 4класс

Данные задачи формируют познавательную активность учащихся, способствуют привитию интереса к урокам математики, вносят в урок оживление.Данный материал можно использовать дополнением к основным задани...

Презентация по математике на тему "Познавательные задачи для устного счёта" в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

В материале представлены задачи для отработки устных вычислительных навыков, алгоритмов решения задач и закрепления знаний, умений и навыков. Познавательные задачи содержат интересные факты, что делае...

Презентация по математике на тему "Познавательные задачи для устного счёта" в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

В материале представлены задачи для отработки устных вычислительных навыков, алгоритмов решения задач и закрепления знаний, умений и навыков. Познавательные задачи содержат интересные факты, что делае...

Использование электронных словарей как средство решения познавательных задач

Аннотация: Использование возможностей смартфона и компьютера для обучения учеников 4-го класса работе с электронными словарями. Работа со словарем решает познавательные задачи: развитие речи; обогащен...