Использование электронных словарей как средство решения познавательных задач
статья по русскому языку (4 класс)

Ситникова Валерия Владимировна

Аннотация: Использование возможностей смартфона и компьютера для обучения учеников 4-го класса работе с электронными словарями. Работа со словарем решает познавательные задачи: развитие речи; обогащение словарного запаса; развитие орфографической грамотности; воспитание внимания к слову, интерес к истории возникновения слов и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных словарей как средство решения познавательных задач

Ситникова В.В., учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85»

г. Кемерово

Аннотация: Использование возможностей смартфона и компьютера для обучения учеников 4-го класса работе с электронными словарями. Работа со словарем решает познавательные задачи: развитие речи; обогащение словарного запаса; развитие орфографической грамотности; воспитание внимания к слову, интерес к истории возникновения слов и т.д.

Ключевые слова: электронные словари, образовательные задачи, алгоритм работы, развитие речи, умение работать с информацией.

Современные технологии прочно вошли в повседневную жизнь человека и уже нельзя представить себе, как можно обойтись без смартфонов, планшетов и прочих гаджетов. В моем классе каждый ученик имеет смартфон и доступ в сеть Интернет.

Согласно Образовательного Стандарта:  «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач». Использование смартфона на уроках в образовательных целях лучше всего подходит для достижения вышеуказанных результатов по ФГОС. Для этого необходимо прививать навык использования смартфона и компьютера в образовательных целях, развивать умение из многообразия информации в сети Интернет выбирать наиболее актуальную и достоверную информацию, развивать критическое мышление. Эти задачи можно решать на уроках русского языка, литературы, окружающего мира на примере обучения использования электронных словарей.

На уроках русского языка в 4-м классе при изучении темы: «Слово и его значение» ставятся следующие задачи:

1) сформировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка, познакомить с различными типами лингвистических словарей, научить пользоваться ими; 2) показать детям на примерах необходимость расширения их словарного запаса; 3) обогатить словарный запас учащихся синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

В настоящее время пользоваться печатными словарями учащимся не интересно и не удобно, а самое главное уже не актуально, потому что в современное время, если нужно узнать что-то быстро, учащийся обратится к сети Интернет. Поэтому основной задачей этих уроков стало: научить обучающихся пользоваться печатными словарями наравне с их электронными аналогами на компьютере и на смартфоне.  

В сети Интернет довольно много ресурсов, которые решают данную задачу. Учащихся необходимо научить ориентироваться в многообразии получаемой информации из сети Интернет. Научить выбирать качественный интернет-ресурс, который будет выдавать достоверную информацию, иметь удобный поиск. Например, такой ресурс как https://ozhegov.slovaronline.com/ осуществляет поиск слова сразу в нескольких толковых словарях и можно очень быстро узнать значение искомого слова в разных толковых словарях, включая Толковый словарь Ожегова.

На интерактивной доску или экран проектора выводим изображение с экрана компьютера и показываем учащимся алгоритм действий по работе с электронным словарем:

  1. В поисковой системе (Яндекс, Google и т.д.) вводим запрос: «толковый словарь». Поисковая система выдает более 70 вариантов электронных словарей.
  2. Выбираем удобный и качественный ресурс, и он не всегда стоит на верхней строке данных поисковой системы. Например, Грамота.ру, просим записать и запомнить данный интернет-ресурс. В следующий раз в поисковую строку можно сразу написать название данного ресурса.
  3. Переходим по ссылке.
  4. В поисковой строке словаря вводим искомое слово.
  5. Словарь выдаст значения из разных словарей, что позволит еще больше узнать о слове, о его значении, этимологии и семантике.

По данным исследования Института Современных Медиа (MOMRI), к десяти годам 9 из 10 детей имеют смартфон и доступ к интернету. Но также согласно исследованиям, всего 10% учащихся используют смартфон в образовательных целях. Привить навык  использования смартфона не только в развлекательных целях можно через работу в приложении «электронный словарь». Для этого все учащиеся в классе на свои смартфоны скачивают такое приложение. Также как и сеть Интернет, каталог приложений предлагает огромный выбор электронных словарей, много платных приложений, но мы с учащимися выбрали приложение «Толковый словарь русского языка (TTdictionary Offline)». Это приложение отвечает требованиям достоверности, быстроты, удобства использования приложения.

Дальше задачей на уроках станет необходимость создания поисковой ситуации по обращению к электронным словарям. При изучении фразеологизмов учащиеся самостоятельно узнают значения фразеологических оборотов, пользуясь приложением из смартфона. Также если стоит задача подобрать синонимы, учащиеся на смартфонах обращаются к словарю синонимов. Тут важно, чтобы учились именно обращаться к электронному словарю синонимов, а не просто в поисковом интернет-ресурсе вводили запрос, например, «синоним к слову «красивый». Так как поисковый ресурс ищет во всех источниках, а информация в этих источниках может быть не достоверной, искаженной. Это касается и других видов словарей. Надо акцентировать на этом внимание учащихся.

На уроках литературного чтения в 4-м классе при чтении произведений, особенно произведений прошлых веков, сказок, встречается много незнакомых слов, зачастую устаревших. Необходимо создавать поисковую ситуацию по нахождению значения незнакомого слова. Учащиеся самостоятельно будут обращаться к словарю в смартфоне и узнавать значение слова. Такая самостоятельная работа обогащает словарный запас учащихся, они лучше запоминают значения самостоятельно найденных слов.

На уроках окружающего мира в 4-м классе, например, при изучении раздела «Путешествие по реке времени». Этот раздел посвящен Истории России, где встречается много незнакомых слов. Так, например, в учебнике в тексте темы «В путь по реке времени» даны два значения слова «история». Обучающимся можно предложить обратиться к электронным толковым словарям и еще найти значение слова «история», тем самым дать возможность глубже понять и запомнить значение этого слова.

Таким образом, обращение к электронным словарям решает много задач, в том числе и метапредметных: 1. Обогащает словарный запас обучающихся. 2. Повышает уровень речевого развития. 3. Способствует повышению орфографической грамотности учащихся. 4. Воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка. 5. Развивает навыки работы со смартфоном и компьютером в познавательных целях.

 Благодаря такой постоянной работе учащиеся к концу учебного года легко ориентируются в электронных словарях и с удовольствием используют их. Регулярное обращение к словарям за помощью, постоянное использование их на уроках поможет сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Использование словарей как способ решения орфографических задач

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы....

Сетевые проекты и конкурсы как средство решения образовательных задач курса "Окружающий мир"

Роль сетевых проектов и конкурсов для достижения результатов обучения предмету "Окружающий мир"...