Сетевые проекты и конкурсы как средство решения образовательных задач курса "Окружающий мир"
статья по окружающему миру на тему

Сергеева Наталья Михайловна

Роль сетевых проектов и конкурсов для достижения результатов обучения предмету "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sergeeva.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Н.М.Сергеева                                                                                               N.M.Sergeewa                                                        

СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ И КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

NETWORK PROJECTS AND COMPETITIONS AS A MEAN  OF EDUCATIONAL PROBLEMS OF THE COURSE "WORLD AROUND"

Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 81», Российская Федерация, город Омск, Budgetary educational institution «High comprehensive school No. 81», Russian Federation, of Omsk city,  Natasha_08_70@mail.ru

Transition to standards of the second generation   needs   the    strengthening of the personal beginning of the pupils.  The task of the teacher consists not in giving  them  the sum of knowledge, it is important - to teach them  where to take this or that information and how they can use it.

Key words: network projects, network competitions.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра» Джон Дьюи.                              

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях (ФГОС)

Переход к стандартам второго поколения требует усиления личностного начала ученика. Задача учителя заключается не в том, чтобы дать ему сумму знаний, важно - научить его, где можно взять ту или иную информацию, как ею пользоваться. Необходимы новые подходы к обучению, основанные на коммуникациях, к таковым относятся и Интернет-технологии.

Основные функции Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны в образовательном процессе. Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни. Ресурсами Интернет пользуются люди разных возрастов и профессий. Мы обмениваемся письмами по электронной почте,  ищем необходимую информацию в глобальной сети Интернет, обсуждаем проблемы в чатах, участвуем в видео конференциях и т. д. Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире Интернет - это замечательное средство для реализации этих стремлений: запрос и получение нужной информации происходит в считанные секунды в любое удобное для нас время. В жизни современного человека информатизация имеет огромное значение, а, следовательно, важны наличие доступа к информации и умение работать с ней. Современному учителю это необходимо в первую очередь. Обучение современной молодёжи становится эффективнее, если учитель владеет Интернет - технологиями и использует ресурсы и возможности Интернет в своей практике. Учитель может обучать детей быстрому поиску нужной информации в безграничном её потоке, направлять их деятельность, прививать культуру работы в Интернет [Гейхман, 2011]

В нашей школе создано образовательное информационное пространство,  в  которое входят:  компьютерный класс, компьютер в библиотеке, методическом кабинете и в кабинетах у администрации, физики, музыки, начальной школы, объединенных локальной сетью и имеющих выход в Интернет, но самое главное - готовность учителей к применению информационных технологий в образовательном процессе. Эта готовность помогает  эффективно решать образовательные задачи  и достигать более высоких результатов обучения.

Одним из средств решения образовательных задач курса «Окружающий мир» мы можем по праву назвать участие в сетевых проектах, конкурсах, олимпиадах и викторинах. Телекоммуникационный проект — это игра-соревнование между группами учащихся с использованием электронной почты или форумов для связи.

Участие в телекоммуникационных проектах:

— стимулирует интерес к изучаемым предметам и явлениям природы;

— стимулирует активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий, работе с литературой;

— развивает навыки коллективной работы при обсуждении заданий;

— совершенствует письменную речь учащихся;

— позволяет школьнику проявить свою индивидуальность, реализовать свой творческий потенциал;

— повышает объективность контроля глубины и широты знаний, качества усвоения материала.

Соревновательная сторона телекоммуникационных проектов как средство мотивации учащихся имеет вторичное значение. Главное назначение проектов — служить средством для реализации педагогами, руководителями команд инновационных педагогических технологий, основанных на:

— продуктивной деятельности учащихся;

— педагогике сотрудничества;

— самостоятельной, индивидуальной и групповой работе учащихся;

— интеграции учебных предметов;

— глобальном мышлении и видении мира. [Могилев, 2008]

Темы проектов, конкурсов, викторин говорят сами за себя. Для примера возьмем некоторые интернет – конкурсы, в которых мы участвовали за два последних года.

На омском образовательном портале [URL: http://www.omsk.edu.ru/]:

«В гостях у птиц» - викторина помогла нам расширить свои знания о жизни птиц  в  разные времена года.

«Что ни страница: то зверь, то птица» - проект помог узнать больше о самых разных животных и поведать о них так, чтобы всем было интересно.

«Путешествие по зоопаркам мира» - проект заставил задуматься над проблемой сохранения редких видов на Земле и понять, что каждый из представителей животного мира по-своему интересен и неповторим.

«Про белочек, зайчат и веселых медвежат» - викторина увлекла произведениями о животных  Е.И. Чарушина.

«Донор. Кто он?» - конкурс плакатов, привлек наше внимание к проблеме донорства в России.

На образовательном портале «Школа» ОмГПУ  [URL: http://school.omgpu.ru/]:

«Спасателей отряд надежней нет ребят!» - повторили для ясности основы безопасности.

«Лесная школа для насекомых» - мир крошечных живых существ, обитающих на земле, очень интересен и многообразен. В проекте мы стали к насекомым чуточку ближе и у нас изменилось к ним отношение.

«В стране дорожных правил» - еще раз побывали в роли участников дорожного движения.

На сайте центра дистанционных инициатив «Покорители вершин» - [URL: http://www.pokori.net/]:

Викторины «Леса России», «Познавательное путешествие по Интернету», «Всемирный день здоровья», «Кошкин мир», «А знаешь ли ты?»

Особой гордостью являются наши победы, а значит и приобретенные знания и умения.

Использование ресурсов Интернет, участие в сетевых проектах и конкурсах на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, эффективным и современным.

Список литературы:

Гейхман Л.К. Становление педагогики информационного общества. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 3 частях: Часть 1. Чебоксары. 25 апреля- 1 мая 2011 г.  Чебоксары: 2011.  223 с.

Могилев А.В. Интернет - проекты в системе образования. // Справочник заместителя директора школы.- 2008.- № 9.- С. 8-20.

Ученику: телекоммуникационные проекты и конкурсы. // Сервер школьного образования города Омска. URL: http://www.omsk.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2012).

Ученику: телекоммуникационные проекты. //Образовательный портал «Школа». ОмГПУ. URL: http://school.omgpu.ru/ (дата обращения: 12.06.2012).

Ученику: телекоммуникационные викторины, конкурсы, олимпиады. // Центр дистанционных инициатив «Покорители вершин». Департамент образования и науки Кемеровской области. URL: http://www.pokori.net/ (дата обращения: 29.05.2012).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Интерактивная деятельность на уроке как предиктор успешного решения образовательных задач

В статье рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе....

Участие в сетевых проектах и конкурсах

Данный материал доказывает, что сетевые проекты и конкурсы - это открытие новых возможностей для образования и самообразования педагогов и школьников....

Сетевой проект как одна из форм оценивания и средство формирования метапредметных образовательных результатов.

В данной статье описывается как через участие в сетевых проектах учитель может оценить метапредметные результаты школьников...

Использование электронных словарей как средство решения познавательных задач

Аннотация: Использование возможностей смартфона и компьютера для обучения учеников 4-го класса работе с электронными словарями. Работа со словарем решает познавательные задачи: развитие речи; обогащен...