Учебные сетевые проекты как один из вариантов дистанционных образовательных технологий
статья

Бусаргина Ирина Алексеевна

Учебные сетевые проекты как один из вариантов дистанционных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevye_proekty.docx93.47 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Бусаргина

Учебные сетевые проекты как один из вариантов дистанционных образовательных технологий

Федеральный государственный стандарт общего образования сегодня предъявляет особые требования к уровню сформированности универсальных учебных действий обучающихся. УУД, в свою очередь, включают в себя ИКТ-компетенции, которые должны позволить обучающимся свободно ориентироваться в информационно-коммуникационных технологиях и сформировать способность грамотно применять их на практике.

Но формирование ИКТ-компетенции ученика невозможно без соответствующей компетенции учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт для всех уровней общего образования содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса – профессиональную ИКТ-компетентность педагога. При этом нужно отметить, что развитие ИКТ-компетентности учителя в настоящее время, как правило, в большей степени осуществляется за счет мотивации и заинтересованности самого педагога, нежели директив со стороны руководства.

Каждый учитель может выбрать из широкого спектра способов повышения своей компетентности в сфере ИКТ тот, который будет для него наиболее доступным. Таким образом, сетевые учебные проекты можно рассматривать как один из вариантов дистанционных образовательных технологий, доступных как для обучающихся, так и для их педагогов. Работая с группой заинтересованных ребят, выполняя задания, связанные с постоянным применением информационно-коммуникационных технологий, учитель вместе с командой расширяет знания в ИКТ-сфере, развивается вместе с учениками.

Дистанционное образование (ДО) – это образование непосредственно через Сеть Интернет. На сегодня для большинства участников образовательной деятельности это новый, достаточно сложный (так как высокотехнологичный) подход к процессу передачи знаний. Дистанционное обучение имеет ряд принципиальных, и уже общепризнанных удобств для обучающихся, так как:

  1. доступно фактически из любой точки страны;
  2. обучающийся сам задает себе:
  • параметры получения знаний;
  • график занятий;
  • темп занятий.

Чтобы получить образование дистанционно, обучающемуся достаточно иметь:

  1. доступ к сети Интернет;
  2. персональный компьютер.

Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Ключевые компетенции обучающихся, безусловно, могут формироваться лишь в опыте собственной деятельности. Сетевой проект, поэтому, в обязательном порядке соответствует целому ряду требований:

  • учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
  • работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;
  • организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;
  • основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах сети Интернет.
  • учащиеся имеют возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения, что позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;
  • систематическая практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;
  • учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).

Сетевое взаимодействие предполагает максимум самостоятельности и активности обучающихся, но принцип самостоятельности и активности при этом абсолютно не исключает руководящей роли учителя. Именно педагог направляет инициативу и интерес детей, развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности. Образовательную среду в сетевом взаимодействии учителю необходимо выстраивать таким образом, чтобы каждый обучающийся оказался в ситуации, способствующей его развитию. Проектно-исследовательский метод обучения является самым удачным средством, помощником в важном деле формирования ключевых компетенций, т.к. для успешного взаимодействия каждому обучающемуся необходимо:

  1. уметь принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция);
  2. уметь работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (общекультурная компетенция); 
  3. уметь самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетенция); 
  4. осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция); 
  5. учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетенция);
  6. учиться быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся разных школ, городов, и даже стран СНГ могут свободно обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой совместной деятельности включают:

  • электронную почту,
  • списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в сети Интернет,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Работая над проектами, учащиеся развивают повседневные умения и навыки. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как:

  • успешно работать в команде;
  • принимать обдуманные решения;
  • брать на себя инициативу;
  • решать комплексные проблемы;
  • управлять собой;
  • эффективно общаться.

Также в процессе работы в сетевом проекте у обучающихся формируются универсальные (метапредметные) учебные умения и навыки:

1) Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2) Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3) Навыки оценочной самостоятельности

4) Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в команде в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников команды.

5) Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6) Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

Учебный сетевой проект для учащегося – это, как правило, возможность делать что-то интересное самостоятельно в команде или самостоятельно, максимально используя свои возможности.

В сети Интернет существует несколько образовательных платформ, на которых можно зарегистрировать команду для участия в сетевом проекте. Самые популярный у педагогов – это сайт «Nachalka.com» (рис. 1).C:\Users\user\Desktop\ПРОЕКТ\slide_12.jpg

                              Рис. 1. Сайты «Nachalka.com»

 

Более подробно остановимся на второй платформе, т.к. на ней расположены проекты для всех ступеней образования, включая ДОУ, СПО и ВУЗы.

Для начала необходимо пройти по ссылке на страницу «Путеводитель сетевых проектов».

https://sites.google.com/site/putevoditelusp/programmyvneurocnojdeatelnosti

На этой странице размещена вся необходимая информация:

  • образовательные маршруты, которые объединяют сетевые проекты одной общей темой и ограничены одной возрастной категорией детей;
  • рабочие программы по каждому маршруту на текущий учебный год, соответствующие всем требованиям ФГОС;
  • Единую регистрационную форму на участие в работе;
  • ответы на часто задаваемые вопросы.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет каждому ученику проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Вершина проектно-исследовательской деятельности, его своеобразный «Олимп» – это когда деятельность обучающегося направлена на решение интересной проблемы, а результат этой деятельности носит практический характер и имеет важное прикладное значение.

Кроме того, работа в сетевых проектах формирует у обучающихся знание правил безопасной работы в сети Интернет и умение взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности.

Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой, разнообразные интересные, увлекательные и познавательные задания сетевых проектов делают школьные будни интересными, незабываемыми. Сетевые проекты предоставляют возможность детям открыть новые знания и возможности, обучающиеся могут познакомиться с интересными людьми и проявить себя в новой для них роли, а в некоторых проектах даже ощутить себя частью истории своей Родины.

Как показывает практика, благодаря использованию метода проектов у учащихся значительно повышается уровень творческого развития, соединение теории и практики на занятиях происходит естественным способом, и это делает теорию более интересной и более реальной, заметно повышается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, тем самым формируется чувство социальной ответственности.

Библиографический список

  1. Метод проектов [Электронный ресурс] — URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения: 23.01.2020 г.)
  2. Сетевые проекты в начальной школе. [Электронный ресурс] — URL: http://www.nachalka.com/network_projects (дата обращения: 23.01.2020 г.)
  3. Наиболее известные организации, занимающиеся проведением сетевых проектов для школьников. [Электронный ресурс] — URL: http://letopisi.ru/index.php/Сетевые_проект (дата обращения: 23.01.2020 г.)
  4. Технология обучения проектной деятельности. [Электронный ресурс] — URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&tmpl=com  (дата обращения: 23.01.2020 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение сетевых и дистанционных образовательных технологий Меркотан Веры Викторовны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №43 станицы Северской Северского района Краснодарского края.

Применение сетевых и дистанционных образовательных технологий Меркотан Веры Викторовны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №43 станицы Северской Северского района Краснодарского края....

Применение в образовательном процессе сетевых и дистанционных образовательных технологий

Мультимедийные технологии – практическая реализация методологических и теоретических основ  формирования  информационной культуры педагога  (из опыта рабо...

«Дистанционные образовательные технологии как средство повышения мотивации к учебной деятельности»

использование дистанционных образовательных технологий в образовании...

Результаты учебных достижений обучающихся средствами дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

Профессиональная компетентность Оксаны Павловны позволяет обеспечить высокий уровень участия обучающихся в различных дистанционных конкурсах по преподаваемым предметам....

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...