Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_kl._razvitie_rechi_kak.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок русского языка во 2 классе.

Тема: «Развитие речи, как способ решения орфографических задач»

Цели: образовательные: обеспечить усвоение нового способа проверки орфограмм при написании словарных слов, мини-сочинения,  формировать орфографическую зоркость; развивающие: развивать логическое мышление (приёмы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение), формировать умение моделировать свои действия ,речь учащихся; воспитательные: формировать познавательную потребность, умение ставить цели учебной деятельности и стремление добиваться их.

Оборудование: компьютер, проектор с экраном, гербарий.

                                                   Ход урока.

I.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Дружно будем наблюдать

И серьёзно рассуждать.

Все проблемы с вами вместе

Постараемся решить.

Надо только не лениться

Непременно вам трудиться.

Дети записывают дату в тетради.

II.Актуализация знаний.

На экране: ор, гий, Ге, биц, Скре, кий                                                  Слайд 2.

Нужно «собрать» имя писателя, учёного-натуралиста, охотника, следопыта, влюблённого в родную природу, продолжателя В.Бианки и М. Пришвина. На экране портрет Г. Скребицкого .

Записать каллиграфически правильно: Георгий Скребицкий.  Слайд 3.

Сегодня мы с вами поработаем с некоторыми текстами этого писателя и будем учиться решать орфографические задачи.

III. Решение проблемной ситуации.

1).На экране текст.                                            Слайд 4.

Весна разукрасила природу по-своему, по-весеннему. Чуть-чуть тронула она зеленью ветви берёз. На осины и тополя развесила серебряные серёжки. Мохнатые белые цветы покрыли кусты черёмухи.

- Назовите словарные слова. Прочитайте их орфоэпически и орфографически. Запишите в единственном числе.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Угадайте о каком дереве мы будем сегодня говорить?

2).О   С   .   .   А  - На этой «осе» в октябре позолота.         Слайд 5

Загадки. 1. Ветра нет, а листочки дрожат.

                 2.Никто не пугает, а она всё дрожит.  

На экране фото осины     Слайд 5.

- Кто из вас что-нибудь знает про осину?    (Можно заранее дать задание подготовить краткое сообщение об осине)

Из осины делают спички, фанеру. Листочки дрожат потом, что черенки у них длинные и в верхней части сильно сплющены (показать гербарий). Кора у неё горькая. А почему же её гложет заяц?...

В ней содержится 10% жира.

3).В народе говорят: Осина и без ветра шумит.  Запишите это предложение в тетрадь.   Разор предложения по членам.                                                Слайд 6.                                                                    

4).Фонетический анализ слова.                                                                      Слайд 7.                                      

О -         а        - гласный безударный

С -        с,        - согласный парный глухой

И -          и        - гласный ударный

Н -          н        - согласный непарный звонкий

А -             а        - гласный безударный                                                  

                            Проверка.        

5). Подберите родственные слова к слову осина. (осиновый, осинник, подосиновик)

А вот предложения из произведений Г. Скребицкого.                                                                  Слайд 7.

Осень листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, как огонь горит.

Запишите: осинки, осинник. Разберите слова по составу.      Проверка.                                              

6). Когда так говорят.

Дрожит, как осиновый лист.  (Сильно, испуган)

IV. Создание проблемной ситуации.

1).На экране текст.                                                                                                                                        Слайд 8.

Хорошо, очень хорошо в лесу в эту весеннюю пору. Солнце так и слепит глаза. Я сел на пень отдохнуть. Кругом было тихо, только где-то далеко в лесу, ка серебряный колокольчик, звенел голосок синицы – первая песня весны.             Г. Скребицкий.

- Можете ли вы объяснить происхождение названия птицы (синица)?

Это небольшая пёстрая птица размером с воробья, по цвету оперения жёлто-синяя. На экране фото.                                                                                   Слайд 9.                                  

       Запишите 1 и последнее предложения.

-Какие орфограммы увидели?
2).А вот вам загадка Г. Скребицкого.                                     Слайд 10.

Головка у этой птички в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками. Зимой она ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи.

Но больше всего охотница она до… (чего?)   свежего несолёного сала.                     Слайд 10.

V. Домашнее задание.

Подберите загадки, предложения, стихи со словом синица.

Написать короткое сочинение-рассуждение «Природа пробуждается» (о деревьях, цветах, птицах, насекомых, животных). Не просто написать, а указать, почему это происходит.

VI. Итог урока.

- Понравилась ли вам  работа сегодня на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Зачем мы старались узнать новые тайны нашего языка? (Писать с ошибками стыдно!).

Почитайте произведения Г. Скребицкого и вы узнаете ещё много нового и интересного.  Слайд 11.

     Молодцы! Спасибо всем за урок!                                Сдайд 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Методическая разработка урока русского языка и развития речи в коррекционном классе

Тема урока: "Закрепление изученных букв. В. Берестов "Как найти дорожку"Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми, обучающихся  по программе 7, 8 вида. Урок ...

методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"

                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«...

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(УМК XXI века) тема: " Текст.Заглавие текста".

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(программа XXI века) по теме: "Текст.Заглавие текста"....

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Методическая разработка урока русского языка "Служебные части речи. Частицы"

Цели урока: обобщить признаки служебных частей речи; углубить знания о частицах; развивать умения различать самостоятельные и служебные части речи....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...