Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку

Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
г. Зеленокумска Советского района»

Тема урока:

«Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных».

Учитель: Д.Х. Морарь Класс:4 «В»

Тема: Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных

Цели:

  • Развивающая: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, совершенствование умения определять склонение и падеж существительного, развитие орфографической зоркости.

  • Образовательная: научить распознавать правописание падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения;

  • Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке, создание условий для воспитания трудолюбия, усидчивости.

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний и умений ( УСОЗиУ)

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой

Формы: урок-практикум;

  1. Оборудование: Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 4 класса / М.С.Соловейчик, Н.С. Кузменко – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014г., методические пособия к учебнику русского языка 4 класс, учебник, рабочая тетрадь, карточки, интерактивная доска, тесты.

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

#1054;рганизационный этап

Слайд2

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

- Как мы должны работать на уроке, чтобы наша копилка знаний пополнилась?


- Ребята, что вы ждёте от урока?


- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.

- Откройте тетради. Запишите дату, обозначая орфограммы. Классная работа. Словарь:

Слайд 3

(Слайд 3)

(На доске таблица)

а

б

в

г

1

паль

же

да

кар

2

фель

го

мор

лать

3

ковь

се

то

ри

4

зонт

по

да

бе

- Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Запишите слова с комментированием, определите склонение. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)2с
2в 3а (морковь)3с
1г 3в 2а (картофель)2с
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)1с
2б 3г 4а (горизонт) 1с
4б 2б 4в (погода)1с

- Какое слово лишнее?

- Почему?

(Внимательно, активно, аккуратно, старательно.)

(Узнать что-то новое, интересное)

(Желать)

(Это глагол, а остальные слова имена существительные)

Эмоциональный настрой.

Словарная работа.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

-Это первый урок по данной теме? (нет) - Каковы будут задачи урока? (выслушиваю детей)



- Давайте сравним их с задачами на слайде. Слайд 4

- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

- Согласны?

1. Проверить умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

Формулируют задачу урока,

3. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, что мы знаем по теме урока? (что такое сущ., склонение, падеж,).

- Как проверить безударное окончание существительных? (вставлять окончание по алгоритму)

Слайд5

Алгоритм

Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо:

Шаг 1

Определи склонение.

Шаг 2

Выбери ключевое слово того склонения и подставь на место проверяемого слова в той же форме

(1скл.- рука, 2скл.- плечо, 3скл.- грудь)

Шаг 3

По ключевому слову напиши окончание существительного

Имя сущ. - это слова, отвечающие на вопрос кто? что?

Склонение – это изменение сущ. по падежам.

Падеж- это изменение слов по вопросам.

выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах, различают способ и результат действия, контролировают процесс и результат деятельности формулируют способ действия для определения склонения имени существительного, проверяют его по памятке.

4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Слайд 6

Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных.

- Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выделите окончание.

Сидеть на руке, кататься на карусели, бежать по дороге.

- Сравни окончания. Что вы заметили?

Слайд 7,8

Физминутка

Сидеть на руке, 1с.Д.п.

кататься на карусели, 2с.Р.п.

бежать по дороге.1с.Д. п

Сравнивают окончания имён существительных мужского и женского рода, предполагают, что различия в окончаниях связаны с родом, проверяют своё предположение.

Работа в парах.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение.


2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием –е

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. п., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

4-я группа: У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер..,

Вы должны поместить слова в свой столбик.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

5-я группа: У вас карточка со словами:

на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

Вы должны поместить слова в свой столбик.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

6-я группа: У вас карточка со словами:

Дохнула хол.д..
запушила снег..
вдоль дорог..,
(по)серебрила ине..
нар.дила в шу.к..
появились (у) кормушк…
пр.б.жал по ветк..

Вам нужно вставить окончания и определить склонение.

Свернул к речке 1с.
помог старушке 1с.
скрипит на дереве 2с.

Написал в тетради, играл на площадке, кружились в воздухе

Р. п. пустыни, стакана, ладони
Д. п.пустыне, стакану, ладон
и
П. п. пустыне, стакане, ладон
и.

1 скл. до рощи,

2 скл на дворе, в небе, в лагере

3 скл. из шерсти, до пристани

1 скл. на макушке, на лодке, до деревни

3 скл. на лошади, к сирени

Дохнула холодом 1с
запушила снегом2с
вдоль дороги1с
посеребрила инеем 2с
нарядила в шубку1с
появились (у) кормушки1с
пробежал по ветке1с

Обобщают знания, заполняют таблицу, дополняют знания об именах существительных; классифицируют имена существительные в зависимости от склонения, группируют их.

Работа в группах.

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

Проверим выполненные задания каждой группы (обсуждения допущенных ошибок и их коррекция)

- Как проверить безударные падежные окончания?

Слайд 9

Прочитайте словосочетания. Спишите, вставьте пропущенные окончания. Определите склонение имен существительных.

1 вариант

без дорог . – по дорог .

от подруг . – к подруг .

около лужайк . – по лужайк.

по причин . непогоды

из книг . по грамматик .

2 вариант

возле речк … – по речк…

от деревн… – к деревн…

к дедушк … – от дедушк…

по тропинк… – без тропинк…

по просьб… бабушк…

Проверим результаты, выставим оценки.

Слайд 10

Определить склонение и окончание сущ.

Склоняют имена существительные, выявляют безударные гласные в окончаниях, на их месте оставляют «окошки» или пишут, пользуясь информацией в таблице учебника;

Микроитог

Работа по вариантам.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

Слайд11

- Заполните карточку:

Слайд12

Дом. задание:

рабочая тетрадь, упражнение 218

Я работал с ___ настроением.

Я ___ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ___ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 в классе Тема: «Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных» Морарь Д.Х.

Слайд 2

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Слайд 3

п а льто м о рковь к а ртоф е ль ж е лать б е седа г о р и зонт п о года а б в г 1 паль же да кар 2 фель го мор лать 3 ковь се то ри 4 зонт по да бе 1а 3в 2в 3а 1г 3в 2а 1б 2г 4г 3б 1в 2б 3г 4а 4б 2б 4в

Слайд 4

СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖИ ОКОНЧАНИЯ

Слайд 5

Тема урока: Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных Задачи урока: Проверить, умеем ли мы определять склонение, род, падеж имен существительных. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имен существительных

Слайд 6

Хочешь есть калачи – не сиди на печ и . Худ обед, когда хлеб а нет. На печ и заседать – хлеб а не видать.

Слайд 7

На печ и заседать – хлеб а не видать. Худ обед, когда хлеб а нет. Хочешь есть калачи – не сиди на печ и .

Слайд 9

Алгоритм Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо: Шаг 1 Определи склонение. Шаг 2 Выбери ключевое слово того склонения и подставь на место проверяемого слова в той же форме (1скл.- рука, 2скл.- плечо, 3скл.- грудь) Шаг 3 По ключевому слову напиши окончание существительного

Слайд 10

Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания. С.деть на ( ) д.ван., к.тат?ся на( ) к.русел., б.жать по ( ) д.рог.

Слайд 14

Идят на Летят на ветк И воробьи, Чтоб обсудить дела свои. Сидят на ветк Е воробьи … Сидят на – Е , летят на – И .

Слайд 15

без дорог . – по дорог . от подруг . – к подруг . около лужайк . – по лужайк. по причин . непогоды из книг . по грамматик . возле речк … – по речк… от деревн… – к деревн… к дедушк … – от дедушк… по тропинк… – без тропинк… по просьб… бабушк…

Слайд 16

Без ошибок – 5 1 – 2 ошибки – 4 3 – 5 ошибок - 3

Слайд 17

Я работал с ----------- настроением. Я ---------- доволен собой. Я испытывал затруднения, когда ---------.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"

Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Решение орфографических задач в разных частях слова"

Урок на личностно  - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Презентация "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...