Использование словарей как способ решения орфографических задач
методическая разработка по русскому языку на тему

Борисова Изабелла Васильевна
На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. 
Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.  В данном  докладе рассмотрено повышение эффективности работы с орфографическим словарем: Орфографический словарь Грушникова П.А. учебное пособие для учащихся начальных школ, Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря, приемы работы с ним по программе развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова), Учебный словарь русского языка. В.В.Репкин. Рабочая тетрадь «Русская орфография В.В.Репкин, Т.В. Некрасова – часть комплекта учебных пособий для учащихся 2-5 классов по программе РО
Из справочника младший школьник одновременно получает несколько видов лингвистической информации:   орфографическую, орфоэпическую,   семантическую, морфемно – словообразовательную.
Словарики организуют реальную работу школьника со словом: классную и домашнюю. Словарь выступает на уроках русского языка и как справочник, к которому можно обратиться  при помощи необходимой информации, и как учебное пособие, закрепляющее осваиваемый программный материал.
Словарь – разнообразный дидактический материал для коллективной, групповой и индивидуальной работы. Многократное обращение ученика к справочнику разного рода теоретическими и практическими заданиями в течение своего периода обучения ребенка в начальной школе гарантирует успешное усвоение программного минимума.
Рабочие словари и справочники по русскому языку – для тех, кто хочет учиться, для тех, кто любит думать. Не случайно в домашних библиотеках не учебники, а словари и справочники сохраняются и передаются по наследству от родителей к детям.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Доклад

Использование словарей как способ решения орфографических задач

Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ №26 ЦПО г.Якутска

Борисова Изабелла Васильевна

Якутск - 2012 г.

Содержание:

  1. Словари в обучении и воспитании младших школьников…………………3
  2. Повышение эффективности работы с орфографическим словарем……….5
  1. Орфографический словарь Грушникова П.А. учебное пособие для учащихся начальных школ……………………………………………..5
  2. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря, приемы работы с ним по программе развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)……………….10
  3. Учебный словарь русского языка. В.В.Репкин. Рабочая тетрадь «Русская орфография В.В.Репкин, Т.В. Некрасова – часть комплекта учебных пособий для учащихся 2-5 классов по программе РО……15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………22

Приложение ……………………………………………………………………..23

  1. Словари в обучении и воспитании младших школьников
  2. Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении? Конечно, нет. Наверное, у каждого бывало случаи, когда в процессе записи своих мнений, каких-то сведений и т.д. возникало сомнение: что написать – о или а, е или и?

Какие варианты поведения человека далее возможно? Один из них – «не заметить» своего сомнения и написать наугад, а второй (если вопрос связан не с окончанием) – взять в руки словарь. Как бы мы хотели, чтобы так поступил ученик?!

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.

Сегодня выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество разных по своему назначению словарей. Например, старшеклассник имеет возможность воспользоваться не только орфографическим словарем, но и толковым, словообразовательным, словарем иностранных слов, словарями синонимов, антонимов, омонимов и т.д. Но … обратится ли он к словарю по собственной инициативе?!

По наблюдениям учителей, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если  все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарем должна начинаться в начальных классах.

Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основание считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно воплотить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развитой личности.

Сегодня в руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Появились и интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников. Но учителя уверены: пока последовательное, целенаправленное приобщение детей к использованию различных видов словарей не будет обеспечено системой работы, заложенной непосредственно в учебниках русского языка, им не удастся решить проблему – забота о ее решении будет уделом отдельных учителей.

Чтобы выполнить имеющейся социальный заказ, в учебниках для начальных классов должны быть представлены различные виды словарей, позволяющие адресовать к ним учеников в связи с обсуждением разных сторон языка и речи. Кроме того, необходима система заданий, обеспечивающих как мотивацию и обучение пользованию тем или иным словарем, так и накопление соответствующего практического опыта, приучение, к самостоятельному выполнению освоенных действий.

2.Повышение эффективности работы с орфографическим словарем

С 1994 года работаю по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Закончила трехгодичные курсы повышения квалификации при Сибирском институте развивающего обучения в г.Томске (филиал в г.Якутске) и получила диплом учителя развивающего обучения по русскому языку и математике.

Как соблюдается  эти условия в учебниках «Русский язык» В.В. Репкина, Т.В.Некрасовой, Е.В. Восторговой, (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Начиная со 2 класса используются в работе различные словари: «Орфографический словарь» Грушников П.А.; Учебный словарь русского языка В.В. Репкина; Рабочая тетрадь «Русская орфография» В.В. Репкин, Т.В.Некрасовой.

Школьный орфографический словарь, являясь учебным пособием по орфографии, естественно используется в школе при обучении детей правописанию. В частности прочное усвоение учащимися беспроверочных написаний возможно лишь при помощи орфографического словаря в процессе обучения русскому языку нельзя ограничивать только орфографическими целями. Рациональное использование орфографического словаря в школе оказывает учителю большую помощь в его занятиях с детьми при изучении грамматики, а так же в работе по развитию речи учащихся. Для ребенка на первой ступени обучения словарь является не только справочником по правописанию, но и немаловажным источником обогащения и упорядочения его словарного запаса.

Орфографический словарик для начальных классов состоит из двух основных частей: словника, т.е. перечня слов, включенных в словарик, и правил правописания, изучаемых в начальной школе. Кроме того, в конце словарика в качестве приложения даны отдельными алфавитными списками наиболее употребительные мужские имена, отчество и женские имена, а также список крупных городов России, названия которых могут вызвать затруднения при их написании.

Словарик содержит 4000 затруднительных в орфографическом отношении слов, расположенных в строгом алфавитном порядке. Некоторые однокоренные слова объединены попарно  в морфологические гнезда и даются на одной строчке, например:

Барабан, барабанщик

Восток, восточный.

Такое размещение отдельных слов минимальными морфологическими гнездами, не нарушая алфавита словника, является целесообразным в методическом отношении. Замечая у родственных слов, расположенных на одной строке, графическое тождество их корня или основы, дети начинают практически осознавать морфологический характер нашего правописания.

Рассматривая лексический состав словарика, следует отметить разнообразие включенных в него слов: они относятся к разным лексическим группам. Помимо общеупотребительных русских слов, составляющих основу словника, в словарик отобрано значительное количество слов иноязычного происхождения, которые прочно вошли в словарный состав современного русского языка, доступны детям по своему значению и часто встречаются в учебных пособиях и книгах, рекомендуемых для внеклассного чтения, например: вокзал, колонна, телевизор, шоссе, экскурсия и т.п.

В словарике наиболее многочисленны и разнообразны грамматические пометки и формы при именах существительных и глаголах.

У имен существительных в нужных случаях указывается род, множественное число и отдельные формы косвенных падежей единственного и множественного числа.

Род обозначается у следующих групп существительных:

А) у существительных с ь на конце, например: картофель, м.р.; вермишель, ж.р.;

Б) у несклоняемых существительных, например: кофе, м.р.; такси, ср.р. (нескл.) шоссе, ср.р. (нескл.), жюри, ср.р. (нескл.)

У существительных с основой на шипящую и ц дается творительный падеж единственного числа, например:

камыш, тв. камышом

ландыш, тв. ландышем

улица, тв. улицей.

У глагола хотеть особенно трудного для детей по своим формам, даются все личные формы единственного и множественного числа: хотеть, хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Орфографический словарик является для учащихся, прежде всего справочником, к которому они обращаются при написании трудных слов. Разумное и активное использование словарика как необходимейшего справочного пособия, помогающего грамотному письму, возможно лишь при наличии у детей следующих знаний и умений:

  1. Ученики должны хорошо знать алфавит и, пользуясь им, быстро находить в словарике нужное слово. Отыскивая в справочнике то или другое слово, ученик должен принимать во внимание не только, первую букву, с которой начинается отыскиваемое слово, но и последующие буквы, так как слова на одну и ту же букву располагаются в словарях, также в алфавитном порядке, но уже не по первой букве, а по второй, третьей и т.д.
  2. Изменяемые части речи даются в словарике в начальной форме. Поэтому без умения образовать от любого изменяемого слова его исходную форму пользование орфографическим словариком будет затруднительно.
  3. Многие слова, включенные в словарик (особенно имена существительные и глаголы) сопровождаются грамматическими пометами и формами. Обучая детей пользоваться словарем, очень важно показать им значение грамматических помет и форм словах и научить обращаться к ним.
  4. В орфографическом словарике помещаются преимущественные слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Умелое пользование словарем в том и заключается, что к нему обращаются за справками о написании таких слов, орфографию которых нельзя объяснить известными школьнику правилами.

В начальных классах нужно научить учащихся проверять по словарю правописание по крайней мере, следующих категорий слов:

  1. Слов с непроверяемыми безударными гласными (помидор, диван, трамвай).
  2. Слов с непроверяемыми согласными в корне (вокзал, кувшин, футбол, кофточка)
  3. Слов с удвоенными согласными, особенно в тех случаях когда удвоенные согласные не отражают реального произношения слова и не указывают на его словообразовательную структуру (аккуратный, аппетит, суббота)
  4. Слов с гласными о, е после шипящих под ударением (крыжовник, шёпот, жёлудь, жёлтый).
  5. Слов с приставками и суффиксами, которые не изучаются в начальных классах или которые пишутся не по правилам. (слова с приставками пре-, при-, глаголы с непроверяемыми суффиксами е, и, А. Я.

Выработка названных умений, необходимых для каждого, кто пользуется орфографическим  словарем является делом довольно сложным, требующим не только многократных разъяснений  учителя, но и систематической тренировки и специальных упражнений.

Из упражнений по русскому языку связанных с использованием орфографического словаря, в начальных классах, возможно применять следующие:

  1. Устные упражнения в отыскивании в словаре названные учителем слов, связанных с изучаемой грамматико-орфографической темой. Значение подобных упражнений состоит в том, что они обогащают урок новыми словами, поясняющими изучаемый материл и совершенствуют навык быстро отыскивать в словаре нужные слова.
  2. Выписывание из словарика слов по определенным смысловым или грамматическим признакам (например, с указанной страницы словарика выписать 10-12 существительных и указать их род).
  3. Упражнения в списывании слов с пропущенными буквами. Слова эти учитель подбирает из орфографического словарика, записывает их на доске, пропуская орфограммы. Правильность выполненного задания учащиеся проверяют по словарику.
  4. Выпиши из словарика (стр. 36) имена существительные. Те из них которые обозначают людей подчеркни.
  5. Выпиши столбиком однокоренные слова, которые даны в словарике парами на одной строке, подчеркни в этих парах слов только имена существительные.
  6. Выпиши из словарика (стр. 75-77) пять знакомых тебе мужских имен и 5 женских.

Напиши имя, отчество, фамилию твоего папы, мамы, бабушки, дедушки.

  1. Выпиши со страницы 21 словарика сначала имена существительные мужского рода, потом женского и, наконец, среднего.

  1. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря.

Примеры работы с ним по программе развивающего обучения.

Ученики сделали очень важный и серьезный шаг на пути к грамотному письму – они научились видеть проблемные для написания места, писать с пропусками букв на месте орфограмм слабых позиций.

Первый способ, который позволит ученикам проверять орфограммы слабых позиций, - проверка этих орфограмм по орфографическому словарю. Орфографический словарь с этих пор станет незаменимым помощником для ребят.

Знакомство с орфографическим словарем.

На уроке учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть обложку и титульный лист словарика и прочитать что там написано. Один из учеников по вызову учителя прочитывает вслух фамилию составителя, названия книжки. Так как в названии пособия первое слово является для учеников трудным и для произношения, и для письма, то название это записывается  на доске учителем, после чего коллективно прочитываются учениками по слогам в орфографической норме (ор-фо-гра-фи-чес-кий сло-ва-рик).

Ребята, почему словарик называется орфографическим?

Ученики в ходе организованной учителем беседы по материалу статьи «Как искать секрет?»  беседы еще раз уточняют, почему нельзя писать буквы на месте орфограмм слабых позиций по слуху (возможен выбор буквы), и охотно принимают задачу узнать в специальной книге – орфографическом словаре – написания слова с_крет_ (секреты).

Учитель предлагает детям воспользоваться словариком и найти нужное слово. Ребята листают словарик, проходит минута, другая, третья, пока ученики осознают , что не так-то просто найти слово в словаре. Оказывается, у словаря есть свои секреты, нужно попытаться их узнать, а потом уже искать в словаре то или иное слово.

Пусть ученики прочитают первые десять слов в словаре и выяснят, с какой буквы они начинаются. Затем читают последние десять слов в словаре – все они тоже начинаются с одной буквы. Почему слова начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова начинающиеся с буквы Я,  - в его конце? Конечно, же слова в словаре расположены алфавитном порядке – это и есть главный секрет словаря.

Все ли ребята помнят последовательность букв в алфавите? Не беда, если кто-то забыл, - учитель вывешивает таблицу, где все русские буквы расположены в алфавитном порядке.

Глядя на таблицу, ребята с легкостью отвечают, какое слово в словаре находится раньше: виноград или секреты? звезда или секреты? телевизор или секреты? Вот и выяснили: слово секреты находятся после слов, начинающихся с буквы Р, но перед словами, начинающихся с буквы С, в словаре много – неужели придется читать все слова? Конечно же, нет: ведь слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учетом алфавитной последовательности второй, третий и т.д. букв. Какая же вторая буква в слове с крет_? И или Е? но это мы хотим узнать. Значит придется проверить, есть ли это слово среди слов на СИ, среди слов на СЕ. Но вот слово найдено: ребята радостно сообщают, что пишется оно с буквой Е. учитель сомневается, просит прочитать слово из словаря (секрет), напоминает, что нужно было отыскать его изменение СЕКРЕТЫ. Так какое из изменений слова написано в словаре – то , которое называет один предмет, или  то, которое называет много предметов?. Вот и открыт еще один секрет словаря: в нем слова, называющие предметы, даны в единственном числе.

 Учитель должен хорошо понимать, что нахождение слов в орфографическом словаре – кропотливое дело для детей. И от педагога зависит, будет ли эта работа проходить крайне медленно или во все более быстром темпе, весело, даже азартно. Как показывает опыт, идеальный вариант – это одинаковые словари у всех детей: ученик первым нашедший слово, сообщает одноклассникам номер страницы, столбика и т.д. Если словари – собственность детей, необходимо сделать буквенный указатель. При работе с орфографическим словарем плодотворна и работа парами: нашел слово сам – помоги отыскать и товарищу.

Установление последовательности действий при списывании слова из словаря.

Обучаясь находить нужное слово в орфографическом словаре, ученики одновременно должны научиться списывать из словаря найденное слово. Казалось бы, чему тут учится? Прочитал – запиши. Вот и предложим ребятам найти в орфографическом словаре, например, слово тетрадь. Прочитать его, затем закрыть словарь и написать слово без ошибок. Опыт показывает, что результаты работы не обрадуют учителя и некоторых детей. Зато время не потрачено недаром, ученики убедились, что им  не все известно о том, что как записывать слова из словаря. Хотят ли дети не допускать ошибок при списывании? Тогда придется этому специально учиться.

 Последовательность действий при списывании слова из словаря.

  1. Запиши слово, пропуская орфограммы.
  2. Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы (прямо в словаре).
  3. Прочитайте слово по слогам орфографически, т.е. выделите голосом слоги с орфограммами (читайте эти слоги так, как будто все звуки находятся в сильной позиции).
  4. Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.
  5. Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
  6. Проверьте, все ли слоги вы записали. Для этого читайте написанное слово и отмечайте дужкой каждый прочитанный слог.
  7. Подчеркните в написанном слоге орфограммы.
  8. Сверьте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.

Прежде всего, чтобы не забыть, какое слово надо искать в словаре, запишем его с пропуском орфограмм слабых позиций (шаг 1)

т _тра__ь

следующие шаги — это работа с орфографическим словарем: поиск и чтение слова, подчеркивание орфограмм и — очень важный момент –  орфографическое чтение. Все ребята, обучаясь читать, начинали с орфографического чтения. Затем оно постепенно заменялось чтением произносительным. Теперь учителю предстоит искусственно формировать действие орфографического чтения. Можно ли было раньше вводить в алгоритм списывания орфографическое чтение? Припомним, что в первом классе ученикам могли быть предложены только такие слова и высказывания, в которых не было совпадений между предложением и написанием, т.е. до сих пор чтение по необходимости было произносительным. Теперь же практически любой, а не специально сконструированный текст, может быть предложен для списывания, следовательно учащимся предстоит орфографически читать слова и высказывания, которые этот способ не задают. Значит нужно показать ученикам разницу между орфографическим и орфоэпическим чтением. Чтобы записать слово без ошибок, учитель предлагает читать слово по-особому и сам задает образец орфографического чтения, при котором на месте орфограмм произносится звук, соответствующий букве. Сравните:

[т`итрат`] - орфоэпическое чтение ( как надо говорить)

[т`этрад`] - орфографическое чтение (как надо себя диктовать)

Вместе с учителем читая слова орфографически, ученики должны осознать главное: пока не выделены все орфограммы, невозможно узнать, в каком именно месте слова надо прочитать звук, соответствующей букве.

Итак, слово прочитано по слогам орфографически. Учитель предупреждает, что записывать слова ученики будут по памяти, не заглядывая на  образец, под собственную диктовку, а диктовать себе нужно орфографически – в точном соответствии с орфографическим образцом. Потому нужно быть предельно внимательным при подготовке к такой работе, и тогда следующие задания(пункты 4-7) выполняемые без помощи словаря, ученики сделают быстро и правильно. Закрыв слова или прикрыв слово ладошкой, дети повторят слово орфографически по слогам, возьмут ручки и во время записи будут точно также диктовать сами себе: проверяется, все ли буквы в слогах на месте (послоговая проверка) и подчеркиваются орфограмм.

Итоговая проверка (шаг 8) – обращение к словарю: уточняется, одинаковые ли буквы на месте орфограмм в словаре и в тетради.

В указанной последовательности действий 8 шагов, из которых только один  - пятый – запись слова (исполнительный этап). Зачем же нужны 4 предыдущих шага? Это подготовительная работа к письму под собственную орфографическую диктовку. А три  завершающие шага представляют собой контрольно-оценочный этап работы.

Этой последовательностью действий учащиеся овладевают при выполнении целого ряда упражнений. Так у второклассников развивается  умение записывать слова без пропуска орфограмм слабых  позиций,  пользуясь авторитетным источником орфографической информации.

На всех этапах списывания слова читается орфографически проговаривается и диктуется каждым учеником в слух. Рабочий шум при этом неизбежен – пусть он не пугает педагогов: дети приучаются говорить  вполголоса, чтобы слышать себя и не мешать соседу.

Нужно обратить внимание на некоторые особенности формирования орфографического чтения. Если говорить об орфографическом чтении слов с орфограммами сильных позиций, то прочитать звук, соответствующей букве, не всегда возможно, как быть? Например, со звукосочетанием  [щ’o] в слове щетка и трещотка? Как орфографически прочитать слова меч и беречь? К сожалению, это не возможно. Потому нужно предложить детям запоминать как именно пишется подобная орфограмма в конкретном слове, а при произношении подсказывать себе орфографически важное место, выделяя голосом слог с такой орфограммой.

Зато слово с удвоенными согласными можно и нужно читать орфографически, относя один согласный звук к одному слогу, а второй к другому слогу: ал-ле-я, трол-лей-бус. Если же удвоенными согласными  слово заканчивается, нужно договориться с учениками произносить отдельно каждую из удвоенных согласных: клас-с, грам-м.

  1. Учебный словарь русского языка

Справочник – учебное пособие, органически дополняющее комплект учебников для 2-5 классов, в которых русский язык изучается по программам развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова). Его назначение состоит в том чтобы столкнуть ученика со специально отобранными и систематизированными фактами языка, предоставив ему возможность самостоятельно сопоставить, проанализировать их, сформировать свои гипотезы и догадки. Такая работа призвана, с одной стороны – способствовать обогащению их представлений о русском языке, воспитанию устойчивого познавательного интереса к нему, закреплению и развитию «чувства языка».

Основной принцип построения словаря – комплексная характеристика слова, т.е. рассмотрение его как лексической, грамматической и словообразовательной единицы языка, связанной определенными отношениями с другими единицами того же уровня.

В словарь включен материал, дающий достаточно полное и содержательное представление о многозначности слова как лексической единицы языка. Хотя толкование слов (они в основном приведены по словарю С.И. Ожегова) в некоторых случаях упрощены, словарная статья дает ученику возможность осознать системный характер значений слова.

Учитывая адресованность словаря младшим школьникам, словообразовательный материал представлен не исчерпывающе и не всегда академически строго.

Грамматическая характеристика слова включает указание о его принадлежности к той или иной части речи, а также показатели важнейших грамматических форм, знакомство с которыми предусмотрено программой развивающего обучения для 2-5 классов.

Грамматические характеристики слов приводятся в соответствии с современными научными представлениями, положенными в основу программы развивающего обучения.

  1. Словарь состоит из отдельных словарных статей, в каждой из которых содержится характеристика одного слова, являющего заголовком статьи (напечатано жирными заглавными буквами слева).

В статье приводятся следующие данные о слове:

  1. Начальная форма слова;
  2. Фонетические особенности слова;
  3. Грамматическая характеристика слова
  4. Лексическая характеристика слова;
  5. Словообразовательная характеристика слова;
  6. Сведение о происхождении слова.

  1. Фонетические особенности слова

В словаре указаны транскрипции особенности произношения некоторых буквосочетаний (непроизносимые согласные, твердость согласного перед буквой Е и т.п.) СЕРДЦЕ (рц), КАФЕ (фэ], ЧТО(ШТО). Соответствующим знаком указано место ударения в слове или его формах (кроме односложных слов и слов с буквой Е). Если в современном литературном языке существуют варианты ударения в данном слове, то они указываются в словаре.     

  1. Грамматическая характеристика слова

Грамматическая характеристика слова включает в себя: а) указания на его принадлежности к той или иной части речи.

Б) перечень основных грамматических форм и значений изменяемых слов (в пределах сведений, предусмотренных программой развивающего обучения для 1-5 классов).

4. Лексическая характеристика слова включает в себя следующие сведения:

А) Оценка лексического значения слова содержит указание на то, устарело или нет;

Б) Употребление слова в составе устойчивых словосочетаний и фразеологизмов иллюстрируется примерами.

В) В конце словарной  статьи приводятся списки основных синонимов и антонимов;

Г) Слова анонимы снабжены цифровой пометкой лук1, лук2

Д) сведения о происхождении слова

В словаре приводятся сведения о происхождении слов, заимствованных из других языков и некоторых не исконно русских слов. Эти сведения помещены в скобках сразу после грамматической характеристики слова.

         

В.В.Репкин, Т.В. Некрасова

Рабочая тетрадь «Русская орфография»

для 3-4 классов.

Настоящее пособие предназначено для учащихся по программе развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). Оно призвано помочь им глубже осознать фонемный принцип письма, обусловливающий системный характер русской орфографии, и тем самым способствовать более успешному овладению орфографическими умениями.

В справочной  части представлены система орфограмм, изучение которых предусмотрено программой развивающего обучения русскому языку в 1-4 классах. Символы и нумерация орфограмм должны помочь ученикам соотнести изучаемые орфограммы друг с другом. Форма представления каждой орфограммы справочника позволяет легко восстановить способ его проверки и содержания соответствующего правила.

В пособии также помешены справочные материалы (правило русской графики, списки приставок, суффиксов, наречий).

Рабочая («тетрадная») часть пособия предназначена для организации самостоятельной работы учащихся по совершенствованию орфографических умений. С этой целью после  справок об орфограммах каждого типа оставлены страницы для индивидуальной работы учащихся над допущенным каждым из них ошибками.

Начать работу с пособием следует в конце 3 класса в процессе систематизации материала, изученного в 2-3 классах.

Обращение к пособию в 4 классе после изучения каждой новой орфограммы поможет ученикам осознать его место в системе орфограмм, даст им возможность быстро и эффективно повторить ранее изученный материал. Пособие позволяет организовать самостоятельную работу учащихся по анализу новых орфограмм подлежащих изучению.

 Проработав много лет по программе развивающего обучения по системе Эльконина - Давыдова на деле убедилась в, том что работа со словарями очень нужна в обучении правописанию и является важным средством решения орфографических задач.    

Заключение.

Первый словарь русского языка должен стать для ученика не списком словарных слов, которые нужно запомнить как дважды два – четыре, а настоящей книжкой с самыми интересными, с самыми необходимыми, самыми важными  словами русского языка. Работа с такой книгой станет тем первым опытом приобщения к справочной литературе, от которого зависит становление интересах к словарю как особому виду справочника, формирование привычки самостоятельно обращаться к словарю с нужной информацией.

Из справочника младший школьник одновременно получает несколько видов лингвистической информации:

- орфографическую (как правильно пишется слово, какие в нем орфограммы)

- орфоэпические ( как слово произносится , на какой слог падает ударение)

- семантическую (что обозначает слово, какие у слова синонимы и антонимы, в каких фразеологизмах употребляется слово)

- морфемно - словообразовательную ( в группу каких родственных слов входит данное слово)

Словарики организуют реальную работу школьника со словом: классную и домашнюю. Словарь выступает на уроках русского языка и как справочник, к которому можно обратиться  при помощи необходимой информации, и как учебное пособие, закрепляющее осваиваемый программный материал.

Словарь – разнообразный дидактический материал для коллективной, групповой и индивидуальной работы. Бесценный помощник не только ученика, но и учителя. Любое программное понятие может быть закреплено именно с помощью словаря. Многократное обращение ученика к справочнику разного рода теоретическими и практическими заданиями в течение своего периода обучения ребенка в начальной школе гарантирует успешное усвоение программного минимума.

Учиться русскому языку со словарями  и справочниками – значит дать ребенку возможность для самостоятельного поиска знаний, а значит для становления самостоятельной личности.

Рабочие словари и справочники по русскому языку – для тех, кто хочет учиться, для тех, кто любит думать. Не случайно в домашних библиотеках не учебники, а словари и справочники сохраняются и передаются по наследству от родителей к детям.

Список литературы.

  1. Бондаренко А.А. «Русский язык со словарем», журнал «Начальная школа», №8, 2008
  2. Грушников П.А. Орфографический словарик. Учебное пособие для учащихся начальной школы. М., «Просвещение», 1989
  3. Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. Изд. Вита-Пресс, М., 2002
  4. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. Составитель П.А Грушников, М., «Просвещение», 1973
  5. Репкин В.В., Некрасова Т.В. Рабочая тетрадь «Русская орфография» для 3-4 классов класса (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). Изд. Вита-Пресс, М., 2006
  6. Репкин В.В. Учебный словарь  русского языка. Учебное пособие для 2-7 классов. (Программа развивающего обучения). Томск, Пеленг, 1994
  7. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Использование словарей как способ решения орфографических задач Методическая газета «Начальная школа». Изд. дом «Первое сентября», №20, 2006

Приложение

Конспект урока

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций по «Орфографическому словарю»

Задачи: 1. Формировать умение выполнять установленную последовательность действий при списывании слова из словаря.

  1. «Обнаружить»  орфограмму удвоенные согласные буквы.
  2. Развитие речи учащихся.

Оборудование: таблицы, орфографический словарик.

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного
  1. - Над какой темой мы работаем?

- Что такое орфограмма?

- Какие орфограммы мы уже знаем?

2. Мы сейчас напишем высказывание с пропуском орфограмм слабых позиций

- Когда гласные звуки бывают в сильной позиции, а когда в слабой позиции?

- Когда парные согласные бывают в сильной позиции, а когда в слабой позиции?

Н_   в_твях   д_ревь_ _   м_л_ды_  ли_точк_. (Дети подробно объясняют, почему пропустили орфограммы)

  1. Мы некоторые пропуски уже умеем проверять. Как?

- Почему словарь называется орфографическим?

- Какие секреты словаря вы знаете?

1) Слова в словаре расположены по алфавиту. Это главный секрет словаря.

2) Слова, называющие предметы, в словаре записаны в единственном числе.

3) Если первые буквы совпадают, то проверяем по второй и т.д.

А как мы проверяем орфограмму слабых позиций с помощью орфографического словаря:

  1. Записываем слово, пропуская орфограммы слабых позиций.
  2. Находим слово в словаре и подчеркиваем орфограммы.
  3. Читаем слово по слогам орфографически, т.е. выделяя голосом слоги с орфограммами (читаем эти слоги так, как будто все звуки находятся в сильной позиции).
  4. Не глядя в словарь, повторяем слово орфографически.
  5. Диктуя сами себе записываем слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
  6. Проверяем, все ли слоги вы записали. Для этого читаем написанное слово и отмечаем дужкой каждый прочитанный слог.
  7. Подчеркиваем в написанном слоге орфограммы.
  8. Сверяем орфограммы в слове с теми орфограммами, которые мы подчеркнули в словаре.

  1. Выполняем упражнение 113

За_ц – заяц,   _зык – язык, по_с – пояс, мес_ц – месяц.

Развитие речи

- Язык в полости рта, узнаем вкус, произносит звуки.

- В колокольчике есть язык, от ударов которого образуется звук

- языки пламени от костра, в печке

- английский, якутский, русский языки.

- противный, захваченный в плен

Пояс – то, чем подпоясывают одежду по талии (ремень, шнур, кушак)

- полоска  ткани, пришитая к верхней части юбки

- пояс – часть поверхности земного шара между параллелями, где определенная климатическая зона. Сколько зон вы знаете? (На земле есть пять поясов, два холодных, два умеренных и один жаркий)

- спасательный пояс, для поддержки тела на воде.

Месяц – луна, в году 12 месяцев.

  1. Новая тема
  1. Табличка:         [класс] - класс

                [ванна] - ванна

-какая особая орфограмма есть в первом слове? Докажите, что во втором слове этой орфограммы нет.

 В некоторых словах встречаются особая орфограмма один согласный звук обозначается двумя одинаковыми буквами. Постарайтесь запоминать слова с удвоенными согласными буквами.

  1. Упражнение 115. Запишите звуками слова.

[анна]        [тонна]        [грам]         [алла]

[каса]        [група]

В каких словах удвоенные согласные пишутся по слуху? (Анна, тонна, Алла).

Тонна – это 1000 кг., грамм – мера веса

Запишите в алфавитном порядке слова, в которых удвоенные согласные буквы являются орфограммами.

Грамм, касса, группа

Касса – аппарат на котором отпечатываются  талоны с указанием полученный суммы, а также место, кабинка, где стоит этот прибор и находится обслуживающий его работник.

Группа – несколько человек, предметов или животных, находящиеся месте, близко друг от друга.

Люди, связанные общей целью, идеей, работой (группы в детском саду, группа изучающая английский язык.)

  1. Закрепление темы.

Определить в стихах на слух слова, с удвоенными согласными хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тона:

Что больше центнер или тонна? (тонна)

Необходима соль и крупы

Чтоб кашу наварить для группы? (группа)

Если в доме много сора

В доме может возникнуть ссора. (ссора)

Приятнее найти под елкой гриб

Чем получить ангину, грипп (грипп)

Замените одним    словом.

- дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея)

- обучение животных (дрессировка)

- рисунки в журнале, в газете, в книгах (иллюстрации)

- Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный … (класс)

- Многим вам она знакома

В ней купаться можно дома,

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (ванна)

- Чтоб каждый телевизор

Работал без каприза,

На крыше непременно

Должна стоять …(антенна)

- Магазин  с сестрой ходили

Все, что надо там купили,

За батон, бутылку сока

Заплатили деньги в … (кассу)

  1. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Эффективное использование мультимедийных средств в решении орфографических задач

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подраст...

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Презентация "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...

Использование электронных словарей как средство решения познавательных задач

Аннотация: Использование возможностей смартфона и компьютера для обучения учеников 4-го класса работе с электронными словарями. Работа со словарем решает познавательные задачи: развитие речи; обогащен...

Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных"...