Эффективное использование мультимедийных средств в решении орфографических задач
материал на тему
Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Это объективное явление необходимо учитывать в процессе модернизации образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное использование мультимедийных средств
в решении орфографических задач
Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Это объективное явление необходимо учитывать в процессе модернизации образования.
Сегодня появились целые самодостаточные медиасреды, которые вступают в противоречие с устоявшимися в педагогике средствами и методами воздействия на развивающуюся личность. К сознанию целого поколения можно «достучаться» лишь через Интернет, чаты, sms- и mms-сообщения, теле- и радиоэфир – в этом убеждены многие психологи и педагоги. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий учителем для повышения эффективности преподавания. Обычно под ИТ понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. Использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- систематизировать усвоенные знания;
· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
· приобщение школьника к достижениям информационного общества;
- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход;
- изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
- повысить качество наглядности;
- облегчить труд учителя.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Обязательно внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3—4 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентируется и составляет не более 10—15 минут. В течение урока проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.
Информационные и коммуникационные технологии на уроках русского языка представлены в виде:
- презентации в Power Point;
- текстовые редакторы;
- электронные таблицы;
- электронные учебники;
- игровые программы;
- тесты.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
- Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
- Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
- Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы для объявления темы урока, при объяснении нового материала, как информационно – обучающее пособие и для контроля знаний обучающихся.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков русского языка мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. Эти презентации я создаю сама или пользуюсь уже имеющимися. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Для построения контрольно - тренировочных программ по русскому языку прежде всего необходимо решить вопрос о том, какие программные темы целесообразно отобрать для изучения с помощью компьютера. Предпочтение отдается обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных» правил, то есть правил, имеющих один и тот же опознавательный или дифференцирующий признак орфограммы. С уверенностью можно сказать, что обобщающие темы помогают систематизировать и оценивать знания обучающихся. Для этого можно использовать уже готовые программы для младших школьников «Хорошо учимся», «Фраза», «Тренажёр по русскому языку». Не менее важное условие – включение теоретических сведений. Объем и характер теоретических сведений должны быть такими, чтобы обеспечить объяснение каждой возможной ошибки. Форма подачи теоретического материала может быть предложена в двух видах:
- Повторение формулировки правил, представленных в учебнике. Такую информацию целесообразно подавать на экран небольшими порциями.
- Наглядное «раскрытие» правила. Графические способы введения теоретического материала могут быть различными. Важно выбрать наиболее целесообразные, облегчающие формирование обобщённых знаний. Возможно использование таблиц, схем, алгоритмов и т.п.
Формулировки заданий для работы на компьютере должны, прежде всего, соответствовать требованиям современной методики и психологии обучения:
- наглядное представление;
- возможность быстрого понимания предъявленного задания, наличие выбора;
- оценка выполнения задания и др.
При формулировке заданий необходимо учитывать, что учащиеся будут работать с клавиатурой. Поэтому предпочтение следует отдавать выборочным, а не конструируемым ответам, что поможет избежать случайных ошибок (опечаток), связанных с недостаточным умением работать на клавиатуре. Для удобства работы с компьютером желательно отдавать предпочтение клавишам-символам (а не буквенным). Целесообразно также использовать «мышь».
Еще одно требование к формулировке заданий – обязательное указание способа введения задания. Оно должно быть кратким и соответствовать формулировкам заданий, представленным в типовых средствах обучения.
Как известно, в методике обучения русскому языку выделяют три основных этапа формирования орфографического навыка:
- нахождение орфограммы;
- выбор соответствующего орфограмме правила;
- применение правила в конкретной ситуации.
С помощью компьютера можно обеспечить работу на всех этих этапах. Вместе с тем следует помнить, что есть ряд заданий, которые не целесообразно (и даже недопустимо) выполнять на компьютере. К ним, например, относятся следующие: объясните выбор выделенных орфограмм; назовите виды орфограмм на месте пропусков букв и скобок; запишите под диктовку и т.п.
Знакомство с учебными игровыми программами у обучающихся моего класса состоялась ещё до начала обучения в школе – во время предшкольной подготовки на курсах, организованных на базе нашей школы. Творческая студия «СОМ.Медиа» выпустила две компьютерных игры «Баба Яга учится читать» и «Пойди туда, не знаю куда», которые дети с удовольствием освоили. Эти программы позволили легко и естественно развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать, подружиться с буквами. Во время обучения, из класса в класс дети встречаются с орфограммой «Безударные гласные». В начальной школе мы рассматриваем два случая – когда гласные требуют проверки и когда их необходимо запомнить. Я хочу показать вам на примере введения во втором классе слова «дорога», как я работаю со словами из словаря.
- Ребятам предлагается отгадать загадки о дороге, решить ребус.
- На их уровне даётся толкование слова.
- Мы обращаемся к истории слова, к его истокам, чтобы построить ассоциации.
- Находим пословицы со словом дорога и даём им объяснение.
- Вспоминаем фразеологические обороты с этим словом. Даём им объяснение.
- Выполняем практическую работу, подбирая к слову однокоренные слова.
- Находим слова близкие по смыслу, объясняем разницу между ними.
Проведя такую работу, дети запомнят правильное написание слова и будут активно использовать его в речи.
В результате применения мультимедийных средств на уроках русского языка обучающиеся стали проявлять наибольший интерес к предмету, повысилась мотивация к обучению, а соответственно произошло повышение уровня обученности, что подтверждают результаты контрольных срезов.
На диаграмме видно что при 100% успеваемости, качество выполнения контрольных работ выросло с 56% до 64%. Поэтому, я считаю, использование данных форм работы полезным и буду продолжать осваивать дальше новые технологии и программы для успешного включения их в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"
Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. как средсво решения орфографических задач".
Презентация точно соответствует разработке урока по данной теме....
Конспект урока русского языка в 4 классе "Решение орфографических задач в разных частях слова"
Урок на личностно - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

"Упражнение в решении орфографических задач",2 класс УМК Гармония
оТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ ПО умк гАРМОНИЯ...

Использование словарей как способ решения орфографических задач
На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы....

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.
Стать грамотным - непростая задача, но по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплиниров...

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической гр...
