Главные вкладки

    рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

    Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pourochno.okruzh_mir.docx54.07 КБ
    Файл poyasnitelnaya_zapiska_okruzhayushchiy_mir.docx23.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Поурочно- тематическое планирование по окружающему миру

    Название раздела и тема урока

    Кол-

    Во

    ча- сов

    Тип урока

    Элементы содержания урока

    Требования к уровню подготовленности учащихся

    Вид контро-

    ля

    ИКТ

    Дата проведения

    план

    факт

    Тема "Что тебя окружает" (уроки № 1 – 2)

    1

    Что такое

    окружающий

    мир

    1

    к

    Что нас окружает. Природа неживая и живая. Человек –часть природы. Общество.

    Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)»,«изделие».Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях.

    Упражнение на классификацию

    объектов природы.

    Минутка игры

    Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры.

    фронталь

    ный, индивиду

    альный опросы

    +

    2

    Бывают ли на

    свете чудеса

    1

    к

    В природе много чудес.

    Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека.

    Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса?». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н.Юрковой «Чудо» (учеб. ч.1, с.12).

    фронта

    ль

    ный, индивиду

    альный опросы

    +

    Тема "Кто ты такой?" (уроки № 3 - 5)

    3

    Все мы - люди

    1

    к

    Я, ты, он, она… Все мы –люди. Человек – живое

    существо, организм. Внешние отличия одного человека от

    других. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет

    человека.

    Рассказ учителя: «Что человеку дает природа».

    Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?».Обсуждение проблемной ситуации:

    «Если бы все люди были

    одинаковые».Работа с рубрикой «Картинная

    галерея».

    Речевая разминка. «Расскажу о себе

    двумя словами».

    Игра «Кто быстрее найдет похожие предметы».

    Дидактические игры «Кто позвал»,«Чудесный мешочек», «Цвет

    предмета». Работа с текстом учебника.

    Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

    Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

    фронт

    +

    4-5

    Наши

    помощники –

    органы чувств

    2

    к

    Органы чувств – наши

    помощники. С их помощью человек воспринимает

    окружающий мир.

    Ориентировка в понятиях "чувство", "ощущение",

    "внешние чувства",

    "обоняние", "осязание".

    Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

    Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

    проект

    +

    Тема "Что такое здоровье"

    6

    Чтобы меньше

    болеть

    1

    к

    Что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это

    делать. Причины некоторых болезней.

    Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?».Работа с иллюстративным

    материалом: причины заболеваний.

    Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».

    Ролевая игра «Мальчик заболел».

    фронт

    +

    7

    Режим дня

    1

    к

    Режим дня как правильное сочетание разных занятий в

    течение дня. Значение

    соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной

    организации жизни человека. Правила организации режима дня.

    Работа в группах: коллективное

    составление памятки «Режим дня

    второклассника».

    Работа с иллюстративным

    материалом и текстами учебника.

    работа в группах

    +

    Тема «Физическая культура»

    8

    Что такое

    физическая

    культура

    1

    интегрир.

    Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура - это движения, занятие физическими

    упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая

    культура - это гигиена и

    закаливание.

    Беседа на тему «Что такое физическая культура» с

    использованием иллюстративного

    материала учебника (ч.1, с.38 - 40) Игры малой подвижности.

    Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    практический

    +

    9

    Закаляться

    может каждый

    1

    к

    Закаливание – необходимое

    условие здорового образа жизни. Правила закаливания:

    постепенность, подходящая

    температура воды и воздуха,непрерывность и др.

    Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

    Составление памятки «Как нужно закаляться».

    Творческое рассказывание по картинке.

    фронт

    тест

    +

    Тема «Почему нужно правильно питаться» (уроки № 10 – 12)

    10

    Что такое

    правильное

    питание

    1

    к

    Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог

    нормально расти и

    развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями.

    Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.

    Работа со схемой «Почему нужно

    правильно питаться».

    Проведение опытов по определению состава продуктов.

    фронт

    +

    11

    О витаминах

    1

    к

    Кроме питательных веществ организму требуются витамины. При их недостатке

    организм слабеет и больше подвергается разным болезням.

    Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» .

    Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?»

    проект

    +

    12

    О правилах

    питания

    1

    к

    Чтобы быть культурным

    человеком, нужно знать

    правила приема пищи и

    поведения за столом. Незнание этих правил может привести к

    неприятностям и даже к

    болезням.

    Работа с рубрикой «Обсудим вместе».

    Ролевая игра «Приглашаем в гости».

    Составление памятки «Как вести себя за столом».

    фронт

    тест

    +

    Тема «Почему нужно быть осторожным» (уроки № 13 – 14)

    13

    Правила

    дорожного

    движения

    1

    к

    Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное

    поведение. Выполнение

    правил дорожного движения спасает человека от многих

    неприятностей. Знаки

    дорожного движения -

    запрещающие,

    предписывающие и

    предупреждающие.

    Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком».

    Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».

    коллективная работа

    +

    14

    Чтобы избежать

    неприятностей

    1

    к

    Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми.

    Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?».

    Дидактическая игра «Мой адрес»

    дидактическая игра

    тест

    +

    Тема «Можно ли изменить себя» (урок № 15)

    15

    Зачем

    изменять себя

    1

    к

    Человек многое может и

    умеет. Он может не только научиться читать и писать, решать математические

    задачи, но и управлять своим поведением.

    Беседа «Дадим друг другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек»

    фронт

    +

    Тема «Кто живет рядом с тобой» (уроки № 16 – 18)

    16

    Что такое семья

    1

    к

    Семьи бывают разные и

    различаются по числу

    поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга.

    Создание рисунка-плаката «Моя семья».

    Работа с учебником и

    иллюстративным материалом.

    творческая работа- рисунок

    проект

    +

    17

    Домашнее

    хозяйство

    1

    к

    Кто в семье занимается

    домашним хозяйством и

    может ли член семьи сказать: «Это -не мое дело». Какие обязанности может исполнять

    второклассник в семье.

    Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог?»

    Решение логических и творческих задач.

    Работа с учебником.

    Конкурс кулинаров.

    анкетирование

    +

    18

    Семейный

    досуг

    1

    к

    Члены дружной семьи

    проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи.

    Работа с иллюстративным

    материалом.

    Работа с рубрикой

    «Картинная галерея».

    Рассказ учителя о старинных играх и забавах.

    творческая работа

    +

    Тема «О правилах поведения» (уроки № 19 – 21)

    19

    Какие бывают

    правила

    1

    к

    Правила культурного

    поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила

    бывают разные и их нужно соблюдать.

    Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают

    правила». Сочинение: «Три истории о Васятке».

    Ролевые игры: «Театр»,

    «Библиотека».

    творческая работа

    +

    20

    Умеем ли мы

    дружить?

    1

    к

    Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно

    знать и выполнять правила дружбы.

    Чтение и обсуждение историй о детях.

    Составление памятки «Правила дружбы»

    работа в парах

    +

    21

    Умеешь ли ты

    общаться?

    1

    к

    Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть,

    Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и

    жесты. Моделирование: «Какими бывают жесты». поэтому их нужно избегать.

    фронт

    тест

    +

    Тема «Россия – твоя Родина» (уроки № 22 - 34)

    22

    Родина – что

    это значит?

    1

    к

    Слова «родина», «отечество»,«отчизна», «родная сторона» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Российская Федерация – наша Родина.

    Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    Рассказ-описание «Моя родная земля».

    фронт

    +

    23

    Города России

    1

    к

    В каждом городе есть

    достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым.

    Путешествие по городам России.

    фронт

    +

    24

    День России

    1

    к

    12 июня – День России. День рождения Российской

    Федерации –свободного

    демократического

    государства, главный

    праздник страны. Глава

    нашего государства –

    президент.

    Рассказ учителя о нашем

    государстве.

    Рассматривание государственной

    символики России.

    фронт

    +

    25

    Родной край –

    частица

    Родины

    1

    к

    Россия – наша Родина.

    Каждый край чем-то

    знаменит. Наш край:

    памятные места, названия улиц, памятники...

    Экскурсия: в краеведческий музей,

    по улицам города и др.

    фронт

    +

    26

    История

    рассказывает о

    прошлом

    1

    к

    История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай.

    Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни.

    Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом.

    фронт

    +

    27

    Как Русь

    начиналась

    1

    к

    Предки русских людей –

    славяне. Первые их поселения появились в пятом веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения.

    Упражнение: вспомним римские цифры.

    Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    Работа с текстом учебника.

    фронт

    +

    28

    О труде

    славян

    1

    к

    Основные занятия славян: охота, рыболовство,

    земледелие, скотоводство.

    Элементарные сведения об

    истории развития земледелия.

    Чтение и обсуждение текста учебника.

    Игровая минутка.

    Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

    исследовательская работа

    +

    29

    30

    Первые

    русские князья

    1

    к

    Чтобы защищать свои земли от нападения, славяне объединялись. Во главе такого

    объединения стоял князь. В истории нашего государства было много мудрых правителей, которые заботились о благе Руси.

    Работа с текстом учебника. Рассказ учителя о князе Олеге. объединялись. Во главе такого объединения стоял князь. В истории нашего государства

    было много мудрых правителей, которые заботились о благе Руси.

    Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    исследовательская работа

    +

    31

    Мы –

    граждане

    России

    1

    к

    Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства,

    оно предоставляет ему права. Ребенок как гражданин тоже имеет права.

    Рассказ учителя (с использованием

    иллюстративного материала) о правах граждан страны.

    Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

    фронт

    +

    32

    Как трудятся

    россияне

    1

    к

    Человек стал человеком, когда

    начал трудиться. Труд

    необходим для жизни и

    благополучия людей. Труд создает ценности культуры.

    Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?».

    Работа со схемой «Зачем человек трудится».

    Беседа на тему «Хлеб – всему голова».

    фронт

    +

    33

    Все профессии

    нужны…

    1

    к

    В мире много разных

    профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом.

    Экскурсия на сельскохозяйственное

    или промышленное предприятие. Встреча с родителями –

    представителями разных профессий.

    фронт

    +

    34

    Знаменитые

    города России

    1

    к

    Москва и Санкт-Петербург – самые знаменитые города

    России. Их знают не только все россияне, но и люди разных стран мира.

    Беседа «Как можно узнать о прошлом города?», Работа с рубрикой «Картинная

    галерея». Игра - путешествие по Москве

    (Санкт-Петербургу).

    исследовательская работа

    тест

    +

    Тема «Твое первое знакомство со звездами» (уроки № 1— 3)

    1 (35)

    Солнечная

    "семья"

    1

    к

    Звезды имеют разный цвет.

    Солнце – глава большой

    Солнечной «семьи». Что думали

    о строении Солнечной системы

    люди разных эпох.

    Учебный диалог: «Почему

    люди смотрят на звезды?»

    Работа с текстом и схемами

    учебника. Работа с рубрикой

    «Картинная галерея»

    фронт

    +

    2 (36)

    Земля - планета

    Солнечной системы

    1

    к

    Земля отличается от других

    планет Солнечной системы.

    Условия жизни на Земле. Луна –

    спутник Земли.

    Беседа «Что мы знаем о

    нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны.

    Опыт «Солнце-Луна-Земля».

    фронт

    проект

    +

    3 (37)

    Глобус – модель

    Земли

    1

    к

    О чем рассказывают цвета

    глобуса? Чего больше на Земле –

    суши или воды?

    Практическая работа с

    глобусом

    практическая работа

    +

    Тема «Царства живой природы» (уроки № 4 — 5)

    4 (38)

    Бактерии

    1

    к

    Четыре царства живой природы.

    Кто такие бактерии?

    Дидактическая игра «Царства

    живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии».

    дидакт.игра

    +

    5 (39)

    Грибы

    1

    к

    Что такое грибы? Какие бывают

    грибы? Все ли грибы съедобны

    для человека?

    Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника.

    Рисование схемы «Строение

    гриба». Работа с рубрикой

    «Картинная галерея».

    творческая работа

    +

    Тема «Жизнь животных» (уроки № 6 — 10)

    6 (40)

    Какие животные

    живут на Земле

    1

    к

    Разнообразие животного мира

    на планете «Земля»: черви, паукообразные, моллюски,

    иглокожие, земноводные,

    пресмыкающиеся, птицы,

    млекопитающие, рыбы,

    ракообразные (общее

    представление).

    Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле» (работа с иллюстративным материалом).

    Описательный рассказ

    «Расскажу о животном».

    игра-путешестввие

    +

    7 (41)

    Как животные

    воспринимают мир

    1

    к

    Какие органы чувств есть у

    животных. Кто из животных

    лучше видит и слышит? Зачем

    животным обоняние? Зачем

    животным нужно быстро

    бегать? Зачем животному

    хвост?

    Игра: «Как определить качество предмета?» Чтение и сравнение текстов.

    Ответ на вопрос: «Какие органы чувств есть у животных?» Учебный диалог: «Если быстро бегать…».

    Минутка вопросов и ответов.

    фронт

    +

    8 – 9

    (42-43)

    Как животные

    защищаются,

    питаются, строят

    жилища

    2

    к

    Способы защиты животных от

    врагов. Питание животных:

    хищники, всеядные,

    растительноядные. Что

    помогает животному добывать

    пищу. Зачем животные строят

    жилища

    Учебный диалог «Как животные защищаются». Работа с иллюстративным материалом учебника. Игра «Соберемся в группы».

    Составление схемы «Жилища

    животных»

    работа в парах

    +

    10 (44)

    Животные

    воспитывают

    потомство

    1

    к

    Кто из животных воспитывает

    свое потомство? Игра для

    зверят – ученье.

    Наблюдение: игра котенка

    (щенка). Работа с текстом учебника.

    Рассказ учителя «Умеют ли

    животные общаться?»

    фронт

    тест

    +

    Тема «Жизнь растений» (уроки № 11 — 13)

    11 (45)

    Какие бывают

    растения

    1

    к

    Мир растений разнообразен:

    водоросли, хвойные,

    лишайники, цветковые.

    Разнообразен и внешний вид

    растений.

    Игра-путешествие «Растения

    планеты Земля». Подготовка схем:

    « Какие бывают растения» и

    «Части растения».

    игра- путешествие

    +

    12 (46)

    13 (47)

    Органы растения и их

    значение для его

    жизни

    2

    к

    Зачем растению листья,

    корни, стебли, цветки и

    плоды?

    Беседа «Какие части есть у

    растения». Работа с иллюстративным

    материалом учебника

    фронт

    +

    Тема «Лес и его обитатели» (уроки № 14 — 24)

    14. (48)

    Что такое лес?

    1

    экскурсия

    Лес – многоэтажный дом.

    Внешний вид и особенности

    деревьев, кустарников, трав.

    Экскурсия в лес. Сравнение

    «жителей» разных этажей леса.

    Работа с иллюстративным

    материалом и текстами учебника. Создание рисунка- схемы.

    Работа с рубрикой

    «Картинная галерея».

    творческая работа в парах

    +

    15 (49)

    Как развивается

    растение

    1

    к

    Растение можно вырастить из

    семени, посадив его во

    влажную землю и создав

    необходимые условия для его

    роста и развития. Со дня

    посадки растение изменяется;

    его развитие происходит так:

    появляется стебелек,

    листочки, позже растение

    зацветает и дает плод и

    семена.

    Опыт с семенами бобовых.

    Наблюдения и фиксация их

    результатов в рисунке-схеме.

    исследовательская работа- опыт

    +

    16 (50)

    Деревья леса.

    1

    к

    У каждого дерева есть свой

    «паспорт», в котором

    отражаются особенности этого

    растения.

    Проектная деятельность

    проект

    +

    17 (51)

    Кустарники леса

    1

    к

    Кустарники – это обычно

    второй ярус леса. Они

    отличаются от деревьев и

    трав.

    Экскурсия. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина).

    Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Проектная деятельность.

    исследовательская работа

    +

    18 (52)

    Травянистые

    растения леса

    1

    к

    Травянистые растения

    располагаются на нижнем

    ярусе леса. Они отличаются от

    деревьев и кустарников:

    имеют мягкий низкий стебель,

    мелкие листья и цветки. Их

    жизнь тесно связана с

    растениями других «этажей»

    леса.

    Работа с гербарием и иллюстративным

    материалом. Чтение и обсуждение текста

    учебника.

    работа в парах и группах

    +

    19 (53)

    Лесная аптека

    1

    к

    Многие растения леса

    лекарственные.

    Учебный диалог: «Лесная

    аптека» (работа с таблицей)

    Проектная деятельность

    проект

    +

    20 (54)

    Звери леса

    1

    к

    Животные (каждый по своему)

    приспособились к жизни в

    лесу. Внешний вид птиц,

    зверей и других животных

    позволяет им быть

    незаметными среди растений

    леса. Одни животные строят

    жилища на земле, другие – на

    деревьях, третьи – глубоко под

    землей.

    Дидактическая игра «Кто больше?».

    Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» (с использованием иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук».

    Работа с рубрикой

    «Картинная галерея».

    дидактическая игра

    +

    21 (55)

    Птицы – лесные

    жители

    1

    к

    Особенности строения тела

    птицы и ее поведения.

    Значение перьевого покрова

    тела в жизни птиц, причины

    сезонных изменений в их

    жизни.

    Решение проблемной ситуации «Зачем птице перья?»

    Работа с текстами учебника.

    Рассказ учителя: истории из

    жизни птиц.

    фронт

    +

    22 (56)

    Ужи – обитатели леса

    1

    к

    Ужи – самое многочисленное

    семейство среди

    пресмыкающихся.

    Особенности внешнего вида и

    повадок змей. Правила

    поведения при встрече со

    змеей.

    Рассказ учителя «Ужиное семейство».

    Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий.

    Ролевая игра «Неожиданная

    встреча»

    ролевая игра

    +

    23 (57)

    Насекомые леса

    1

    к

    Насекомые – обитатели леса.

    Среди них есть вредные и

    полезные для растений леса.

    По внешнему виду и

    особенностям жизни

    насекомые значительно

    отличаются друг от друга, но

    всех их объединяют

    отдельные общие признаки.

    Рассказывание: насекомые, какие они разные. Классификация рисунков:

    полезные и вредные насекомые леса.

    работа в парах

    +

    24 (58)

    Мы пришли в лес…

    1

    к

    Правила поведения в лесу.

    Составление коллективной

    памятки «Правила поведения

    в лесу» (работа в группах).

    работа в группах

    тест

    +

    Тема «Водоем и его обитатели» (уроки № 25 — 29)

    25 (59)

    Путешествие

    капельки

    1

    к

    Вода – одно из самых важных

    в природе веществ. Она имеет

    разные состояния: жидкое,

    твердое, газообразное. Без

    воды жизнь невозможна. Вода

    в природе совершает

    круговорот.

    Учебный диалог: «поговорим о воде».

    Построение рисунка-схемы

    «Вода и ее состояния».

    Чтение и обсуждение текста

    «Путешествие капельки».

    работа в парах

    +

    26 (60)

    Свойства воды

    1

    к

    Свойства воды можно

    установить с помощью

    различных опытов.

    Опыты: определение свойств

    воды.

    опыт

    +

    27 (61)

    Рыбы – обитатели

    водоемов

    1

    к

    Водоемы бывают разные, в

    каждом обитают животные,

    которые приспособились жить

    в этих условиях. Особенности

    рыб как обитателей водоемов.

    Учебный диалог: «Обитатели

    водоемов». Наблюдение за рыбой в

    аквариуме. Работа с текстами и

    иллюстративным материалом

    учебника. «Минутка для

    любознательных».

    фронт

    +

    28 (62)

    Пресный водоем.

    Обитатели пресных

    водоемов.

    1

    к

    Река – пресный водоем. Рыбы,

    выдра, бобр и другие

    животные приспособились к

    жизни в пресных водоемах.

    Разнообразны растения

    пресных водоемов.

    Обсуждение текста «Река – пресный водоем». Работа с иллюстративным

    материалом «Животные пресных водоемов». Работа в группах: растения

    пресных водоемов.

    работа в группах

    +

    29 (63)

    Болото

    -естественный

    водоем

    1

    к

    Как образуются болота.

    Растения и животные болот.

    Рассказ учителя: «Болото – водоем».

    Работа в парах: «Животные и растения болот». Построение цепи питания.

    Обсуждение проблемного вопроса: «Почему природе нужны все?»

    работа в парах

    тест

    +

    Тема «Луг и его обитатели» (урок № 30)

    30 (64)

    Растения

    и животные луга

    1

    экскурсия

    Луг – сообщество животных и

    растений. Они приспособлены

    к жизни в условиях луга. Есть

    ли на лугу ярусы? Какие

    растения и животные обитают

    на лугу и почему?

    Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два сообщества: лес и луг

    (сходство, различия).

    Работа с текстами учебника.

    фронт

    +

    Тема «Поле и его обитатели» (урок № 31)

    31 (65)

    Растения

    и животные поля

    1

    к

    Поле – сообщество, за которым

    ухаживает человек. Какие

    растения относятся к зерновым

    культурам.

    Работа с гербарием: зерновые культуры.

    Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания?

    работа в парах

    тест

    +

    Тема «Сад и его обитатели» (урок № 32)

    32 (66)

    Растения

    и животные сада

    1

    к

    Сад – сообщество растений и

    животных. Размножение

    садовых культур.

    Работа с текстами и иллюстративным

    материалом учебника

    фронт

    +

    Тема «Природа и человек» (уроки № 33 — 34)

    33 (67)

    Будем беречь природу

    1

    к

    Человек – часть природы.

    Красная книга России.

    Рассказ учителя «Человек и природа».

    Составление памятки: «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!»

    (учебник, ч. 2, с.151 -152)

    работа в группах

    +

    34 (68)

    Итоговый урок

    1

    контрольный

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    К.р.

    +



    Предварительный просмотр:

    Программа окружающий мир.

    Пояснительная записка.

          Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия ФГОС начального образования (2009г.) по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в 4-летней школе в образовательном учреждении любого типа.

          Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе- представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологические грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

           В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно- нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

          Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

            Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

    1. готовность и  способность к саморазвитию и самообучению;
    2. высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценки;
    3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

         Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

    1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чуства гордости за национальные достижения;
    2. воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
    3. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
    4. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

            Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

    1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
    2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
    3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение) ;
    4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
    5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

           В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержание обучения и конструировании  его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредматных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

    1. под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
    2. под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
    3. под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

        Особое место метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

          На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

          Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса- определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

    1)организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыта и пр.);                 2)усиление внимания  к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

            Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты ( на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предложения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

          Программа предусматривает проведения уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все 4 года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.

            Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1класс- 66 часов, 2класс- 68 часов, 3 класс- 68 часов, 4 класс- 68 часов. Распределение часов по темам условно,  учитель по своему усмотрению может изменить их соотношение.

          К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

    Планируемые результаты обучения.

    К концу обучения во 2 классе учащиеся научаться:

    1. составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
    2. называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
    3. оценивать жизненную ситуацию, а также представлению в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
    4. различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
    5. характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
    6. называть царства природы;
    7. описывать признаки животного и растения как живого существа;
    8. моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
    9. различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
    10. устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
    11. описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
    12. сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их  обитания.

    К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:

    1. «читать» информацию, представленную в виде схемы;
    2. воспроизводить в небольшом рассказе-  повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
    3. ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
    4. проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
    5. приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности). 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

    рабочая программа технология 2 класс ФГОС

    Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

    Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

    Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

    Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

    Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

    Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

    рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС окружающий мир

    рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС окружающий мир...

    рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС окружающий мир

    рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС  окружающий мир...