Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит младших школьников с историческими и политическими предпосылками крещения Руси. Содержит богатый воспитательный потенциал (Князь Владимир до и после крещения, как изменилась Русь с принятием христианской веры).

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ общеобразовательного типа «Православная гимназия №2 Централизованной религиозной организации « Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

г. Рославль Смоленская область

                  «Князь Владимир. Крещение Руси».

 (Бинарный урок окружающего мира и ОПК в 4 классе.

УМК «Гармония».)

                                                                     

                                                                   Учитель начальных классов

                                                              высшей квалификационной категории

                                                             Игнатова Вероника Васильевна.

                                                          2013 год

Цели:

- актуализировать знания детей об исторической  и политической обстановке Киевской Руси до крещения;

-ознакомить с житием св .равноап. князя Владимира;

-ознакомить с историческим фактом крещения Руси в 988 году;

-довести до понимания уч-ся историческую и культурообразующую роль православной веры для русского народа;

-развивать  умение самостоятельно работать с источниками информации (учебником);

-воспитывать сознательное отношение к православной вере, верованиям других народов;

-на примере жития князя Владимира воспитывать стремление к жизни в православии, любовь к Родине.

Оборудование:

-репродукция картины Васнецова «Три богатыря»;

-репродукция картины Васнецова «Крещение Руси».

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Проверка д.з.

-Ребята, на прошлом уроке мы начали  разговор о Древней Руси, о том, как возникла Киевская Русь, почему её так назвали. Первый вопрос домашнего задания: «Каким был общественный строй в Древней Руси?»

(Отвечающий вывешивает таблички: род, община, племя).

-Второй вопрос: «Сколько веков назад Русь была именно такой?»

-Третий вопрос: «Как и когда возникла Киевская Русь?»

-Четвёртый вопрос: «Что такое «Гардарики»?»

3.Подготовка к восприятию.

-Итак, Русь стала довольно большим объединением племён. Во главе стоял князь. После Святослава Киевской Русью правил его сын, внук князя Игоря и княгини Ольги, князь Владимир.

Князь Владимир родился очень давно, более 1000 лет назад. На земле русской тогда ещё жили языческие народы, которые поклонялись идолам. Что такое язычество?

-Многобожие...

-Славяне верили и поклонялись различным богам: неба, солнца, молнии, грома и т.д.  Верили они в духов: домового, водяного, лешего…Души утонувших девушек якобы становились русалками. Не было на Руси храмов, были капища, на которых приносились жертвы идолам.

В центре столицы - Киеве стояла кукла главного бога - Перуна. Это был идол с серебряной головой и золотыми усами. Ему приносили жертвы, часто человеческие. Сам Владимир был ярым язычником: верил в идолов, любил пиры и войны. Его боевая дружина состояла из опытных воинов-варягов. Однажды произошёл случай, потрясший Владимира и заставивший его изменить свои взгляды на веру. В 983 году после очередных воинских успехов жители Киева пожелали отблагодарить своих богов человеческими жертвами. Был брошен жребий. Он пал на прекрасного лицом и душою юного варяга  Иоанна, сына христианина Феодора. Владимир любил и ценил отца и сына как умных, добрых людей и отважных воинов. Отец был возмущён  требованиями толпы, вступился за сына и стал говорить о заблуждениях язычников. Народ в ярости убил обоих.

В этот день князь не помешал своему народу расправиться с христианами. Он был язычником и считал: приносить человеческую жертву богам - дело обычное. При его отце так поступали, при дедах и прадедах.

Однако с этого момента что-то в князе переменилось. Бывало, устроит он пир, приглашённые веселятся, а он печален. Стоят перед глазами светлые лица мучеников, в ушах звенят укором слова: «Нас-то за что? Разве мы враги твои?»

«Неужели и впрямь поклоняться идолам- грех и великое заблуждение?-размышлял Владимир.-Но как отказаться от исконной веры? Что, если Бог христиан не станет помогать? Впрочем, бабушка Ольга приняла христианскую веру, не испугалась».

Давайте совершим путешествие в те далёкие времена и посмотрим, что же было дальше.

4.Изучение нового материала.

Инсценировка «Как князь Владимир веру выбирал».

(Участвуют уч-ся класса).

ЯВЛЕНИЕ 1

Князь Владимир и Добрыня беседуют вдвоем.
Добрыня. Что невесел ты, князь? Что задумался?
Кн. Владимир. И сам не знаю, Добрынюшка. (Пауза.) Забыть не могу, как погиб Федор-варяг, любимый мой дружинник. Не выходят из головы у меня слова его: «Перун ваш — кукла деревянная! Иду к Богу истинному, в жизнь вечную!» А кто этот истинный Бог? Ты знаешь, мне и самому-то не очень верится, что Перун наш всем миром управляет… В других странах тоже по-другому верят.
Добрыня. Как по-другому?
Кн. Владимир. Верно, я сам не знаю, да я велел привести к себе знающих людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся… (Пауза.) Да вот, кажется, и идут они.
Входят персиянин в халате, чалме, еврей, тоже в длинной одежде, маленькой шапочке, с боковыми длинными локонами, и греческий монах в длинной черной одежде и клобуке. Все трое кланяются князю, каждый по-своему.
-Спасибо, что пришли по моему зову. Хочется мне знать, как вы в Бога верите, какому Богу поклоняетесь, как по - Божьи живете?
Магометанин. Велик, един Бог наш Аллах, Магомет Пророк Его!
Кн. Владимир. Что един Бог у вас — это хорошо, а жить-то, как Он вам велит?
Магометанин. Святое дело — убивать врагов Аллаха, пять раз в день надо кланяться ему до земли, поститься надо и не пить вина.
Кн. Владимир. Что-то скучная твоя вера, убивать да кланяться и пировать нельзя… А я веселье люблю.
Еврей. И мы, князь, верим во единого Бога, который сотворил весь мир, все, что в нем. Выбрал нас Бог своим народом и дал нам десять законов, которые мы должны соблюдать: любить Бога и людей, не лгать, не убивать, не обманывать, почитать родителей, а каждый седьмой день не работать, а отдавать Богу.
Кн. Владимир. Что же? Эта вера как будто получше. А где же страна ваша?
Еврей. За грехи наши отнял от нас Бог нашу страну и рассеял нас по всему миру.
Кн. Владимир. Как же быть-то? Ведь если мы теперь вашу веру примем, так, может быть, ваш Бог и у нас страну отнимет? А мы хотим всей нашей страной Богу служить… (Обращаясь к греку.) Что же ты мне о вашей вере расскажешь? Знаю я, что полюбила ее бабушка моя, княгиня Ольга.
Грек. И мы, князь, верим в единого Бога, который все сотворил. Но мы знаем, что Бог так любит людей, что Он Сам взял на Себя пострадать за наши грехи, отдал жизнь свою за нас, умер и победил смерть и дал этим нам вечную жизнь. К этой вечной жизни мы и готовимся, пока живем на земле. Посмотри, князь! (Развертывает перед князем длинный свиток с картиной. Пауза. Князь Владимир сидит задумавшись. Все три посла стоят.)
Рассказчик (читает). Долго длилась беседа князя Владимира с приехавшими учеными. Сильно подействовали на него слова грека, но он все-таки не мог решить, какая вера лучше. И пришло ему на мысль послать своих людей объездить разные страны, посмотреть, какие там веры.

-О каких 10 законах говорит философ в сценке?

-О 10 заповедях.

-Перечислите их.

-А зачем их соблюдать?

ЯВЛЕНИЕ 2

Князь Владимир, Добрыня.

Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда . Уж несколько месяцев, как они отправились.
Кн. Владимир. Извелся я, их дожидаючись! Ведь все другие вернулись — и от кесаря римского, и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам…
Добрыня. Может быть, лучше нам остаться с нашими старыми Богами?
Кн. Владимир. Да уж, раз веры в них у меня нет, как с ними оставаться?
За сценой слышны крики: «Едут… Едут…»
-Слушай, будто кричат. (Владимир, Добрыня вглядываются вдаль.) Отсюда далеко видно!
Добрыня. И правда, наши ладьи — как лебеди плывут! Дружинники. Наши! Наши! Плывут! Сейчас причаливать будут!
Если при постановке пользуются занавесом, его надо на минуту задернуть. Если занавеса нет, говорит рассказчик.
Рассказчик. Скоро явились к князю Владимиру вернувшиеся из Царьграда послы. Входят три посла. Кланяются князю Владимиру.
Послы (вместе). Здравствуй, князь-государь! Рады мы вернуться домой!
Кн. Владимир. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошо ли съездили? Хорошие ли вести привезли?
1-й посол. Радостью полны сердца наши, князь!
2-й посол. Радость великую привезли мы тебе!
Кн. Владимир. Говорите, говорите скорей!
3-й посол. Пришли, князь, мы к грекам, и повели они нас в храм свой большой, где служат они Богу!
2-й посол . И не знали мы, на небесах ли мы находимся, или на земле! Сам Бог пребывает с ними, когда они там молятся.
1-й посол. Не можем забыть мы той красоты, что видели в храме Святой Софии, Премудрости Божьей.
3-й посол. Когда вкусит человек сладкого, не захочет он есть горького. Нельзя нам теперь другой веры держаться!
Добрыня. Если бы православная вера не была истинная, не приняла бы ее, князь, твоя бабушка, мудрая княгиня Ольга!
Кн. Владимир (встает, выходит вперед и говорит торжественно). Чует, чует сердце мое, что нашли мы сокровище бесценное, веру истинную… Решился я, други, еду в греческую страну добывать веру православную для нашей Руси!
Занавес.
Рассказчик. И собрал князь Владимир войско свое, и пошел в страну греческую. Там принял он святое крещение, взял в жены Анну, сестру императоров, и вернулся в Киев, чтобы крестить свой народ и обучить его вере христианской православной. 

-Итак, князь Владимир выбрал веру. Посмотрите, как это было (беседа по картине «Как князь Владимир веру выбирал»).

-Что необычного в изображении князя?

-Нимб.

-Что это значит?

-Князь Владимир причислен к лику святых.

-Церковь причислила Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается православным народом 28 июля.

-А как вы относитесь к князю Владимиру? (Выслушиваются ответы детей, затем читается сочинение).

-Послушаем сочинение о князе. (Читает уч-ся класса - автор сочинения)

Князь Владимир.

   Жил на Руси Владимир. И был он язычником: поклонялся богам и идолам, любил пиры и войны.  Но однажды, когда его избрали князем, он подумал о том, какая вера правильная и послал послов в разные страны. Послы вернулись, и стали рассказывать, о каких верах узнали. Они предлагали разные веры, но Владимир выбрал православную: веру во Иисуса Христа.

   Узнав об этой вере, князь Владимир поехал креститься в Херсонес. По дороге он ослеп. Когда приехал Владимир в Херсонес и окрестился, то снова прозрел. Вернувшись в свой город, князь привез иконы, мощи святых, священные книги. Он стал готовить Русь к принятию христианской веры. Князь не заставлял, а убеждал народ креститься.

И вот наступил один из дней 988 года - день крещения Руси. Когда люди вошли в реку Днепр, митрополит Михаил со священниками начали молиться. Начало было положено. Очень многие в тот день на земле приняли Святое Крещение, а  на небесах была, наверное, великая радость о спасении стольких душ!

Князь полностью изменил свою жизнь, став христианином. Он заботился о бедных и несчастных, старался судить справедливо, не гордился тем, что он князь. Он любил наш народ всей душой и смог сделать его сильным и независимым. С принятием христианской веры на Русь пришли сострадание, доброта, прощение, любовь к ближним. Народ отвечал любовью на любовь своего князя, за доброту и ласку прозвал его Владимир - Красное Солнышко, складывал о нём былины!

Я уважаю князя Владимира. Если бы не он, и я бы не знала ничего о православии. Наверное, очень трудно резко менять свою жизнь. А Владимир Красное Солнышко сделал это. Он не только изменился сам, но и народ смог повести за собой. Так умер язычник и родился святой равноапостольный великий князь Владимир - князь великого русского народа.

                                                                              Головинская Варвара, 3 класс,

                                                                 Православная гимназия №2 г. Рославля.

-Откройте учебники на стр.46,прочитаем, когда же была крещена Русь?

-А что это дало Руси? (стр.47). Прочитайте про себя и ответьте на вопрос. (Выслушиваются ответы детей, затем учитель обобщает).

-Прошло чуть более 10 лет, и Русь стала православной страной. Совсем недавно грамотных людей на Руси почти не было. Теперь же детей начали учить счёту и письму. А ещё князь Владимир учреждал больницы и богадельни, отпускал на волю рабов и выкупал должников и пленных. Он боялся причинять зло, за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе он стал устраивать трапезы для нищих и голодных, больным развозили пищу по домам. И каждый житель страны любил великого князя, потому что знал: никого из своих подданных он не позволит обидеть. По повелению князя строились храмы, русские мастера чему-то учились у византийских, но много было и своего - русского, родного, национального. На Руси зарождалось уникальное русское зодчество.

Песня «Мастера».  (Исполняет приглашённая на урок девочка-солистка).

5.Итог урока.

-Запомнили ли вы, кто погиб за веру в истинного Бога ещё до крещения Руси?

-Воины-варяги:отец и сын.

-Их звали  Иоанн и Фёдор. Церковь установила день их памяти-25 июля. Народ почитает их как первых христиан-мучеников.

-Кто в княжеской семье первым принял крещение?

-Княгиня Ольга-бабушка Владимира.

-Ребята, как вы считаете, является ли Русь глубоко православной сегодня?

-Где сегодня мы встречаемся с язычеством?

-Какой выбор сделает каждый из нас сегодня-православие или язычество? Кто желает высказаться?

-В итоге наших рассуждений мне хотелось бы прочитать слова Ф.М.Достоевского:

Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

...кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...

Бинарный урок окружающий мир и музыка 3 класс "19 век - золотой век русской культуры"

Создание у учащихся представлений о российской культуре 19 века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; продолжить формирование общего понятия о культуре к...

Конспект урока «Принятие христианства на Руси» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование у обучающихся культурного  наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин принятия христианства.Планируемые ...