Урок ОМ 4 класс по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок  знакомства с героической историей нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikaya_otechestvennaya_voyna.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Великая война и Великая Победа

Цели: 1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.

2. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны.

Повышение информационной культуры учащихся.

3. Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма.

Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку,

запись песни "Священная война", видеоролик: "День Победы" , слайды; рисунки; репродукции картин с изображени ем событий Великой Отечественной войны. 

Ход    урока

I. Организационный момент

Ребята. Мы сегодня опять отправляемся в страну знаний, чтобы узнать что-то новое о жизни нашей страны. А сейчас настроимся на работу и вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках.

II. Проверка домашнего задания

  1. Блиц-опрос по теме: "Страницы истории 20 - 30 годов" - Слайд.

Индивидуальная работа по карточке: (Паша)

III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперед и попадем в год очень тяжелый для нашей страны .
– Прослушайте грамзапись и определите на пороге, какого события нашей истории мы находимся?

Звучит «Священная война» (муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача). Слайд

1. Как понять слова песни? Что является священным долгом советского человека? (Встать на защиту своей Родины.)
2. Как называлась священная война ХХ века?
 (Отечественная.)
3. Что это значит отечественная война?
(За свое Отечество поднялся весь народ.)

– С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? Слайд.
Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

Слайд№
– Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар, на нашу страну. Напа дение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель. От Советского Союза должно бы ло остаться только воспоминание.

– Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали?

– Предположите, почему сорвались планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

– Фашисты нацелили главные удары по 3-м направлениям. Назовите их.

1. На север  - Ленинград
2. Центр - главный удар Москва
3. На юг -  к Черному морю.

– Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

 Брестская крепость – слайд №
Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. И все же враг двигался вперед. После ожесточенных упорных боев фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперед.

Силы были неравны. В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: тан ков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз толь ко приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.  слайд

Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре фашисты окружили Ленинград.  Началась блокада города.

Кто из вас знает, сколько времени длилась блокада Ленинграда?

Беспример ной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

 "За нами Москва!" - слайд.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него не осталось. К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.
Предположите, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город фашисты так не попали).
Сообщение (Мамонова Валерия).

На помощь защитникам Мо сквы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии,  Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столи цы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советски ми войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Крас ной Армии. Однако до победы было еще далеко.

– Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала и Сибири из Средней Азии и с Дальнего Востока.)
– Что же произошло?
– Какой прозвучал приказ?
(Контрнаступлении.)
– Объясните, значение этого слова? (Переход от обороны к наступлению с целью разгрома наступающего противника.)
-
В чем значение битвы за Москву? (Советская армия одержала первую большую победу. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Войска от обороны перешли в контрнаступление. Победа под Москвой воодушевила советских людей.)
Летом 1942 года фашист ские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталин града.
Сталинградская битва - слайд.
В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Пленные немцы - слайд
-  В чем значение битвы за Сталинград?
Сталинградская битва переломила ход всей войны. Совет ские войска прогнали врага с родной земли.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за по ражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготови лось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение.

В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском за кончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

- Каково значение курской битвы?

Сражение под Курском за кончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Сообщение Сорокиной В.

Дети войны - слайд

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от раз грома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полно стью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать род ную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников - США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла поч ти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не толь ко выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полковод цев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Коне ва, Н.Ф. Ватутина и других. Тысячи воинов всех национально стей были удостоены звания Героев Советского Союза.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме

1. Продолжение изучения новой темы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Па рад Победы.

Парад победы - слайд

Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгром ленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Ро коссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.

Сообщение Паши Клячева и Кирилла Фролова о прадедушках и прабабушке.

VI. Закрепление пройденного.

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества.

  1. Работа по учебнику. Откройте учебники на стр.140 – 141.  Из названий городов выделите города-герои. Назовите их. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск.)
  2. Работа в тетради на печатной основе. . С. 58, № 1

Запишите дату начала ВОВ, перечислите города – герои.

  1. Работа по выставке книг.

4.  Работа в тетради на печатной основе. Игра « О каком событии говорится в стихотворении?» О Великой Отечественной войне написано много книг, картин, снято фильмов. Прочитайте стихотворные строчки А. Суркова.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (Об обороне Москвы.)

- Запишите.

- Прочитайте стихотворные строчки С. Орлова.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (О битве за Сталинград.)

- Запишите.

- Прочитайте стихотворные строчки О. Берггольца.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт (Об обороне Ленинграда.)

- Запишите.

2. Работа по учебнику. С.142-145

- Прочитайте текст учебника. Выделите основные даты.

5.  Работа с интерактивной доской. (Соотнесите события и даты)

VII. Обобщение.

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)

- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

- Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

- Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

- Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года.)

- Какой была цена Победы? (26 миллионов человек. В руинах ле жали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)

VIII. Подведение итогов урока

- Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?

- Когда мы празднуем День Победы?

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145).

Выполнить задания № 5, 6 в рабочей тетради (с. 60).

Курган Бессмертия

7 мая 1967 года в городском парке «Соловьи» был заложен Курган бессмертия. Сегодня это величественное сооружение, которое венчает ог ромная пятиконечная звезда. Курган стал одним из тех святых мест, без которых немыслим облик областного центра. Священную землю с брат ских могил в городах и селах Брянщины, с леген дарных мест городов-героев, с болгарской Шип ки — символа братства славянских народов— принесли к месту закладки Кургана матери, чьи сыновья не вернулись с войны, ветераны войны, герои Советского Союза, кавалеры орденов Сла вы, руководители партизанского движения и под полья, воины Советской Армии.

           Курган представляет собой земляную насыпь общим объемом свыше 20 тысяч кубических ме тров и высотой 12 метров.

          В основании Кургана заложен орудийный ствол с капсулой, в которой содержится обраще ние к потомкам-брянцам 2017 года:

 «Дорогие товарищи, друзья, люди XXI века!.. Никогда не забывайте героического прошлого нашего партизанского края! Всегда помните, какой ценой досталась свобода вашим дедам! Бере гите ее, как зеницу ока... Мы завещаем вам самое дорогое, что есть у человека, — гор дость своей Родиной! Любите свою страну так, как любили ее мы, ваши старшие товари щи, единомышленники, друзья. Приумножай те могущество Родины!»

Слайд № 34.

Слайд № 35.

Слайд № 36.

За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.

Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог почти на всю Европу и бороздившая гусеницами танков ее земли. Против этой силы неодолимо встали наша армия, наш народ. Были горькие месяцы отступления, было почти отчаяние.

Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. Они победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они пришли в Берлин и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили свое родное Красное Знамя, Их подвиг трудно оценить словами – где взять такие высокие и прекрасные слова, чтобы были они равны подвигу защитников родины? Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы, начиненные смертоносной сталью. Солдаты Великой Отечественной... живые и павшие, они и в наше время являют нам пример того, как надо любить Родину, отстоять ее честь, достоинство и свободу.

Минута молчания - слайд № 37.

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145). Выполнить задания (с. 146).

Выполнить задания № 5, 6 в рабочей тетради (с. 60).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 4 класс "Великая Отечественная война 1941-1945 год".

Подвиг легендарного танкиста Героя Советского Союза Бухтуева Михаила Артемьевича ....

Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Судьба родного края в этот период. 4 класс

Урок окружающего мира с использованием краеведческого материала. Помощь обучающимся в осознании исторических событий Великой Отечественной войны родного края....

Конспект урока по окружающему миру " Великая Отечественная война 1941-1945"

Конспект по окружающему миру на тему: "Великая Отечественная война 1941-1945"...

Городская акция «Читаем вместе о войне», приуроченная к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Организатором городской акции «Читаем вместе о войне», приуроченной к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, для обучающихся образовательных организаций, подведомственных Депар...

Городская акция «Читаем вместе о войне», приуроченная к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Организатором городской акции «Читаем вместе о войне», приуроченной к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, для обучающихся образовательных организаций, подведомственных Депар...

Урок мужества "Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается «Битва за Москву» для обучающихся 4 класса

Уроки мужества – это подготовительный путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.Такие уроки невозможно про...