рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Кудрявцева Жанна Александровна

Рабочая программа составлена для 2 класса УМК "Школа России" Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий мир»

(2 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. шк. в  2 ч./  М.: Просвещение, 2010

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» /  М.: Просвещение, 2012

Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» ./  М.: Просвещение, 2008

Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешакова для 2 класса  / М.: «ВАКО» 2010

Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 68.

Количество часов в неделю - 2.

Характеристика курса: Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен ность, которая определена особой актуальностью экологичес кого образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве ке их решение приобретает характер фактора выживания че ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

Целью данного курса является:

воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании.

Задачи:

  1. формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  2. формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
  3. формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
  4. формировать образное представление о природе Алтайского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
  5. формировать опыт экологически  обоснованного поведения в природе и социальной среде;
  6. развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
  7. осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных дисциплин;
  8. формировать навык работы с научным текстом.

Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.

Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения к миру.

Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.

Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанная на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

        

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Фронтальная
  5. Экскурсия

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.

Раздел «Человек и природа».

Второклассник научится:

  1.  различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  2.  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  3.  сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  4.  проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  5.  использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  6.  использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
  7.  использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  8.  использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
  9.  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  10. определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  11.  понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Второклассник получит возможность научиться:

  1.  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  2.  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  3. -выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Второклассник научится:

  1. различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
  2. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  3. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  4. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  5. соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  2. осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  3. установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  2. способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  3. осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  4. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  2. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  3. умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Основное содержание раскрывается через конкретные разделы:

Название раздела

Элементы содержания

Экскурсии

Практические работы

1

Где мы живём - 2ч.

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

2

Природа – 21 ч.

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя).

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Наблюдение осенних изменений в природе.

1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

2.Знакомство с горными породами и минералами.

3.Распознавание деревьев, кустарников и трав.

3.Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

3

Жизнь города и села – 11 ч.

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

.Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

1.Наблюдение зимних явлений в природе.

2.Знакомство с достопримечательностями родного села.

4

Здоровье и безопасность – 10 ч.

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).

Отработка правил перехода улицы.

5

Общение – 5ч.

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).

Отработка основных правил этикета.

6

Путешествие - 18ч.

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и   друтие   достопримечательсти.

Знакомство с  другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.

1. Наблюдение весенних изменений в природе.

1.Определение сторон горизонта по компасу.

2.Освоение основных приемов чтения карты.

7

Заключение – 1ч.

Что мы узнали и чему научились за год.

Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Дата
проведения

план

факт

1 четверть – 18 часов

Где мы живём (2 ч)

1.

Твой адрес в мире.

1

Урок-путешествие

Знать: 

- название нашей планеты;

- родной страны и ее столицы;

- региона, где живут учащиеся.
Уметь: 

- называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира;

- давать устное описание объектов окружающего мира.

Фронтальная беседа

2.

Что нас окружает.

1.

Урок-игра

Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Текущий

Природа  (21 ч)

3.

Неживая и живая природа.

1

Открытие новых знаний

Знать:

 - названия времён года;

 -        основные свойства воздуха и воды;

-общие условия, необходимые для жизни растений и животных.
Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.

Текущий

4.

Явления природы.

1

Групповая работа

Знать: 

-        понятие «явления природы»;

-        основные свойства воздуха и воды.
Уметь:

-        различать объекты природы и предметы, созданные человеком,  объекты живой и неживой природы;

 - определять признаки сезонных изменений в природе;

Текущий

5.

Как измеряют температуру?

Практическая работа

1

Урок-практикум

Знать: 

- понятие «температура»;

-        правила измерения температуры;

-        названия времён года.

Уметь: определять температуру воздуха, воды и тела человека;

Индивидуальный опрос

6.

Что такое погода?

1

Урок-исследование

Знать: 

-        понятие «погода»;

-        названия времён года;

-        названия осенних месяцев;

-        основные свойства воздуха и воды.
Уметь:

-        отмечать погоду в дневнике наблюдений;

-        определять признаки сезонных изменений в природе;

- определять температуру воздуха, воды и тела человека

Заполнение дневников наблюдений

7.

В гости к осени.

1

Урок-экскурсия

Знать

правила поведения на экскурсии.

Уметь:

 -        устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой  и живой природе;

- выполнять правила поведения в природе.

Текущий

8.

В гости к осени.

1

Групповая работа

Знать:

-        признаки осени;

-        названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды.

 Уметь: устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Текущий

9.

Звёздное небо.

1

Работа с атласом –определителем

Знать:

-        понятия «звездное небо»;

-        «созвездие».

Уметь:

-        работать с картой звездного неба;

- использовать приобретенные зна ния и умения в практической деятельности для обогащения жизненно го опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовле творения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете.

Текущий

10.

Заглянем в кладовые земли.

Практическая работа

1

Урок-практикум.

Знать:

- понятия «горная порода» и «минералы»;

-        названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала);

-        состав гранита.

Уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.

Работа с атласом-определителем.

11.

Про воздух.

1

Урок - открытие новых знаний.

Знать:

-основные свойства воздуха;

- общие условия, необходимые для жизни растений и животных.
Уметь:

- определять свойства воздуха;

-        определять признаки сезонных изменений в природе;

-определять температуру воздуха.

Текущий

12.

И про воду.

1

Урок-открытие новых знаний.

Знать,

 где используется вода, как и почему она загрязняется.
Уметь:- называть свойства воды;

-        роль воды для живой природы.

Текущий

13.

Какие бывают растения?

1

Урок- открытие новых знаний.

Знать:

- чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;

-        лиственные и хвойные деревья;

-        2-3 вида растений, занесённых в
Красную книгу.

Уметь:

- определять растения;

-называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие).

Текущий

14.

Какие бывают животные?

1

Урок-исследование

Знать:

-        общие условия, необходимые для жизни животных;

-особенности внешнего вида животных.

Уметь: делить животных на группы.

Проверочная работа.

15.

Невидимые нити.

1

Комбинированный

Знать:

 Понятие «невидимые нити в природе».

Уметь: устанавливать взаимосвязи в природе.

Текущий

16.

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

Комбинированный

Знать: понятие «невидимые нити в природе».

Уметь: устанавливать связи между:

а)        растениями и животными;

б)        грибами и животными;

в)грибами и растениями.

Текущий

17.

Дикорастущие и культурные растения.

1

Урок-открытие новых знаний

Знать дикорастущие и культурные растения.

Уметь:

-        делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные);

-        различать части растений, отображать их на рисунке;

-оценивать воздействие человека на  природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Текущий

18.

Дикие и домашние животные.

1

Групповая работа

Знать:

-        общие условия, необходимые для жизни животных;

-        особенности внешнего вида животных и растений;

-особенности ухода за домашними животными;

- меры безопасности при общении с животными.

Уметь: раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении с животными.

Текущий

2 четверть – 14 часов

19.

Комнатные растения.

Практическая работа

1

Урок-практикум.

Знать:особенности выращивания комнатных растений.
Уметь: выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений.

Текущий

20.

Животные живого уголка.

1

Урок-проект

Знать:

-        представителей живого уголка;

-        правила ухода за животными живого уголка.

Уметь:

 правильно ухаживать за животными живого уголка

Текущий

21.

Про кошек и собак.

1

Комбинированный

Знать:

-        породы кошек и собак;

-        правила ухода за животными живого уголка.

Уметь:

-        называть редкие породы кошек и собак;

-характеризовать условия жизни кошек и собак.

Текущий

22.

Красная книга.

1

Комбинированный

Знать:

-        историю создания Красной книги;

- 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Выполнять:

Правила поведения в природе

       Текущий

23.

Будь природе другом!

1

Урок-конференция

Знать

 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Уметь:

-объяснять экологические знаки;

-выполнять правила поведения в
природе.

Жизнь города и села  (11ч)

24.

Город и село.

1

Комбинированный

Знать:  понятия «город» и «село»;
Иметь: первоначальные представления о жизни города и села, об отдельных производственных   процессах.

Текущий

25.

Что такое экономика?

1

Урок-открытие новых знаний

Знать: понятие «экономика»;

-        названия строительных машин;

-        примеры различных видов транспорта;

-        составные части экономики;

-        названия товаров.

Иметь: первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах.

Текущий

26.

Из чего что сделано.

1

Урок-исследование

Знать:  материалы и объекты труда;

- составные части экономики;

-        названия товаров;

-        названия профессий.

Уметь: определять материалы, из которых изготовлены товары.

        Текущий

27.

Как построить новый дом.

1

Комбинированный

Знать: материалы и объекты труда;

- составные части экономики;

-        названия товаров;

-        названия профессий.

Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары.

Текущий

28.

Какой бывает транспорт.

1

Урок-игра

Знать: 

-        понятие «транспорт»;

-        виды транспорта.

Уметь приводить примеры различных видов транспорта

Текущий

29.

За покупками.

1

Урок-игра

Знать: 

-        понятие «торговля», «товар»;

Уметь характеризовать процесс «купли-продажи».

Текущий

30.

Культура и образование.

1

Учебная игра

Знать:

-        понятия «культура», «образование», «культурное учреждение»,
«образовательное учреждение»;

-        названия профессий.

Уметь называть профессии в сфере
образования и к
ультуры.

Текущий

31.

Все профессии важны.

1

Комбинированный

Знать: названия профессий;

– особенности труда людей родного края.

Уметь:– называть профессии своих родителей;

– охарактеризовать 2–3 профессии

Текущий

32.

В гости к зиме.

1

Урок-экскурсия

Знать:

-        признаки осени;

-        названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды. 

Уметь: устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Текущий

3 четверть – 20 часов

33.

В гости к зиме.

1

Групповая работа

Знать:

-        признаки осени;

-        названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

        Текущий

34.

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

Урок-рефлексия

Знать:  понятие «невидимые нити».

Уметь: устанавливать связи между  сезонными изменениями в неживой  и живой природе.

Проверочная работа.

Здоровье и безопасность (10 ч)

35.

Строение тела человека.

1

Урок-презентация

Знать:основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья;

-        понятие «здоровый образ жизни».

Уметь: определять органы человека;

- рассказывать о функции основных систем органов строения человека.

Текущий

36.

Если хочешь быть здоров.

1

Урок-праздник

Знать:

-        правила сохранения и укрепления здоровья;

-        понятие «здоровый образ жизни»;

-        режим дня, режим питания, профи лактику болезней.

Уметь:

-        выполнять режим дня, режим пита ния;

- вести здоровый образ жизни.

Текущий

37.

Поговорим о болезнях.

1

Урок-открытие новых знаний

Знать:

-        понятие«болезнь»;

-        правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь:

проводить профилактику бо лезней.

Текущий

38.

Берегись автомобиля!

1

Урок-игра

Знать: правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД.

Уметь: выполнять правила дорожно го движения

Проверочная работа.

39.

Берегись автомобиля!

Практическая работа

1

Урок-практикум.

Знать: правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД.

Уметь: выполнять правила дорожно го движения

      Текущий

40.

Домашние опасности.

1

Урок-открытие новых знаний

Знать: правила обращения с электро-  и газооборудованием, колющими и  режущими предметами, лекарствами.
Уметь: выполнять правила безопасного поведения дома.

Текущий

41.

Пожар.  

1

Комбинированный

Знать:

-        правила безопасности, которые надо соблюдать дома;

-        правила противопожарной безопасности; лесные опасности;

-        правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома, правильно вести себя на природе.

Текущий

42.

Лесные опасности.

1

Комбинированный

Текущий

43.

Как нужно купаться.

1

Урок-открытие новых знаний

Знать:

-        правила экологической безопасности,

-        как вести себя на природе;

- правила поведения у водоёмов.
Уметь: выполнять правила поведения
у водоема.

Текущий

44.

Опасные незнакомцы.

1

Комбинированный

Знать: правила поведения  в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми.

Уметь: выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Текущий

Общение  (5 ч)

45.

Наша дружная семья.

1

Комбинированный

Знать: понятия «культура общения», «семья».

Уметь: выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.

Текущий

46.

В школе.

1

Комбинированный

Текущий

47.

Правила вежливости.

1

Урок-игра

Знать: понятие «культура общения»; правила вежливости.
Уметь: выполнять элементарные нормы
общения в семье, в школе;

- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Текущий

48.

Ты и твои друзья. День рождения.

Практическая работа

1

Урок-практикум.

Знать: понятие «культура общения»
Уметь: выполнять элементарные нормы  общения в семье, в школе; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Текущий

49.

Мы – зрители и пассажиры.

1

Групповая работа

Знать: понятия «зрители»,«пассажиры», «культура общения».
Уметь: выполнять основные правила
поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре.

         Текущий

Путешествия (19 ч)

50.

Посмотри вокруг…

1

Урок-наблюдение

Знать: понятие «горизонт»;

-        условные обозначения сторон горизонта.

Иметь: представление о горизонте, линии горизонта.

Текущий

51.

Ориентирование на местности.

Практическая работа

1

Урок-практикум.

Знать:

-        правила определения сторон горизонта с помощью компаса;

-        условные обозначения сторон горизонта.

Уметь:

-        ориентироваться на местности
с помощью компаса;

Текущий

52.

Формы земной поверхности.

1

Комбинированный

Знать:

-        формы земной поверхности;

-        условные обозначения сторон горизонта.

Уметь:

--        различать по карте и показывать
различные формы земной поверхности

Текущий

4 четверть – 16 часов

53.

Водоёмы.

1

Комбинированный

Знать:

-        понятие «водоем»;

-        правила поведения у водоемов.
Уметь: различать по карте и показывать различные водоемы

Текущий

54.

В гости к весне.

1

Комбинированный

Уметь: анализировать, рассказывать об увиденном.

Текущий

55.

В гости к весне.

1

Урок-экскурсия

Уметь: наблюдать, сравнивать, анализировать.

         Текущий

56.

Путешествие по родной стране.

1

Комбинированный

Знать: название родной страны;

-        условные обозначения сторон горизонта;

-        Ф. И. О. первого космонавта, 2-3 созвездия.

Уметь:показывать на карте, глобусе мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря,

реки.

Текущий

57.

Что такое карта и как её читать?

Практическая работа

Урок-практикум.

Знать: понятие «карта»; условные обозначения на карте.
Уметь:

-        показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

-        показывать на карте город Москву

-        столицу России, границы России,1-2 города, столицу России, родной город.

Текущий

58.

Путешествие по Москве.

1

Заочное путешествие

Знать: столицу России;

-        правила работы с картой.
Уметь:

-        показывать на карте город Москву

-        столицу России, границы России,

Текущий

59.

Московский Кремль.

1

Заочное путешествие

Знать: достопримечательности Москвы.

Уметь: показывать на карте город Москву - столицу России;

- называть 2-3 достопримечательности.

Текущий

60.

Город на Неве. Путешествие по Оке.=

1

Заочное путешествие

Знать: достопримечательности города на Неве.

Уметь:

- показать на карте город на Неве;

- называть 2-3 достопримечательности.

Текущий

61.

Путешествие по планете.

1

Заочное путешествие

Знать: страны мира.

Уметь:

- показывать на карте, глобусе мате-

рики, океаны, горы, равнины, моря,

реки, 1-3 страны, столицу

Текущий

62.

Путешествие по материкам.

1

Заочное путешествие

         Текущий

63.

Страны мира.

1

Урок-открытие новых знаний

Текущий

64.

Страны мира.

1

Урок-проект

Текущий

65.

Страны мира.

1

Урок-игра

Текущий

66.

Путешествие в космосе.

1

Заочное путешествие

Знать фамилию первого космонавта,

2-3 созвездия.

Уметь работать с картой звездного неба

Текущий

67.

Впереди лето.

Экскурсия.

1

Урок-экскурсия

        Текущий

68.

Что мы узнали и чему научились за год?

1

Урок-обобщения знаний

Проверка знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...