интегрированный урок ОПК и окр. мира 4 кл"Святые заступники земли Русской"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Кравцова Нона Владимировна

Урок посвящен русским святым Сергию Радонежскому, Дмитрию Донскому, Пересвету с Ослябой, которые также причислены к лику Святых

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_svyatye_zastupniki.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Святые заступники земли Русской

Цели: расширить представления детей о православных традициях; способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни святых подвижников; способствовать развитию у детей интереса к духовным традициям своего народа, формированию позитивного отношения к обычаям и культуре братских народов, критическое отношение к потребительским ценностям; побуждать детей к углубленному изучению нравственного опыта своих народов. 

Б. 2012 год объявлен президентом годом истории. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

 Все вы хорошо знаете и представляете, в какой великой стране мы живём, богатой не только просторами и недрами, но и своим уникальным духовным наследием, которое запечатлено в тысячах книг. 
Сегодня мы собрались для того, чтобы через “призму” истории, литературы и христианского учения попытаться понять и оценить ту уникальную созидательную силу, заложенную в русском народе и в православии.

 Начнём с того, что в России проживает множество разных народов и народностей, поэтому никогда не забывайте, что мы – единый народ, который на протяжении многих веков враги наши хотели раздробить, уничтожить, чтобы прибрать к рукам богатства земли русской. И кто знает, удалось бы выдержать натиск всех тех, кто хотел покорить нашу Родину,  если бы не  святые, благородные заступники земли Русской, которые во все времена  стояли на страже народа и государственности.   Много славных имен хранит история.

Б.  В истории народа  были такие переломные события, которые определяли его судьбу, вдохновляли многие поколения, не тускнели от забвения и не меркли от времени. В истории русского народа  таким событием стала Куликовская битва, изменившая ход русской истории, событием перед которым и спустя столетия благодарные потомки склоняют головы, а сердца их наполняются гордостью за своё Отечество. 

ОПК. Православный христианин призван любить  свое Родину, род.. Такая любовь является одним из способов  исполнения заповеди Божией о любви к ближнему. Патриотизм православного христианина … проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе о родном крае.

Б.  Патриотизм перекликается с экологией. Экология –это взаимосвязь всех объектов природы. Сегодня  у нас пойдет речь о экологии души . О взаимосвязи духа, души и тела. Потому что только  гармоничный человек в полной мере осознает свою ответственность за свою Отчизну, природу, людей.

Б. Куликовская битва!  Что ей предшествовало? Как она протекала? Какие имена сохранила нам? Чему она учит потомков , нас с вами , и тех кто придет после. На эти и множество других вопросов  вы найдете ответы в этих книгах..

Б. Результатом завоевательных  походов хана Батыя стало создание обширного государства Золотой Орды, на 300 лет на Руси установилось Монголо-татарское иго.

Население Руси было обложено тяжелой данью, должно было предоставлять монголо-татарам лошадей, продовольствие, дома для постоя.

Русские князья должны были являться в ханскую ставку для получения особых грамот, на право княжения. Подносить богатые дары хану. Нередко князей в Орде подвергали унижению, иногда  убивали.

- В чем вы видите причину нашествия монголо-татар на Русь?

(Разделение Руси на многие владения и несогласие князей позволило монголо-татарам закрепиться на Руси)

ОПК. После  поражения русских войск на реке Калке, после  вторжения на Русь Чингисхана и начала монголо-татарского ига, летописец  делает горькие выводы: «А казнил Бог русскую  землю за согрешение»

-  А какое согрешение? Как вы думаете? ( За разделение Руси на многие княжества и несогласие князей друг с другом)

А в какой духовный грех впали русские князья? (гордыня)

Докажите.  Словарная работа. Гордыня - это призрение ближнего, неповиновение властям, безбожие, невежество, непокорность закону Божию.

Б. Над Русью нависла смертельная опасность, но не все смерились с рабской участью:  князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Колиты начал делать объединение русских земель вокруг Москвы.

О князе Дмитрии,   вы почитаете в книге «Древняя Русь».  

Дмитрий Иванович  взошел на престол в девятилетнем возрасте, рос сильным , волевым мальчиком. В 11 лет уже прекрасно держался в седле. В упорной борьбе Дмитрий отвоевал свое право великого князя и продолжил дело деда, объединял русские земли под Москвой.

ОПК. Шел 1314 год. Уже полвека на Руси бесчинствовали татары. В это страшное время жена ростовского боярина Кирилла стояла на молитве в храме. И вдруг во время чтения святого Евангелия ребенок, которого она носила под сердцем,  вскрикнул, потом еще и еще.

«Не бойся и не скорби», - ласково сказал ей после службы священник.

-Ребенок твой избран Богом. И многих приведет к вере.

После рождения Варфоломея (так нарекли младенца) по средам и пятницам не пил материнского молока. При этом малютка не плакал, был весел и все поняли, что он поститься.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет,  родители отдали его учиться грамоте. Но как не старался мальчик, учение ему не давалось. Над ним смеялись сверстники, его наказывал плетью учитель, учеба для мальчика стала бедой. И вот однажды, разыскивая пропавших жеребят, он встретил старца.

Монах. Скажи мне отрок, чем ты опечален
Веселием не светится твой взгляд

Ты в чистом поле ищешь жеребят?

Варфоломей.

Грущу я оттого монах святой, что не дается мне совсем ученье

Отцу и матери приходит огорченье, что не умею я читать

Монах.

Я низко перед Господом склонюсь

Я за тебя с надеждой помолюсь

Кусочек дам святой просфоры

Ты грамоту уразумеешь скоро

ОПК. Так и случилось, как сказал старец, какую бы книгу не раскрыл отрок, тотчас же начинал читать без всякого затруднения.

Так дар Божий посвятил ум юного Варфоломея.

Б. Более 100 лет томилась Русь под тяжелым игом. Но наконец русские княжества стали объединяться .  Князь Дмитрий  стал поднимать народ. Русские люди осознали, что настала пора помериться с силами, с вековыми притеснителями родной земли. Летом 1380 года в Москву пришли ратники со всех земель и градов. В войске были и хорошо оснащенные воины и простые русичи и переодетые женщины. Никогда Русь еще не собирала такой силы.

ОПК. Трудное это было время, но настал час, когда по словам летописца русские люди похоронили свой страх перед татарами, воспряли духом. Великий князь, собрав войско, приехал в Троицкий монастырь к Преподобному Сергию Радонежскому, чтобы попросить благословение на предстоящее сражение с полчащами Мамая. (Колокольный звон)

В государственную историю России Сергий Радонежский вошел как человек,  который помог объединиться  разрозненным  русским князьям  и предсказал Дмитрию Донскому  победу на Куликовом поле. Сергий Радонежский проповедовал идею единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись. Образ  Святой  Троицы, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, становилась и символом единства Руси. Песня

-С ханской  силой биться мощно ополчась

В Лавру помолиться  прибыл Дмитрий князь

Молвил князю Сергий подавая меч

«С Богом! Нынче свергнем иго с наших плеч!

Мы теперь не слабы, не страшись, иди!

Пересвет с Ослябей будут впереди!

Бог и церковь с нами, против всех угроз

Русской силы знамя освятил Христос!

Б. Осенив крестом, окропив Князя и его дружину святой водой, Сергей Радонежский благословил великого князя и предсказал победу. Дал в помощь своих монахов Пересвета и Ослябу. Войско князя Дмитрия двинулось на Куликово поле.

Переправив войска через Дон , князь приказал сжечь все мосты через реку.

-Как вы думаете, почему он приказал это сделать?

Дмитрий расположил свои войска так: с одной стороны лес, в котором находился засадный полк, с другой крутой берег реки. Почему именно так? ( Чтобы татарская конница не смогла обойти их с тыла, и чтобы некуда было отступать.)

Бой начался поединком двух воинов. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, страшной наружности и звали его Челубей Тамир Мурза. От русичей  выехал вперед монах Александр Пересвет.  Татарин заметно превосходил в силе, а русские воины в вере. С копьями наперевес бойцы бросились друг на друга и пали замертво. Но Пересвет дольше продержался в седле, предвещая победу русских воинов.

ОПК. Во время сражения Сергий Радонежский  и вся Троицкая Лавра молились в церкви. Духовными очами святой видел все поле битвы и поминал по имени всех раненых и убитых.

А Сергий в те часы уединился

 Перед Святою Троицей молился

Казалось,  он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья

Храм наполняли свет и тишина,

Порою старец прерывал молитвы,

Погибших называл он имена

И тех, кто ранен был на поле битвы

Б. Каково значение битвы? Русь впервые одержала крупную победу. Доказали, что единство русских земель может обеспечить освобождение от захватчиков).  Выдающая роль полководца Дмитрия.  Победа подтолкнула развитие культуры.

ОПК. Почему русские воины победили в Куликовской битве? Победа высветила духовную мощь русского народа, вдохновитель Преподобный Сергий Радонежский, высокая духовность русского народа помогла выстоять и победить. Победа послужила духовно – нравственному возрождению на Руси.

Б.Благодарим всех за работу ума и труд

Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 – 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь. Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить».  Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.

 По преданию , поминовение воинов- защитников земли Русской- установлено святым благоверным князем Димитрием Донским, после тяжелой кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая свершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 г. 

 

 

 ОПК.  Именно победа на Куликовом поле положила начало созданию Московской Руси, а столетие после Куликовской битвы стало эпохой наивысшего подъема русской духовной культуры и вошло в историю как золотой век русской святости (Г.П.Федотов)

 

 

 

ОПК. Деяния на благо Родины Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Пересвета и других Святых заступников Руси, с точки зрения современного человека выглядят даже больше, чем просто подвиг отдельно взятого человека. Это были по-настоящему великие люди, настоящие патриоты, отмеченные перстом Божьим. Никто из ныне живущих не вправе забывать о том, кому мы обязаны тем, что имеем сегодня. 
Читайте, впитывайте в себя мудрость веков и гордитесь тем, что вы являетесь продолжателями тех великих дел, которые были когда-то заложены в основание нашей Русской государственности. 

В жизни нашего народа бывали настолько тяжкие, почти безвыходные времена, когда люди, исчерпав в неравной борьбе с врагом все средства, обращались за помощью к Богу. Весьма характерно, что среди русских святых доминируют воины: воины Христовы — иноки, одерживающие победы над супостатом-диаволом, и воины — благоверные князья, «добрые страдальцы за Русскую землю». Всего в православных святцах свыше двух десятков благоверных князей.

Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни... водили хороводы... 

Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом. 
Чем старше ты, матушка Русь, 
Тем все больше глядишь моложавою, 
Счастлив я, что с такою державою 
В самом близком родстве нахожусь.

 «Великими трудами и великими жертвами было создано государство Российское. И всегда русские люди защищали свою Родину до последнего дыхания – с дубиной, рогатиной, с мечом, с шашкой, с винтовкой. Летит время. Идут над Россией века, сменяются правители. Но неизменна и незыблема любовь к Отчизне. Незыблемы её честь, красота, нерушимы её границы, закрытые для врага навечно», 

Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу. Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение.

  

По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала   она для ополченцев и горожан.

 

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением   ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.  

Никогда еще русское воинство не знало такой победы.

навстречу Челубею, одетому в   тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках.
 В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Долг памяти 

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов.

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках.
 

А в 1386 г . мать героя Куликовской битвы, серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, княгиня Мария, в благодарность за то, что Господь сохранил жизнь ее сыну, основала в Москве монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы . В нем нашли приют те, кто потерял своих кормильцев в битве на Куликовом поле.

 

Каждый год в один из осенних субботних дней  князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным. 

«Димитровская суббота» – так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды   на милосердие Божие.


Александр Пересвет (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. 
Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырём Челубеем.
В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске (был уроженцем села Супонево) и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. 
Существует предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье. Позже, видимо, после того, как Дмитрий Ольгердович, княживший в Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем двором в г. Переяславль-Залесский, иноки Пересвет и Ослябя попали в Троице-Сергиевский монастырь (тогда он ещё не был лаврой).
Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками этого монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.



Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).



По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. 
Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.



По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.



Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. 
Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.


После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».


По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.



Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.


«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображен исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве.

В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.


В битве он получит контузию, но останется жив.


   Русь великая, Русь святая,
Ты в судьбе своей воплотила
Мощь полков, победивших Мамая.
Пересвета молитвы силу...
 

Пред своим походом против Мамая Благоверный Великий князь Димитрий Иоаннович посетил обитель Преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с татаро-монгольскими полчищами. Благоверный князь просил у Преподобного, подобно залогу обещанной ему милости Божией, отпустить с ним двух бояр-иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя - боярином Любецким. 

Их мужество, мудрость и воинское искусство были еще хорошо памятны: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков богатырей и просил в свои полки Великий Князь у Преподобного Сергия. Он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и Преподобный не замедлил исполнить просьбу Великого князя, на вере основанную, тотчас же повелев Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. 

С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца-игумена, который приказал им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова. "Вот вам, дети мои, оружие нетленное, - говорил он им, - да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных". Поручая их Великому Князю, Святой старец сказал ему: "Вот тебе, возлюбленный Княже, мои оруженосцы и послушники!" А им сказал: "Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко добрые воины Христовы! Приспело время вашея купли".

Наступил грозный час битвы, решавшей участь тогдашней России. В самый полдень, 8 сентября 1380 года, оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы… 

Вдруг, с татарской стороны выехал вперед богатырь, огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей, а родом он был печенег. Тщеславный своей силой, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей. Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: "Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!" И хотя много было среди них могучих витязей, но никто не решался вызваться добровольно на такой подвиг… 

Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет. Пламенея ревностью по вере Христовой и любовью к дорогой Родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству Православному, выехал вперед и, обратившись к Великому князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: "Не смущайтесь этим нисколько: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу против него во имя Господа Сил и готов воспринять венец Царства Небесного!"

Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его Преподобный Сергий); на сей одежде на челе, на груди было нашито знамение воина Христова - Крест Господень. Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя Святой водой; простился со своим собратом Андреем Ослябею, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством Православным и громко воскликнул: "Отцы и братие! Простите меня, грешного!" "Бог тебя простит, благословит и молитвами Отца Сергия да поможет тебе", - было ему всеобщим ответом. Александр Пересвет, монах Троицкого монастыря, был благословлен игуменом Сергием Радонежским на битву с татарами и вместе с великим князем Дмитрием (Донским) участвовал в Куликовском сражении. «Пришел из Орды ордынской князь Мамай с единомысленниками своими, со всеми князьями ордынскими, и со всею силою татарскою и половецкою, а еще нанял в войско басурман... А с Мамаем в единой мысли и в единой думе литовский князь Ягайло Ольгердович, со всею силою литовскою и с польскою, с ними же в союзе и князь Олег Иванович Рязанский со всеми своими советниками. И пошел на великого князя на Дмитрия Ивановича Московского...» 

Такими словами начинается древнерусское «Сказание о Мамаевом побоище» - великой битве 1380 года на Куликовом поле, которая стала поворотным событием в освобождении Руси от татарского ига. В «Сказании» этом рассказ о действительных фактах битвы и об исторических ее участниках переплетается с народными легендами, звучат в нем и отголоски песенного фольклора. 

Великий князь Дмитрий Иванович стал собирать русские силы, призывая всех быть у Коломны к дню Успения Богородицы, а сам отправился в Троицкий монастырь, «к отцу своему преподобному Сергию получить благословение». После литургии, трапезы и благословения князь попросил Сергия: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю, и ты с нами вместе поборешься». И Сергий «повелел своим воинам, старцам Александру и Андрею, готовиться. Они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались». 



И дал им Сергий вместо тленного оружия - нетленное: крест Христов, нашит на схимах. И повелел им вместо шлемов возложить его на себя, и отдал их в помощь великому князю и сказал ему: "Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники". И сказал им святой старец: "Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!"». 

Так, по мысли автора «Сказания», в образах Пересвета и Осляби соединились две могучие силы: народного богатырства и христианской веры. В ночь накануне битвы князь Дмитрий Иванович объезжал полки и к каждому обращался со словами: «Уже, братья, ночь приблизилась, бодрствуйте и молитесь в эту ночь, крепитесь и мужайтесь... Уже ведь, братья, все будем от них пить чашу общую... чашу смертную, за святые Божий церкви, и за веру православную, и за землю святорусскую, и за мою обиду... Да мир будет с вами, братья мои, потому что спешат татары!» 

Дмитрий Иванович, московского князь,  не обращал   внимания на  требования  хана,  не хотел ему платить той  дани, которую платили прежде московские князья.

          Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал  неуважительно относится к завоевателям.

Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:

      а)        боязнь, страх, испуг, ужас;

     б)        гордость;

      в)        удивление, недоумение;

      г)        радость.

-Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя? (Мнения детей)

       - Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.         Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

   

 2. Сергий Радонежский.

-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.

                        (изображение Сергия Радонежского на интерактивной доске)

  - Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.

Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним бе седовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

     (показ отрывка из мультфильма)

  1. Сражение на Куликовом поле.

-     И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага.

 - Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.(Слайд 13)

      - Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

       -После   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Ива нович  приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це лью это было сделано?

(Мнения детей.)

     -Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»

  1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
  2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско му войску.

(Ответы детей.)

-  Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения. (Мульфильм    )     

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

              Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.    

             Дмитрий Иванович  решил принят участие в сражении,   и переодевшись  в одежду простого воина встал  во главе войска. Предположите, что нужно  было сделать, чтобы этого не произошло? (Мнения детей)

       

          Поединок

           Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок , найдите  в толковом словаре объяснение этого слова.(Работа со словарём)

             Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не  что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

            Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

              И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

             Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

— Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмит рия, принявший обличие князя.

— А что же великий князь — По-разному рассказывают о судьбе великого князя во вре мя сражения. Выберите версию, которой вы поверили:

1.   Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.

2.   По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.

3.   А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.

               Итоги Куликовской битвы.

- Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших  хоронили восемь дней.

           С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

VII. Первичное закрепление нового материала

  -А теперь давайте проверим,  как вы запомнили  рассмотренное  нами  сегодня событие.

            1.Работа с кроссвордом

            Итог:  Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

             военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

                                       Вовеки славься, Русь, Россия!

                                       И будь всегда сама собой.

                                       Твои народы вместе – сила!

                                       Никто не справится с тобой!

Умная книга  поможет вам понять простую истину: все мы живы, пока ,  пока у нас есть родина. Только это может стать залогом  верности памяти предков, верности традиции российской государственности. Кто не помнит прошлого, у того нет будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святой защитник земли русской - Александр Невский.

Сценарий внеклассного меропрития по духовно-нравственному воспитанию  в соответствии с требованиями  ФГОС 2 поколения и ссистемно-деятельностного подхода. Это моя авторская разработка. Буду ...

"ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

Конспект урока на тему "Добродетель и порок" в 4 классе...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"

На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...

Классный час на тему: «Святые заступники земли Русской»

Классный час на тему: «Святые заступникиземли Русской»...

Презентация "Святые защитники Земли Русской"

Презентация "Святые защитники Земли Русской"...

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Святой Сергий--заступник земли Русской"

внеклассное мероприятие, можно использовать на уроках по православной культуре....

Заступник земли Русской. Сергий Радонежский

УМК "Планета зананий". Окружающий мир. Тема: "Заступник земли Русской. Сергий Радонежский"...