Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Леса России"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Семенова Елена Витальевна

    Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lesa_rossii.docx19.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели:

    сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

    ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

    познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

    развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    учебник “Окружающий мир” 4 класс, рабочая тетрадь,

    гербарий,

    Красная книга России,

    фотографии и картинки с изображением животных и растений,

    “Знаки охраны природы”,

    видеопроектор.

    План урока:

    Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

    Проверка знаний и умений.

    Работа над новой темой.

    Физкультминутка.

    Работа по теме.

    Закрепление.

    Подведение итогов урока.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Я рада этой новой встрече,

     Мне с вами интересно, друзья!

     Интересные ваши ответы

     С удовольствием слушаю я.

    В путешествиях можно многое узнать

     И друзьям об этом потом рассказать.

     Новая природная зона приглашает нас –

     И опять в экспедицию отправляется класс.

    А чтобы тему урока узнать,

     Загадку нам надо сейчас отгадать.

    (Слайд 3. Учитель читает загадку.)

    Это дом. Огромный дом.

     Места всем хватает в нём.

     И бельчонку, и зайчонку,

     И зубастому волчонку.

    (Дети отгадывают загадку. Слайд 4).

    – Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – “Леса России”  (записать на доске).

     – А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)

     – В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт. Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.

    2. Проверка знаний и умений.

    а) Фронтальная работа.

    – По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)

     – Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)

     – Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры? Я приглашаю вас побывать на выставке детских работ, которая называется “Тундра глазами детей”. (Заслушиваются ответы учеников и дополнения авторов рисунков. Дети подготовили не только рисунки, но и интересные факты о растениях и животных зоны тундры.)

    б) Графический диктант.

    Условные обозначения: + – да, – – нет.

    – Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)

     – Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. (+)

     – В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)

     – В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)

     – Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)

     – Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. (+)

     – Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)

     – Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)

     – В тундре добывают нефть и природный газ. (+)

     – Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове. (-)

    (Ответы: + + – – – + – + + -)

    3. Работа над новой темой.

    (Слайд 5. Звучит музыка.) Приложение 1

    – Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

    (Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

    – Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

    – А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

    – На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

     – Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?

    (Работа в группах.)

    Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Деревья”, гербарий.

    План выступления первой группы:

    Что называют тайгой?

    Природные условия тайги.

    Этажи леса (Слайд 6.)

    Что общего у всех растений тайги?

    Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.

    Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.

    План выступления второй группы:

    Типы лесов (Слайд 7.)

    Какие леса называют смешанными?

    Какие леса называют широколиственными?

    Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.

    Растения, занесённые в Красную книгу.

    4. Физкультминутка.

    – Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.

    Мы разминку начинаем,

     Руки шире раздвигаем,

     А потом их тянем вверх.

     Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

    Начинаем приседанья –

     Раз, два, три, четыре, пять.

     А теперь три раза нужно,

     Как лягушки, проскакать. (Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

    Мы разминку завершаем,

     Руки шире раздвигаем,

     А потом их тянем вверх.

     Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

    5. Работа по теме.

    Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.

    План выступления третьей группы:

    Кто живёт в лесу? (Слайд 8.)

    Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с использованием демонстрационного материала.

    Животные, которые занесены в Красную книгу.

    Работа в рабочей тетради.

    Задание № 1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка.)

    Задание № 2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Работа в парах.)

    Задание № 3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю.)

    6. Закрепление.

    (Слайд 9,10. Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).

    – Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Каждый из вас должен был дома придумать и нарисовать “Знак охраны природы”.

    (Дети показывают знак и объясняют его.)

    – Какой же лес без гомона птиц? (Диск “Голоса птиц”.)

     – Чьи голоса вы узнали?

     – Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.

    (Два ученика работают у доски. Проверка.)

    – Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. (Слайд 11, 12.) Вам предстоит узнать ка-кую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.

    7. Подведение итогов урока.

    – Какие леса входят в зону лесов?

    (Слайд 13.) Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.

    Выставление оценок.

    Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32–34.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

    Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

    Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

    Цель: сформировать представление о лесах РоссииЗадачи: ü сформировать у учащихся представление о лесной зоне;ü познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанн...

    Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

    Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

    Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (2 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте;Планируемые результатыПредметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находить на к...

    Конспект урока окружающего мира "Россия вступает в ХХ век"

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе затрагивает исторические моменты изменений в жизни России. Большое внимание уделяется личности Николая II - последнего русского императора....

    Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...