Урок «Окружающего мира» во 2 классе на тему: Твои друзья
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Петрова Инна Владимировна

На данном уроке формируются понятия "друг", "дружба", умения давать оценку поступкам сверстников, рассматриваются правила поведения в гостях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoi_druzya.docx137.78 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Воротынск, Бабынинского района, Калужской области»

 

Урок «Окружающего мира»  во 2 классе на тему:

Твои друзья

подготовила

учитель начальных классов

Петрова Инна Владимировна

Воротынск, 2012г.

УМК «Гармония» 2 класс

Тема: Твои друзья

Цели урока

Познавательные:

формировать у детей понятия «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;

формировать умения давать оценку поступкам сверстников, разобрать правила поведения в гостях.

Развивающие:

развивать речевую культуру, мыслительные операции, наблюдение.

Воспитательные:

 воспитывать бережное отношение к своим друзьям, ко всем людям,  воспитывать и развивать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, взаимопонимания и сотрудничества; воспитывать способность к самооценке.

Оборудование:

карточки для проверки домашнего задания, карточки с картинками героев разных сказок  для работы в парах, конверты  для работы в группах, шаблоны для «Дома Дружбы», картинки человечков, шаблоны облаков, видеофрагмент из мультфильма о Крошке Еноте, звукозапись песни «Если с другом вышел в путь …»

Подготовительная работа:

Оформить выставку портретов друзей, А.Барто “Требуется друг” наизусть (два человека)

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Обобщение по домашнему заданию

Изучение новой темы

Постановка учебной задачи и её решение

Работа с учебником

Работа с учебником

Закрепление новых знаний

Работа с учебником

Работа в парах

Работа с учебником

Работа в группах.

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

Оценка знаний и выставление отметок

Вот книжки на столе,

 А вот тетрадки.

 Не хочется играть

 Сегодня в прятки.

 Сегодня в классе у ребят

 Урок уж очень важный.

 А почему он важный –

 Скажет каждый!

- Проверим домашнее задание.

-  Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(Мы изучали тему «Хорошее настроение»)

Фронтальный устный опрос.

-  Что же такое настроение?

-Что такое эмоции?

- Какие бывают эмоции?

- Как выражает человек свои эмоции?

- Какое настроение является полезным для здоровья человека?

Индивидуальный письменный опрос.

Работа с карточками.

Задание:  закончить предложения, используя слова - эмоции. ( Каждому выдаю по 2 фотографии эмоций и по 2 соответствующие карточки, в которых записаны слова, выражающие эмоции).

1 карточка:

 -Мне обидно,  когда….

-Я удивляюсь, когда….

2 карточка:

-Я восхищаюсь, когда…..

- Мне скучно, когда …

3 карточка:

-Я грущу, когда….

-Мне интересно, когда….

4 карточка:

- Я испытываю удовольствие, когда….  

-Мне страшно, когда…..

Индивидуальный устный опрос

1) Расскажите, правила поддержания хорошего настроения, так необходимого для здоровья человека.

2)Проверим творческое задание.

Вырази мимикой, речью и жестами, что ты испытываешь в таких случаях: (Случаи описываются на с. 47)

- Мы сейчас с вами говорили  о настроении, научились  выражать свои чувства и познакомились  с правилами поддержания хорошего настроения, так необходимого для здоровья человека.

 - Ваше хорошее настроение поможет нам  при изучении новой темы.

- Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его друзьям при встрече? Как вы сообщите без слов им о прекрасном настроении?

- Правильно улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу.

- А начнём мы урок с песни «Если с другом вышел в путь …» (отрывок)

- Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока?

- Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет звучать так “Твои друзья”

-Какую цель поставим?

- С кем вы чаще всего общаетесь?

- А сами вы умеете улыбаться и общаться с другом?

Упражнение «Отражение».

- Сейчас мы проверим это. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды.

- Превратитесь в :

Сердитого льва.

Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.

Печального и грустного козлёночка.

Страдающего Гадкого утёнка.

Радостную мартышку.

- Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?

- Конечно, улыбаться было приятней.

-Мы говорили с вами о животных, а как же у людей. Посмотрите на ребят на рисунке на с.48 в учебнике. С кем из них вы хотели бы пообщаться  и объясните почему?

- Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.

 (Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.

- У каждого из вас есть друг (подруга) и к нашему уроку вы оформили замечательную выставку портретов своих друзей.

- Давайте выясним, чем различаются понятия «друг» и «приятель»?

- Что вам нравится в ваших друзьях?

- Знаете ли вы их увлечения?

- В чём бы вы хотели походить на друга?

- А теперь подумаем, как поступают настоящие друзья.

-Если вы попали в беду, что сделает ваш друг?

-  Если вы совершите плохой поступок, какую ему оценку даст

настоящий друг?

- А как вы утешаете друзей, если у них возникли неприятности?

-Что вы советуете им?

- Умеете ли прощать им обиды?

- Как вы назовёте учеников, которые учатся с вами в одном классе?

- А теперь поразмышляем о том, что нравится вам в одноклассниках, друзьях?

- Дружный у вас коллектив?

Есть ли у вас друзья среди одноклассников?

- Где вы бываете вместе?

- Кого же вы можете назвать своим другом?

Послушайте стихотворение А.Барто “Требуется друг”. Читают две девочки.

Все живут, не тужат, а со мной не дружат,

 Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.

 Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

 Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

 Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!

 Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.

 А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”

 Не вставать же на колени уговаривать подруг,

 Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”

-Почему с девочкой никто не хотел дружить?

- Что бы вы ей посоветовали?

- Можно ли заставить насильно дружить?

- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

- Попробуйте объяснить, кого вы называете своим другом.

- Друг - тот, кто ...

- Так что же значит «дружить»?

- Мы с вами пришли к выводу, что дружить - это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.

- Настоящую дружбу ничто не разрушит.

Как найти друзей? Ответ очень простой - будь хорошим другом сам.

- Сегодня на уроке нам с вами надо решить ещё одну проблему, а какую, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение Б. Заходера.

Завтра новоселье

 В доме у мартышки:

 Музыка и танцы,

 Пироги и пышки!

 Приходите в гости

 Все кому охота! -

 Позвала Тушканчика,

 Жирафа, Бегемота, Зебру, Антилопу,

 Мышку и Слона –

 Всех, кто не кусается, позвала она.

Б.Заходер

- Какой праздник был у Мартышки?

- Кого она пригласила в гости?

- Кто догадался, о чём мы сейчас с вами будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы поговорим, как следует себя вести в гостях у друга, бывая на его дне рождения.  Как надо принимать гостей, как приглашать в гости и как развлекать гостей?

 

- Обсудим вместе, как правильно отпраздновать День рождения.

- Кого пригласим на праздник?

(В гости приглашают близких друзей.)

 - Каким образом можно пригласить друзей на праздник?

(начинать с пригласительных открыток, или со звонка другу по телефону, пригласить лично)

- Как  вы думаете, какие слова вы должны при этом сказать, или написать?

- Что вы ответите другу, если тоже получите такое же приглашение?

( Слова благодарности, нужно сказать, сможем мы прийти на День рождения, если не сможем, то объяснить почему.)

- А вот и гости. Подумайте, какими словами встретите гостей?

- Какие слова говорят гости?

 О чём вы думаете, когда выбираете подарок?

- Что вам хочется подарить другу?

 - Чтобы вы пожелали ему в День рождения?

- Как надо принимать подарки, что говорить при этом?

(Цветы поставить в вазу; коробку конфет открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)

- Представьте, что имениннику подарили два одинаковых подарка, как себя он должен вести. Что сказать надо?

-  Как вы считаете, вежливо ли заказывать подарки?

- Рассмотрите, что подарили ребятам своим друзьям на с. 49, в учебнике.

- Предположите, почему они выбрали такие подарки.

- Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».

- Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»?

- Лучший подарок тот, что сделан своими руками. Чтобы правильно выбрать подарок нужно знать вкусы и увлечения своих друзей. Послушайте стихотворение и подумайте, чему оно вас учит.

На день рожденья Кактусу

 Подарок подарили.

 И поздравленья Кактусу

 Любезно говорили:

 - Примите, милый Кактус,

 От нас сегодня в дар

 Прекрасный - распрекрасный

 Большой воздушный…БАХ!

 Запомни, что неловко,

 Дарить мышонку мышеловку,

 Лисе – капкан,

 Ежу – крючок,

 А поросенку – пятачок!

- О чём стихотворение?

- Всегда ли нужен повод, чтобы сделать подарок другу?

- Когда вы считаете, что этот день прошёл хорошо? Выберите ответ:

А) Было много вкусной еды.

Б) Играли в интересные игры.

- Почему вы так считаете?

Посмотрите на с. 49, рисунок слева вверху. Все ли за столом ведут себя как полагается?

- Какие правила поведения за столом нарушил мальчик?

- Какие ещё правила нужно соблюдать за столом?

- Рассмотрим рисунок справа.

- Во что играют ребята в гостях?

- В какие ещё игры можно играть в гостях?

- Догадайтесь, какая работа нам сейчас с вами предстоит.

Пословицы недаром молвятся,

 Без них прожить никак нельзя!

 Они великие помощницы

 И в жизни верные друзья.

(Будем объяснять пословицы)

Поиграем в игру «Собери пословицу».

На с.50, найдите продолжение пословиц и объясните их смысл.

- А теперь вы должны дружно поработать друг с другом. В конвертах лежат  листы с героями разных сказок. Найдите им друзей.

Игра “Кто с кем дружит, кто кому нужен” (картинки с изображением сказочных героев)

Проведите  тропинки, соединяя друзей.  (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и    крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина)

Пока все работают на местах, одна пара выполняет задание у доски.

- Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей?

 -  Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

-А сейчас я предлагаю вам  послушать стихотворение Михаила Пляцковского “Поеду к бабушке в деревню”.

- Послушайте его и скажите: “О каких друзьях говорится в этом стихотворении?” (Читает ученик.) (с. 51)

- О каких друзьях говорится в этом стихотворении?

- А есть ли у вас такие друзья?

- А где можно наблюдать за такой дружбой?

- В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Будем работать в группах по 4 человека.

- У каждой группы свой докладчик, который расскажет о работе группы. Если группа закончит работу, все участники берутся за руки и поднимают их над головой.

На эту работу я вам даю 5 минут.

Правила работы в группе:

уважать мнение товарищей;

слушать и слышать друг друга;

не обижать и не обижаться;

быть внимательным;

участвовать всем.

Задание у каждой группы свое, на отдельных листах.

- Даю конверты, в конвертах описание проблемной ситуации. Обсудите данную ситуацию в группе и прокомментируйте  её.

1 гр. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ваши действия.

2 гр.Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Ваши  действия.

3 гр. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Ваши действия.

4 гр. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. Ваши действия.

5 гр. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. Ваши действия.

Отчёт групп.

Обобщающая беседа

- Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. Надо считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, надо уметь предложить помощь так, чтобы не обидеть своего друга.

В мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски)

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы.

Дом Дружбы

Подарок

Подарок

Счастье

Счастье

Мир

ир

Мир

Радость

Радость

Любовь

Любовь

Доверие

Доверие

-  А эти кирпичики нам не пригодились:

Горе

Злость

Жадность

Жадность

Гнев

Гнев

- Ваш дом дружбы построен. Посмотрите, на человечков. Кого из них вы хотели бы поселить в нашем доме. Почему?  (Ребята прикрепляют улыбающегося человечка  рядом с «Домом Дружбы»)

- О чём же главном мы говорили сегодня на уроке? С кем приятно дружить?

-Ребята, а какое настроение было у вас сегодня на уроке?  У каждого из вас на партах облачко. Покажите своё облачко-настроение. Прикрепите  своё облачко на доске, где прикреплено красивое улыбающееся солнышко.

 -Если настроение хорошее, облачко не закрывает солнышко.

-Хорошее настроение помогает и в дружбе, и в делах. А с чего начинается дружба?

-Правильно с улыбки.

- И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песенкой крошки енота, который боялся своего отражения, но помирился с ним, лишь улыбнувшись ему.

Звучит песенка «Улыбка» В. Шаинского (видеофрагмент из мультфильма о Крошке Еноте)

Для всех:

1.Творческое задание на с. 50. Описать друга или подругу. Как они выглядят, каков их характер, чем они увлекаются, что умеют делать.

Кто желает:

2. Я предлагаю вам написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать этому человеку письмо.

3. Принести фотографии из семейного альбома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс по теме:"Твои друзья"

Урок по теме"Твои друзья" даёт первичные представления о том, что такое дружба, кого можно назвать друзьями. Во время работы учащиеся выводят правила дружбы....

Урок окружающего мира по теме "Ты и твои друзья. Правила дружбы"

Цели урока:     расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;    ...

Урок, окружающего мира. 2 класс. УМК «Школа России» Ты и твои друзья

Цель: формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом;научить  формулировать правила  этикета; умение работать с пословицами; воспитывать умен...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК Гармония по теме "Верные друзья и помощники"

Конспект урока составлен по учебнику О.Т. Поглазовой 1 класс по теме "Верные друзья и помощники"...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс. Тема:Ты и твои друзья»

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Ты и твои друзья»Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия, а именно принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за ст...

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа...