формы земной поверхности
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Калугина Ольга Владимировна

урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку2.87 МБ
Microsoft Office document icon конспект урока61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  Формы земной поверхности

Цели урока:

Формирование представлений о формах земной поверхности.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить детей с основными формами земной поверхности;

познакомить  со строением холмов и гор

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;

Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру школьников.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия".

Методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные:  (объяснительно-иллюстративные).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование урока:

Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, сканер, принтер.

Литература: Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" автор А.А. Плешаков. 2010 г.                                                

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания. Учитель выдает двум ученикам карточки для самостоятельной работы. Ученики готовят ответы, а затем отвечают. Проверка осуществляется с помощью слайдов.

Карточка 1. Артем Митусов.

Задание:

Объясни, что такое горизонт?

Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2. ( Линия становится пунктирной)

Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Слайд .(Появляются названия сторон горизонта по щелчку.)

Карточка 2. Даня Кравченко.

Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. Слайд . (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус- по щелчку).

Остальные дети выполняют задания учителя в тетрадях.

Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:

"Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2

часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

По окончании работы  идет самопроверка, затем сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка.

Результат проверки:

Без ошибок – 23 чел.

С 1- 2 ошибками – 4 чел. – ошибка – 1час на восток и 3 часа на восток.

С 3 – 5 ошибками – 2 чел. – ошибка – 1час на запад и 2 часа на запад.

III. Постановка проблемного вопроса.

(Вася Крупянко

 читает стихотворение)

Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

-Перед вами карта. Как она называется? ( физическая  карта России.)

- Что Вы можете рассказать об этой карте.( на карте синим цветом показаны океаны, моря, реки, озера, зеленым равнины, горы коричневым. )

-  Что на физической карте обозначено  коричневым и зеленым цветом? (Горы, равнины.)

- Как вы думаете, какая будет тема урока ? ( горы и равнины.) Да. Тема урока- основные формы земли. Слайд.

- Что вы уже знаете об этих поверхностях земли?(горы высокие лежит снег на верху равнины ровные.)

 - Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.)  

Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Слайд.

Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины".  

- Вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).

- Равнины бывают плоские и холмистые.

- Что вы видите на первой картинке? (Холмистая равнина.)

- На второй? (Плоская равнина).

-Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

-Откройте учебники на странице 92-93. Что перед вами? ( физическая карта).

- Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. (Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

Результат проверки: все ребята правильно нашли равнины. По слайду проверили,по щелчку открывались равнины.

- Обратите внимание каким цветом показаны равнины на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом).

-Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения).

- Возвышения на равнине - это холмы.

- На доске слова: вершина, склон, подошва. Прочитайте слова их и скажите какое отношение они имеют к нашей теме?( у холма есть вершина, склон, подошва.

На стр.79 найдите самостоятельно что такое подошва, склон и вершина.(дети сам- но находят ответ.)

-Что такое вершина? подошва? склон?

(Подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склонОн может быть пологим и крутым.)

IV. Работа в тетради.

В тетради на странице 32 подпишите части холма. Самопроверка. Взаимопроверка.

Дети проверяют работы друг друга и выставляют отметки:

Ни одной ошибки - 5

Одна-две ошибки - 4

Три-четыре ошибки - 3

Результат проверки: справились с заданием все, кроме Насти Сивак. Ошибка в названии крутого и пологого склона - перепутала названия.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение изучения нового материала.

-Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги.

Егор Крыгин  расскажет как образуются овраги.

 На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

-  Извилистое резкое понижение местности – что это? Назовите на какой картинке показан овраг?

-Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора.

- Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) 

- Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

- Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)

-Откройте физическую карту России в учебнике с. 92-93.

-Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте.  (коричневым)

- Какие горы вы нашли на карте? ( Уральские и Кавказские горы.)

-Кто-нибудь из вас был в горах?

- Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

-Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем.

-Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье.

Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом.

- Какая гора самая большая? ( Эльбрус.) Кто из известных писателей бывал на Кавказе? ( Пушкин,Лермонтов). Самая низкая часть горы – что такое?

 Послушайте стихотворение, в котором  поэт описывает Кавказ.

Андрей Лысиков читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу".

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.

-Уральские горы издавна считались естественной границей, разделяющей две части света - Европу и Азию . Эти горы не высоки. лишь несколько вершин достигают полутора тысяч метров над уровнем воды.

- Почему Уральские горы являются естественной границей?

-Этими  лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

VII. Итог урока. Рефлексия

-С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)

- Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

-Какая форма земной поверхности называется холмом? (возвышения на равнине).

- Какая форма земной поверхности называется оврагом ? (углубления с крутыми склонами).

- Какие горы нашей страны вы можете назвать? (уральские и кавказские).

- Какие равнины вы знаете?

На доске появляется схема. "Формы земной поверхности".

- Как вы оцените свою работу на уроке. Что нового узнали? Комфортно вам было на уроке?

- На уроке поработали все хорошо.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по окружающему миру по теме «Формы земной поверхности».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся по теме "Формы земной поверхности". Тест  составлен по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Формы земной поверхности

Формы земной поверхности. 4 класс. Урок ознакомления с окружающим миром...

Формы земной поверхности.

2 класс. Программа "Гармония"....

Формы земной поверхности

презентация к уроку "Формы земной поверхности" 2класс . программа"Школа России" 2класс...

Тема: Формы земной поверхности. Водоемы

Урок окружающего мира во 2 классе по программе Плешакова...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...