Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. - урок по окружающему мир 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Татьяна Анатольевна Косырева

 

Тема: Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Цели: - познакомиться с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;

- сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;

- развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: словарь Ожегова, учебник, тетрадь.

  1. Организационный момент. Слайд 1

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Приглашаю вас в удивительное и увлекательное путешествие в мир, который нас окружает. Нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями. И всегда с нами будут наши верные друзья: учебник, атлас и тетрадь.

Слайд 2. Учебник состоит из двух частей. Весь материал объединяется в разделы. Сколько разделов в первой части? (3 раздела)

Обратите внимание на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. Что означает «ученый кот»? О чем говорит «зеленый кружочек»? О чем вы узнаете, прочитав материал, обозначенный «снежинкой»? Еще на страницах учебника встречаются рубрики.

А сейчас предлагаю проверить, как вы усвоили условные обозначения. Слайд 3. Отгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (кот, рубрика, снежинка) Ключевое слово: кружок.

физминутка

  1. Работа над темой.

Слайд 4. Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов.

Слайд 5. Откройте тетради и запишите тему урока.

Слайд 6. Сначала мы должны с вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. (ответы детей)

Чтобы быть более точными в высказываниях, обратимся за помощью к нашему учебнику. (с. 4)

А как же дает толкование этого слова Ожегов в своем словаре?

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Даже пещерные люди наблюдали звездное небо. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Слайд 7. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

  1. Работа над темой «Вселенная».

Слайд 8. С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Предположительно, Вселенная возникла в результате невообразимо мощного Большого Взрыва, который произошел примерно 15 миллиардов лет назад.

Слайд 9. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Слайд 10. Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними Юпитер, из всех великан,

А дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Мы скоро пройдем планетарный закон.

Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. Существует несколько гипотез о том, как родилась Солнечная система. Одни считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета. Другие утверждают, что планеты возникли из холодного вещества (туманность из газа и пыли).

физминутка

  1. Беседа «Солнце».

Отгадайте загадку.

Голубой платок, алый клубок

По платку катается, людям улыбается. (солнце)

Слайд 11. Что вы можете сказать о Солнце? (ответы детей)

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны. Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок.

  1. Работа с учебником и тетрадью.

Слайд 12. Продолжить разговор о Солнце нам поможет статья учебника на с. 6, 7. Впишите в текст тетради недостающие данные (с. 3 № 3).

Дайте определение словам в задании № 1.

Выполните задание № 2.

  1. Подведение итогов. Слайд 13.

Какие новые слова вы узнали на уроке? (астрономия, астроном)

Что такое астрономия? (Наука о космических телах)

Что такое Вселенная? (это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами)

Что такое Солнечная система? (солнце и движущиеся вокруг него небесные тела)

Назовите планеты солнечной системы.

  1. Домашнее задание.

Записать новые слова в словарик;

Прочитать текст (с.4 – 8), ответить на вопросы «Проверь себя»;

Выполнить задание № 2 * с. 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_1_mir_glazami_astronoma.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОТ КНИЖКИ НА СТОЛЕ, А ВОТ – ТЕТРАДКИ. НЕ ХОЧЕТСЯ ИГРАТЬ СЕГОДНЯ В ПРЯТКИ, И НЕДОСУГ ДУТЬ НА КОРАБЛЬ БУМАЖНЫЙ – СЕГОДНЯ В КЛАССЕ У РЕБЯТ УРОК УЖ БОЛЬНО ВАЖНЫЙ!

Слайд 2

3 РАЗДЕЛА «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» «ПРИРОДА РОССИИ» «РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ»

Слайд 3

РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД КАКОЙ ЗНАК У «КОПИЛКИ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ»? КАК НАЗЫВАЕТСЯ СТАТЬЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ? ЗНАК СТАТЬИ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ. 1 2 3

Слайд 4

урок № 1 Окружающий мир 4 класс

Слайд 5

ЦЕЛИ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НАУКОЙ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ВСЕЛЕННУЮ, - АСТРОНОМИЕЙ; СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВСЕЛЕННОЙ, О РАЗМЕРАХ И ПРИРОДЕ СОЛНЦА КАК ЦЕНТРА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ И БЛИЖАЙШЕЙ К НАМ ЗВЕЗДЫ; РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И УМЕНИЕ НАБЛЮДАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.

Слайд 6

С. И. ОЖЕГОВ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ» АСТРОНОМИЯ – НАУКА О КОСМИЧЕСКИХ ТЕЛАХ, ОБРАЗУЕМЫХ ИМИ СИСТЕМАХ И О ВСЕЛЕННОЙ В ЦЕЛОМ. АСТРОНОМ – СПЕЦИАЛИСТ ПО АСТРОНОМИИ.

Слайд 11

Гелиос Ра Ярило

Слайд 12

Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет … км. Температура на поверхности Солнца составляет … , а в центре Солнца … .

Слайд 13

Какие новые слова вы узнали на уроке? Что такое астрономия? Что такое Вселенная? Что такое Солнечная система? Назовите планеты солнечной системы.

Слайд 14

Записать новые слова в словарик; Прочитать текст (с.4 – 8), ответить на вопросы «Проверь себя»; Выполнить задание № 2 * с. 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце".

Итоговый тест по теме: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце". А.А. Плешакой "Окружающий мир" 4 класс....

Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"

Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 классов. Программа А.А. Плешаков Окружающий мир...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Цели и задачи  урока:1)    Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...

Тема урока:«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». 4 класс. Тип урока: проблемно-диалоговый.

Раздел учебника А. А. Плешакова "Мир вокруг нас",  по которому  разработан сценарий урока – «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». Тип урока:  проблемно-диалогов...

Урок в 4-м классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.) на тему "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце"

познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, де...