Главные вкладки

    Водоемы Краснодарского края
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Щадей Лариса Анатольевна

    План-конспект проекта по теме: "Водоемы Краснодарского края"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vodoemy_kraya.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Щадей Л. А.

    Тема: Водоемы нашего края

    Цели урока:

    Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

    Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.

    Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

    - Чтобы  тему урока узнать,

    Кроссворд нам надо разгадать!

    2

    4

    6

    7

                                                     

    3


     1

    5




                                                                                                                                                                                           Вопросы к кроссворду:

    1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. 2. Место, где река берет свое начало. 3. Нижняя часть горы, холма. 4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самое теплое море России. 6. Форма поверхности. 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...

    (Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны.

    Ключевое слово: ВОДОЕМЫ.)

    - Тема урока: «Водоемы нашего края».

    II. Формулирование темы и цели урока.

    - Вспомните особенности проектной деятельности. Сегодня на уроке  распределение ролей участников проекта – внутри каждой группы.

    1. Обсуждение задания (коллективно)

    2. Знакомство с терминологией («теоретики»)

    3. Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

    4. Формулирование выводов («аналитики»)

    5. Применение результатов («исследователи»)

    Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

               В результате обсуждения дети называют следующие цели: узнать новые сведения о водоемах нашего края, о животном и растительном мире водоемов, о роли человека в природоохранной деятельности.

    III. Практическая работа.

    Дети работают в группах

    1. Раздел «Моря».

    У детей карточки с изображением

    1. Раздел «Озера».
    2. Раздел «Реки»
    3. Раздел «Значение  водоемов в жизни человека и их использование».

    IV. Защита проекта.

    На территории Краснодарского края 2 моря. (Слайд)

    По площади Азовское море в 11 раз меньше Черного. Это самое маленькое и самое мелководное море России. В древности его называли Меотийское болото, а в средние века - Сурожское море. Почему оно легко замерзает зимой? (Самая большая глубина его 15 метров, вода менее соленая, чем в Черном.) А летом сильно прогревается и температура воды у берегов достигает 30 градусов. Воды Черного и Азовского морей соединяются Керченским проливом. Найдите его на карте. Через этот пролив Черное море «осолоняет» Азовское, т.е. более соленая вода из Черного моря поступает в Азовское.

    Азовское море славится рыбными запасами. Это сельдь, судак, осетровые. Для сохранения рыбных запасов построены рыборазводные заводы.

    По морю перевозятся различные грузы, на Азовском побережье идет мощное строительство портовых сооружений. Найдите на карте крупные города на побережье Азовского моря (Ейск, Темрюк, Приморско-Ахтарск).

    В давние времена море называли турецким названием Кара-Ден-гиз («кара» - черный). Оно омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Абхазией. Самая большая глубина 2 245 метров. Вода соленая. Оно теплое, не замерзает. Температура моря летом 27 градусов тепла.

    Черное море связывает Россию с многими странами мира. В Новороссийский порт заходят корабли Болгарии, Румынии, Турции, Англии и т.д. На Черноморском побережье расположены города: Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи. Черноморское побережье является Всероссийской здравницей. В санаториях, туристских базах, находящихся на берегах морей, лечатся взрослые и дети.

             Многообразие  растительного  мира в  морях  поражает  человека.  В  Черном  море  насчитывается  свыше  250  видов  водорослей. По  содержанию  витаминов  водоросли  не  уступают  апельсинам  и  ананасам.  Из  них  готовят  вкуснейшие  салаты,  супы, гарниры  к  блюдам, добавляют  в  шоколадные конфеты, мармелад,  пастилу,  компоты,  соусы,  сиропы  и  мороженое.  А   также  в  хлеб,  чтобы  он  долго не  черствел. Кроме  мелкого  планктона   в  Черном  довольно  моллюсков, рыб, млекопитающих..   СЛАЙД                    

    Скопления  медуз  могут  достигать  18  метров.  Иногда  в  сеть  вместе  с  мелкой  рыбой  (например, хамсой)  попадает  столько  медуз,  что  невозможно  отделить  от  них  рыбу. СЛАЙД

            Встречаются  в  морях нашего  края и  крабы:  мраморный,  каменный,  травяной. Они  не  достигают  здесь  больших  размеров  ( обычно до  20  см ). Тело  краба  покрыто  твердым  панцирем.  Во  время  роста  этот  панцирь  несколько  раз  лопается,  краб  «линяет». Он  совсем  беспомощный  в  этот  период,  поэтому  обычно  прячется  глубоко  в  трещинах  скал. Постепенно  у  него  нарастает и  твердеет  новый  панцирь. СЛАЙД

            В  Черном  море  известно  180  видов  рыб. Некоторые  виды  обитают  в  море постоянно,  а  ставрида,  скумбрия,  тунец  приходят  весной  из  Мраморного  моря.  Это  теплолюбивые  рыбы. Осенью  они  идут  обратно,  для  них  зимняя  черноморская  вода  холодна. СЛАЙД

              В  море  встречаются  три  вида  дельфинов:  афалин,  белобочка,  азовка. Самым большим  из  них  является  афалин  (3 – 4  метра            в  длину).

               Дышат  дельфины легкими,  а  не  жабрами.  Пробыть  под  водой  они  могут  всего  около  получаса.

               Живут  дельфины  20 – 30  лет,  вес  их  от  30 до  80  кг.

               Дельфины – млекопитающиеся.  Молоко  дельфина  в  10  раз  жирнее  коровьего.

               За  сутки  взрослый  дельфин  съедает  до  10  кг  рыбы.

               Спят  дельфины  5 – 6  часов  в  сутки,  но  не  подряд,  а  «порциями»  по  15 – 20  минут.  Промысел  дельфинов  во  всех  морях  России  запрещен  с  1966  года. СЛАЙД

    Рядом с побережьями Азовского и Черного морей образовались озера, отделенные от моря наносным валом: Ханское, Голубицкое, Соленое, Чембурка, Суджукское. Эти озера соленые. Грязь, находящаяся в этих озерах, используется в лечебных целях.

    Озера есть в долинах степных рек и в низовье Кубани. Рядом с городом Армавир находятся два Убеженских озера - Большое и Малое. Грязи их целебные.

    Из горных озер по размерам выделяется озеро Абрау, расположенное недалеко от города Новороссийска. В него впадает река Абрау и ряд мелких ручьев. Используется как зона отдыха, а также для разведения некоторых пород рыб.

    Недалеко от озера Абрау есть озеро Дельфинье. Это озеро приспособлено для показа аттракциона с морскими животными. Вода в нем соленая, глубина 7 метров. В 1983 году здесь сооружен дельфинарий, который работает в летнее время. Кто из вас был там? Что можете рассказать?

    Второе по величине - озеро Кардывач - находится недалеко от поселка Красная Поляна. Его окружают высокие горы, покрытые вечными снегами. Рыбы в нем нет, растительности тоже. Как вы думаете, почему? (Летом вода в озере не прогревается выше 12 градусов, 7-8 месяцев озеро сковано льдом.)

    Разнообразие климатических условий, характер рельефа, растительности определяют режим рек края. В нашем крае насчитывается около 700 больших и малых рек! С чем это может быть связано?

    Река Кубань - важнейшая водная артерия края. Как вы думаете, почему? (Это одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа) Кто знает, где берет начало река Кубань? (Она берет начало на западном склоне высочайшей вершине Кавказа - Эльбруса, началом реки Кубани считается место слияния рек Уллукам и Учкулам, вытекающих из-под ледников). Длина Кубани вместе с Уллукамом 941 км, из них на территории края ее протяженность около 700 км (среднее и нижнее течения). А где находится остальная часть реки и сколько километров она составляет? Определите по карте. Площадь бассейна реки Кубани 58 тыс. км, питание реки смешанное. Что это значит? (Ледниково-снежное, дождевое и грунтовое). Происходит несколько паводков в год, наибольший из них бывает в июне, когда таяние ледников совпадает с ливневыми дождями.

    В верховьях Кубань -типичная горная река, стремительно текущая в узкой долине, с крутыми и местами отвесными склонами. В верхнем течении долина реки глубока, сложена она песчинками, сланцами, известняками. Начиная от Черкесска и ниже, долина ее расширяется, берега становятся отлогими, холмистыми. Течет в северном направлении. В среднем течении от Невинномысска река вырывается из горных теснин на предгорную равнину. Как вы думаете, что происходит со скоростью? (Она падает). Она несет свои воды в северозападном направлении, блуждает по пойме, то разделяясь на рукава, то образуя петли. Извилистость Кубани настолько велика, что на некоторых участках путь по реке примерно в 2 раза длиннее, чем расстояние по прямой между теми же пунктами. Найдите их на карте.

    В нижнем течении, от Краснодара до устья, Кубань расширяется, становится плохо выраженной. На своем пути к морю у хутора Тиховского Красноармейского района, в 116 км от устья, река Кубань делится на два рукава: собственно Кубань, впадающая в Азовское море у Темрюка, и Протоку, впадающую в это же море у поселка Ачуево, блуждая по плавням. Найдите эту часть реки на карте.

    А вы знаете, что более полутора веков назад Кубань впадала в Черное море?

    Самой  мощной  и  второй  по  длине  из  притоков  Кубани  является  река  Белая.  Её  истоки  находятся  на  склонах  горного  массива  Фишт – Оштен,  проделав  путь  в  265  км,  она  впадает  в  Краснодарское  водохранилище  на  реке  Кубань.

    Река  бурная,  прорыла  в  горных  породах  глубокие  каньоны,  ущелья,  в  отдельных  местах  имеет  отвесные  берега.

    При впадении в Азовское море степные реки образуют плавни. Найдите на карте плавни. Это заболоченные земли. Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И только миллионы лягушек, этих «кубанских соловьев», перед дождем или по вечерам нарушают тишину своим оглушительным концертом.

    Плавни  Приазовья    заросли   подводной  и  надводной  растительностью.  

    Среди  подводной  растительности  преобладают  харовые  водоросли,  роголистник,  рдесты,  белая  и  жёлтая  кувшинки  и  редко  встречающийся  водяной  орех – чилим.

         Надводная  растительность  представлена  камышом,  осокой,  тростником,  рогозом,  ежеголовником. К влаголюбивым  растениям,  встречающимся  по  водоёмам  края,  относятся  также  телорез,  сусак,  стрелолист.

           Иногда плавни путают с лиманами. Лиманы – это тоже мелкие водоемы, но вода в них живая, то есть не стоячая. В переводе с греческого языка слово лиман обозначает озеро, болото, залив. Весной, когда реки полноводны, лиманы наполняются водой, а летом мелеют. Лиман – настоящий рай для водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая столовая. 

            Их  глубина  колеблется  от  полуметра  до  2 – 3 метров. Большинство  лиманов  имеют  пологие  берега,  покрытые  влаголюбивой  растительностью. Вода  приазовских  лиманов  солёная,  лиманы  степных  рек,  не  доходящих  до  моря,  имеют  пресную  воду.

                   В  лиманах  встречается  очень  редкое  для  края  растение  тропиков – лотос.  Он  завезён  к  нам  в  1950  году  из  Африки.  Крупные  щитовидные  листья  лотоса  плавают  по  воде.  Цветок  очень  красивый,  розового  цвета,  издаёт  сильный  аромат.

                   Лотос  издавна  известен  как  лекарственное  и  пищевое  растение.  В  старину  он  считался  символом  молодости  и  красоты. На  своей  родине,  в  Индии,  его  почитают  священным.  Красота  лотоса  с  древних  времён  пленяла  поэтов  и  художников,  в  своих  произведениях  они  воспели  это  удивительное  растение.

    Река  Кубань  и  другие  реки  во  времена  паводков,  проявляя  своенравный  характер,  выходили  из  берегов,  и  вода  затопляла  огромные  территории.

    Издавна  население  стремилось  обуздать  строптивый  нрав  Кубани  и  защитить  свои  поля  и  жильё.  Поэтому  и  стали  люди  строить  заградительные  дамбы  и водохранилища.

    Краснодарское  море обеспечивает  сейчас  водой  рисовые  поля,  устраняет  угрозу  наводнения  в  низовьях  Кубани,  является  удобным  водоёмом  для  разведения  ценных  пород  рыб.

    Достопримечательностью  края  являются  многочисленные  водопады,  образованные  на  горных  реках.  Прокладывая  себе  путь  в  горных  породах,  воды  реки  вдруг  низвергаются  с  уступа,  образованного  на  её  пути  и  достигающего  иногда  значительной  высоты.

    Многие  водопады  края  находятся  в  верховьях  горных  рек,  особенно  в  бассейне  реки  Мзымты.  Наиболее  значительными  являются  Агурские,  Ореховый, Аибгинский,  Безымянный,  Изумрудный,  Пшадские  и  другие  водопады.

    1. А что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы -это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)
    2. Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А

    всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155, 5-ый абзац и на стр. 156.

    1. Как взрослые и дети должны охранять водоемы? {Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

    В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

    Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах.

    После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.

    Памятка

    1. Не бросай мусор в воду.
    2. Не оставляй мусор на берегу.
    3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

    1. Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? {В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)
    2. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Слова».

    Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу, и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!

    VI.Самоанализ проектной деятельности.

    Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины трудностей.

    VII. Подведение итогов урока.

    Определяется значение проекта.

    VIII. Домашнее задание: стр. 154 – 158


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Водоемы Краснодарского края.

    Представленный материал подготовлен для урока кубановедения в 4 классе по теме "Защита и использование водоемов Краснодарского края" (урок-соревнование). Также предлагается презентация к уроку....

    Презентация к уроку кубановедения "Водоемы Краснодарского края"

    Презентация к уроку кубановедения "Водоемы  Краснодарского края"...

    : Водоемы Краснодарского края : моря, реки, озера, водохранилища, лиманы .

    Несколько тысячелетий назад Черное море называлось  Меотическим  , древнегреческий  историк Герорд писал : «Из всех морей оно по своей природе самое удивительное»....