Открытый урок "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Тема урока: Леса России.

Цели:

1.     сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

2.     ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесами;

3.     познакомить с растительным и животным миром;

4.     развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

Оборудование:

презентация;

конспект урока

учебник

рабочая тетрадь

тесты

карточки- помогайки

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке (слайд «Солнышко»). Солнышко посылает вам свои тёплые и добрые лучи.

Снова пришел долгожданный миг – 
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка знаний и умений.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (слайд) (по тундре)

- Что вы скажете о географическом положении тундры? (слайд с картой) (Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

- Покажите её на карте.

- В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)

- Мы повторили с вами, а теперь выполним тест.

Тест “ТУНДРА”

1) Зона тундры расположена…

a)     севернее арктических пустынь;

b)    южнее арктических пустынь.

2) Тундра находится …

a)     на равнинах;

b)    на возвышенностях;

c)     в горах.

3) В тундре…

a)     ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности;

b)    длинная суровая зима, жаркое лето;

c)     длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.

4) Главное занятие коренного населения тундры – …

a)     рыболовство;

b)    оленеводство;

c)     земледелие.

5) Растения тундры…

a)     высокие с мощными корнями и широкими листьями;

b)    низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6) К тундровым растениям относятся…

a)     лишайники, мхи, полярные маки;

b)    кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;

c)     карликовая ива, мох-ягель, черника, голубика, брусника, морошка.

7) В тундре обитают…

a)     тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки;

b)    песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень;

c)     верблюды, лошади, коровы.

Взаимопроверка теста (слайд с ключом):1 – b; 2 – а; 3 – с; 4 – b; 5 – b; 6 – с; 7 – b.

 

 

 

 

 

– У кого не было ошибок? Молодцы!(отметки по желанию). По результатам теста я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.

 

III. Сообщение темы и целей урока.

Песня (Ада Якушева, «Я приглашаю вас в леса», 1 куплет + картинки с лесом)

- В этой песне спрятана тема нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправиться наша экспедиция? (слайд) (лесная зона). Тема нашего урока: «Леса России».

- Для чего? (узнать, где расположена, какие есть растения и животные). Нужно ли вам знать об этой природной зоне?

- Я думаю, что каждый из вас узнает для себя что-то интересное и полезное, и полученные знания пригодятся вам в жизни.

 

IV. Работа над новой темой.

- (слайд с картой природных зон) Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту? Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно  для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет)

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.

Опрос 1 – 3 учащихся.

- Итак, сделаем вывод.

Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно­европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.

– Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена розовым цветом.)

– Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)

– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

– Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.   

 

VI. Физминутка.

Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).

- Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).

- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

- Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

 

VII. Работа по теме.

- Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Для этого вы сейчас будете работать в группах (слайд с картой природных зон). На это дается вам 7 минут, подготовьте человека, который будет выступать от группы.

Работа в группах:

Первая группа – ботаники, расскажут о том, какие деревья растут в тайге (учебник стр. 98-99, карточка «Помогайка №1»).

1.     Что называют тайгой?

2.     Природные условия тайги.

3.     Что общего у всех растений тайги?

4.     Какие растения растут в тайге?

Вторая группа – ботаники, расскажут о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 103, картинки с изображением растений, гербарий, карточка «Помогайка №2»).

1.     Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2.     Природные условия этих лесов.

3.     Что объединяет растения этих лесов?

4.     Какие растения растут в этих лесах.

Третья группа – зоологи, расскажут о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 100-102, карточка «Помогайка №3»).

1.     Птицы тайги, что их объединяет.

2.     Животные тайги, что их объединяет.

3.     Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах).

Рассказ первой группы ботаников (слайд с тайгой).

После рассказа первой группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.

Рассказ второй группы ботаников (слайд с широколиственными и смешанными лесами)

После рассказа второй группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.

Рассказ группы зоологов (слайд с животными леса)

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Какое разнообразие насекомых – жуков, бабочек. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Предлагаю вам послушать стихотворение (читает подготовленный учащийся):

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

 

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

 

Нагнусь к нему напиться -

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна

Нас ждут в лесу рябины,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

 

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенёк.

 

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

                         С. Никулина

 

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? Как вы относитесь к лесу любите ли вы отдыхать в лесу?

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека (слайд с таблицей).

 

 

 

 

 

 

Значение леса

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для животных, растений

Защитник воздуха, водоёмов, почв

Обратить особое внимание на последнюю роль.

- Какие роли выполняет лес? (ответ учащихся на основе таблицы)

 

VIII. Закрепление, подведение итогов.

- Итак, давайте вспомним, какие три части можно выделить в лесной зоне. Давайте запишем это в схеме, которая находится у вас на парте (слайд).

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 


- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева) (слайд с правильным ответом).

- При помощи сигнальных карточек покажите, как вы справились с заданием (зелёный цвет – без ошибок, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – стоит ещё поработать над темой).

 

Домашнее задание.(по выбору)

(слайд)

Зелёный цвет – стр. 98-105 читать ответить на вопросы «Проверь себя», сочинить сказку о лесе

Красный цвет – стр. 98-105 читать, выполнить задания № 8,9 в рабочей тетради (с.34).

Жёлтый цвет – стр. 98-105 читать, , ответить на вопросы «Проверь себя»

 

Рефлексия.

- Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Конечно, солнышко. Давайте, сейчас мы с вами соз-дадим солнышко своими руками. Перед вами изображение трёх лиц: весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.

- Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня (учитель прикрепляет свой лучик). Я надеюсь, что это настроение останется у вас на протяжении всего дня. Спасибо за работу!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Интегрированный (математика + окруж.мир+технология) в 1 классе по программе "Школа России"

Интегрированный (математика + окруж.мир+технология) в 1 классе по программе "Школа России"...

Открытый урок "Россия - Родина моя"

Уров музыки "Россия - РОдина моя"...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...