Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дедова Маргарита Расимовна

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_rossii_lesa_rossii.docx31.92 КБ
Файл list_samootsenki.docx14.62 КБ
Файл test.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Природные зоны России Леса России

Цели: 

образовательные: усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах),  растениях  и  животных этой зоны, взаимосвязи в природе;

развивающие: развитие  умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;

воспитательные: воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Задачи: 

  1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
  2. Развивать умения структурировать информацию,  делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
  3. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.
  2. Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
  3. Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

  1. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
  2. Умение анализировать свои действия и управлять ими.
  3. Развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2.   Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
  3. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  1. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

Тип урока изучение и первичное закрепление знаний

Ход урока

Слайд 11.Организационный момент:

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Слайд 2Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный  мир природы.

2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания

Цель: организовать проверку домашнего задания с помощью фронтального опроса и  индивидуальной работы

Слайд 3 Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России».

а) Фронтальная работа.

Слайд 4- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)

Слайд 5- Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)

- Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?

- Почему же происходит смена природных зон?

- Покажите на глобусе пояса.

 2)Прежде чем отправиться в новое путешествие, проверим знания, которыми вы обогатились на предыдущем уроке.

б) Тест (Взаимопроверка)

- Для чего мы будем выполнять данный тест?

3. Самоопределение к деятельности.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

Чтение  стихотворения. С.Погореловского

Слайд 6 Здравствуй, лес.

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится-

Что за зверь? Какая птица?

Все открой – не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

- В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.

Слайд 7- Определите, в какую природную зону отправимся?

Слайд 8 - Сформулируйте задачи нашего урока.

Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит дремучий? (Дремучий - темный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)

Слайд 9А сейчас перед вами проблемный вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые?

4. Первичное усвоение новых знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

а) Работа с картой

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, на карту?

Слайд 10 Зона лесов находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западносибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Она находится в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и теплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

Какой мы можем сделать вывод о природной зоне лесов? (Эта природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России, поэтому есть различия  в климате, что определяет разные типы лесов).

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

-  А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

- Обозначьте на контурной карте  природную зону лесов

Слайд 11 б) Практическое  применение знаний. Работа в группах

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

- Подготовьте и представьте сообщение одноклассникам

Давайте вспомним правило работы в группе

Слайд 12  «Правила работы в группе»

Слушай, что говорят другие.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Не согласен – предлагай!        

Слайд 13 План изучения природной зоны

1. Название, изображение на карте.

2. Особенности природы:

Неживая природа

Живая природа

Взаимосвязи в природе

3. Использование природной зоны человеком.

4. Экологические проблемы и охрана природы.

1 группа  - Природная зона тайги

1.Что называют тайгой?

2.Природные условия тайги.

3.Растительный и животный мир

2 группа - Природная зона смешанных лесов

1.Какие леса называют смешанными?

2.Природные условия смешанных лесов

3. Растительный и животный смешанных лесов

3 группа - природная зона широколиственных лесов

1. Какие леса называют широколиственными?

2.Природные условия тайги.

3.Растительный и животный мир

- Какой мы можем сделать вывод о животном и растительном мире природной зоны лесов? (зона лесов отличается разнообразным растительным и животным миром.

Слайд 14 16

Слайд 17- Давайте сейчас вернемся к нашему проблемному вопросу, почему одни леса темные, а другие светлые?

Слайд 18 в) Коллективная работа.

Схема

Значение леса

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоемов, почв

-Как вы понимаете выражение «место отдыха»?

-А почему лес-аптека?

Какие лекарственные растения вы знаете? (береза, рябина, зверобой, шиповник, чистотел и др.)

-Расшифруйте третью строчку.

-А как лес может обогреть человека?

-Посмотрите вокруг. Какие вещи из дерева вы видите?

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-Для каких природных объектов лес-дом?

-Почему лес-защитник воздуха?

-Для чего лес является защитником?

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Какие экологические проблемы возникают по его вине в лесу?

-Как мы можем помочь в их решении?

 «Не руби берёзы белой,

Не губи глуши лесной.

Не губи и зла не делай,

А особенной весной.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.»

- Об этих проблемах поговорим подробнее на следующем уроке.

Слайд 19 5. Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

6. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

Выполнение теста

Тест «Природная  зона  лесов».

1) Природная зона лесов состоит из:

а) двух частей;

б) трёх частей;

в) четырёх частей.

2) Самую большую территорию занимают:

а) широколиственные леса;

б) смешанные леса;

в) тайга.

3) В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) сосны, дубы, ели;

в) лиственницы, пихты, липы, ели.

4) Лесным исполином называют:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

Слайд 20 Сверяют по ключу

(1) б; 2) в; 3) а; 4) б;

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.

Слайд 21 - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Задание – с.95-102. подготовить пересказ по теме, рабочая тетрадь стр. 48-50

2.Задание - подготовить презентацию об одном растении или животном леса (используя ресурсы интернета).

3.Задание – подготовить сообщение об одном из растений или животных изображенных на рисунке на стр. 102.

Слайд 22 - 23 8.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

- Какие леса образуют лесную зону?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

Слайд 24 Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа, давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это, давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым.

Всё это называется природа, давайте же сердца ей отдадим!

Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!  

- Выполните в листе самооценке последние отметки.

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

Слайд 25



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Фамилия  Имя  

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Зеленый

Желтый

Красный

1. Актуализация знаний.

2. Определение темы и   цели урока.

3. Работа  в группе.

4. Все ли было понятно?

5.Понравился ли урок.

6.Как ты оцениваешь свою работу на уроке.

Лист самооценки

Фамилия  Имя  

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Зеленый

Желтый

Красный

1. Актуализация знаний.

2. Определение темы и   цели урока.

3. Работа  в группе.

4. Все ли было понятно?

5.Понравился ли урок.

6.Как ты оцениваешь свою работу на уроке.



Предварительный просмотр:

                                                                           Тест «Природная  зона  лесов».

1) Природная зона лесов состоит из:

а) двух частей;

б) трёх частей;

в) четырёх частей.

2) Самую большую территорию занимают:

а) широколиственные леса;

б) смешанные леса;

в) тайга.

3) В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) сосны, дубы, ели;

в) лиственницы, пихты, липы, ели.

4) Лесным исполином называют:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

Тест «Природная  зона  лесов».

1) Природная зона лесов состоит из:

а) двух частей;

б) трёх частей;

в) четырёх частей.

2) Самую большую территорию занимают:

а) широколиственные леса;

б) смешанные леса;

в) тайга.

3) В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) сосны, дубы, ели;

в) лиственницы, пихты, липы, ели.

4) Лесным исполином называют:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

Тест «Природная  зона  лесов».

1) Природная зона лесов состоит из:

а) двух частей;

б) трёх частей;

в) четырёх частей.

2) Самую большую территорию занимают:

а) широколиственные леса;

б) смешанные леса;

в) тайга.

3) В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) сосны, дубы, ели;

в) лиственницы, пихты, липы, ели.

4) Лесным исполином называют:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

Тест «Природная  зона  лесов».

1) Природная зона лесов состоит из:

а) двух частей;

б) трёх частей;

в) четырёх частей.

2) Самую большую территорию занимают:

а) широколиственные леса;

б) смешанные леса;

в) тайга.

3) В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) сосны, дубы, ели;

в) лиственницы, пихты, липы, ели.

4) Лесным исполином называют:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."

Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области.  Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России...

разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО

В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...

открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс

Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...

Конспект урока по Окружающему языку тема "Природные зоны России" 4 класс

Конспект урока по Окружающему языку  в 4 классе по теме "Природные зоны России" с использованием карточек сайта Учи.ру...