Урок по окружающему миру в 4 классе . Тема:" Леса России".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

урок окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._ur._4_-_b_kl_okr._m.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект урока по окружающему миру 4 класс.

       Тема урока: « Леса России».

       Преподаватель: Кашина  Таисия  Васильевна

       Место работы: ГБОУ  СОШ  №2  п.г.т.   Суходол

        Должность: учитель   начальных  классов

        Предмет: окружающий мир.

         4 -  класс

        Тема: «Леса России».

        Урок № 1

        Базовый учебник:  УМК  «Школа России» ФГОС   А. А. Плешаков,                         Окружающий мир. 4 класс.

       Цель  урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

      Задачи :

      Обучающие: ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Развивающие: развивать интерес к предмету окружающий мир, умение объяснять своё  отношение к прочитанному , развивать любознательность, творческие способности.

         Воспитывающие: воспитывать бережное и внимательное отношение  к

                                   окружающей нас природе; способствовать формированию коммуникативных компетенций,  навыков учебного

            сотрудничества.

       Тип урока: изучение нового материала.

        Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Оборудование:

        - атлас - определитель;

         - энциклопедии «Я познаю мир. Растения.», «Я познаю мир. Животные»

         - электронное приложение к учебнику;

         - Прокласс

         - гербарий.

Использование технологий: здоровье сберегающие, ИКТ

                                     Ход урока.

1Организационный момент.  Приветствие       (1 минута)

2.Актуализация опорных знаний . (Использование Прокласса) (выполняет 13чел.)

Тест.

  1. Зона тундры расположена:

а) севернее зоны арктических пустынь

б) южнее зоны арктических пустынь

     в) вдоль берегов южных морей.

2. В тундре:

    а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности

    б) длинная суровая зима и жаркое лето

    в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето

3. Главное занятие коренного населения тундры:

    а) рыболовство

    б) оленеводство

    в) земледелие

4. К тундровым растениям относятся:

   а) верблюжья  колючка, саксаул, кактус

   б) карликовая ива, мох ягель, черника

   в) кедр, осина, пальма

5. В тундре обитают:

   а) тюлени, моржи, киты

   б) песцы, лемминги, волки

   в) верблюды, лошади, коровы

6. Верная схема цепи питания:

  а) растения – лемминги – полярные совы

  б) комары, мошки – полярные куропатки -  песцы

  в) растения  - кречеты – волки

7. Тундровый заповедник расположен на:

    а) полуострове  Ямал

    б) полуострове Таймыр

    в) Кольском  полуострове

Графический диктант.

- В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – «-«

 (Таблицу заполняют 7человек)

№п/п

                         Утверждение

Знак «+», «-«

    1

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

    2

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

    3

В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день

   4

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

    5

Редкими животными тундры считают краснозобую

казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя.

    6

Растения тундры высоко тянутся к солнцу

    7

Ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

    8

Дикие северные олени обычно живут  стадами

    9

В тундре добывают нефть и природный газ.

   10

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Индивидуальное задание по карточке. (выполняют 5 человек)

- Запишите две – три цепи питания, сложившиеся в тундре.

- Перечислите экологические проблемы тундры.

- Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

Сообщения учащихся. (7мин)

- О каком животном или растении тундры вы подготовили сообщение?

- Какое сообщение вам понравилось больше и почему?

3.Самоопределениие к деятельности.

 - Послушайте стихотворение.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?                                          

- Тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать?

- Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес….? Что значит дремучий?

- Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие  светлые?  Спрогнозируйте, что ещё будет характерно для лесной зоны.

( Записать на доске предположения детей)

 - Проверим ваши предположения во время урока.

4. Работа над новым материалом.

  А) Работа с картой.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

( Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она  обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно – Европейской  и Западно – Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная  зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она обозначена тёмно – зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёным, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса – светло  - зелёным.)

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток закрашенный более тёмным цветом. Что это? ( Лесотундра)

- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

В) Работа в группах.

- На с. 95 – 96  учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь  с ними, выберите то задание, которое будите выполнять. 1 ряд – первая группа, 2 ряд -    вторая группа, 3 ряд – третья группа.

План работы для первой группы.

1.Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего  у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

План работы для второй группы.

1 Расположение  смешанных и широколиственных лесов.

  1. Природные условия в этих лесах.
  2. Что объединяет растения этих лесов?
  3. Какие растения растут в этих лесах?

План работы для  третьей  группы.

1.Животный мир тайги.

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3.Цепи питания, характерная для тайги.

  1. Первичное закрепление.

Сообщения   учащихся.

  Рассказ первой, второй, третьей  группы.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа по новой теме.

А) выполнение задания в рабочей тетради.

- Поработаем в парах и выполним задание 1 на с. 46

( Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают лесные зоны на контурной карте.)

- Выполним задание  2 на с. 47, работая в группах.

- Выполним  задание  3 на с. 48.

( Ученики находят и закрашивают контуры животных, составляют список  этих животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь,

глухарь.)

б) Работа с CD.

( просмотр презентации)

  1. Подведение итога урока.

- Какие леса образуют  лесную зону? ( Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

- Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

( Обратить  внимание детей на доску.)

- Чьи предположения оказались верными?

9. Рефлексия.

- Дополните предложение: « Теперь я знаю, что……)

- Где могут пригодится новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

10. Домашнее задание.

 Прочитать текст с. 95 – 102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Что умеет компьютер?"...

Урок по окружающему миру (2 класс,УМК "Школа России") на тему "Пожар!"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по теме "Пожар!" (2 класс). На уроке дети  вспомнят правила противопожарной безопасности, составят памятку "Как вести себя во время пожара" и т.д. Использ...

Урок по окружающему миру (3 класс, УМК "Школа России"),по теме "Путешествие по планете"

Презентация к уроку по теме "Путешествие по планете" поможет учителю построить урок в форме путешествия и позволит ученикам в увлекательной форме познакомиться с нашей планетой....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Урок по Окружающему миру 4 класс Тема: «Леса Росси».

Урок по Окружающему миру 4 классТема: «Леса Росси»....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

План-карта урока по окружающему миру, 4 класс Тема: "Леса России"

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов...