План-карта урока по окружающему миру, 4 класс Тема: "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц

Основные
понятия

тайга, смешанный лес, широколиственный лес

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_15.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 15. ЛЕСА РОССИИ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц

Основные
понятия

Тайга, смешанный лес, широколиственный лес


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучат в записи голоса птиц.

Читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский.)

В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания:

кроссворд.

– Разгадайте кроссворд .

Задания:

1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре.

2. Перечислите экологические проблемы тундры.

Разгадывают кроссворд.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная, кол-

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана-

Устные ответы,

выполненные

задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Индивидуальная работа
по карточкам

3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни

лективная

логию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

III. Изучение нового материала

Работа
с картой.

Рассказ учителя о растительном мире зоны лесов.

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

Какая поверхность у зоны лесов?

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

– Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Показывают
на карте.

Отвечают
на вопросы.

Слушают учителя. Сравнивают на доске картины «Хвойный лес»
и «Смешанный лес».

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику

Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. емонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.
Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), назовите животных этой зоны.

Выполняют
задание

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание

проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

IV. Практическая деятельность

Составление схемы «Леса России».

Составление цепей питания.

Задания
из электронного приложения к учебнику

– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

Используя иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

1. Растения → заяц-беляк → рысь;

2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Заполняют схему в тетради.

Составляют цепи питания.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические сред-

ства; моделируют
и преобразовывают модели разных типов; строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую

Устные ответы,

записи
в тетради


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

саморегуляцию в ситуации затруднения

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– С какой природной зоной познакомились?

– В каких лесах вы были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 105).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания


Ресурсный материал

Кроссворд

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)

11. Олений мох. (Ягель.)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)

Ключевые слова: ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК.

Краткое описание животных зоны лесов России

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Леса России"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Леса России". Программа "Школа России" 4 класс....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесо...

Урок окружающего мира по теме "Леса России".

Урок с использованием оборудования ФГОС....

Урок окружающего мира по теме Леса России в 4 классе

Через технологии системно-деятельностного подхода  формировать: 1)      Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.2)      Умен...

Урок окружающего мира по теме: "Леса России"

Урок разработан для учащихся 4 класса по УМК "Школа России". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Дети выступают в роли настоящих исследователей самостоятельно добывая знания о растительном ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Леса России. Лес и человек».

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зо...