Урок окружающего мира по теме: "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок разработан для учащихся 4 класса по УМК "Школа России". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Дети выступают в роли настоящих исследователей самостоятельно добывая знания о растительном и животном мире зоны лесов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира по теме «Леса России»

     Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: с тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование:

- ноутбук;

- интерактивная доска Smart Board;

- презентация;

- электронное приложение к учебнику;

- карта природных зон России;

- музыкальная запись «Звуки леса»;

- музыкальная запись песни «Во поле берёзка стояла».

Этап урока

Ход урока

Примечание

Орг.момент

Актуализация знаний

Самоопределе

ние к деятель

ности

Сообщение темы урока

Открытие нового знания

Физминутка

Закрепление изученного

Рефлексия

Итог урока

Выставление отметок

Домашнее задание

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

- Прочитайте фразу на слайде и дополните её.

Я ожидаю от сегодняшнего урока……….

Кто желает поделиться своими мыслями?

(Ответы детей)

- А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хороший урок!

- С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем занятии? (Зона тундры.)

– Покажите на карте природных зон зону тундры.
– Вспомним, что мы узнали о зоне тундры. Составьте описание природных условий зоны тундры, выбирая из списка правильные ответы.

-На фотоконкурс «Природа тундры» поступило большое количество фотографий.

Помогите жюри выбрать те, которые действительно имеют отношение к теме фотоконкурса.(Морошка- кустарник, ягель или олений мох, является пищей для северных оленей, северный олень-символ тундры, холодная безлесная равнина, лемминг-грызун, пища для сов.)

Послушайте аудиозапись и скажите, где мы можем услышать такие звуки. (Подобные звуки мы можем услышать в лесу)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о лесе)

  -Откройте учебник на с.95 и проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте тему урока.Совершенно верно! Какие вы молодцы, вы сами назвали тему нашего урока. Тема урока «Леса России».

Послушайте стихотворение Ивана Никитина

Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый, 
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык 
Твое молчание немое
И твой таинственный язык, 
Как что-то близкое, родное.

     Писатели и поэты очень часто воспевали русский лес в своих произведениях.

-А какие стихотворения, рассказы, сказки о лесе, о растениях вы знаете? (С.Есенин «Береза», «Черемуха»)

На полотнах художников, мы можем часто видеть лесные пейзажи. Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишикина «Смешанный лес». А вот картина Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». Именно таким мы можем увидеть лес, если отправимся на прогулку сегодня.

- Как вы думаете, как будет называться природная зона, которую мы будем сегодня изучать?(Зона лесов)

Как вы правильно догадались, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов. 

- Как вы думаете, каким цветом изображена данная зона? Почему? (Зелёным. Потому что деревья, их листва ассоциируются с зеленым цветов.)

Откройте карту природных зон России на с. 72-73 вашего учебника. Точно такая же карта висит у меня на доске.

Посмотрите, как зону лесов показываю я.

- Рассмотрите зону лесов.  

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена разными оттенками зелёного цвета. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

     Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.   

     Вы наверно заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом.

-Что это? (Это лесотундра) Это плавный переход от зоны тундры к зоне лесов.

– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?


Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее. И на уроке вы сами мне это докажете.

     Но перед тем, как вы почувствуете себя в роли настоящих исследователей, нам нужно набраться сил и отдохнуть.

Учитель проводит физминутку под песню «Во поле березка стояла».

Во поле берёза стояла, (Поворот туловища на месте)

Во поле кудрявая стояла.(Круговые движения руками)

 Люли люли, стояла,(Наклоны туловища с поднятыми руками вверх вправо)

 Люли люли, стояла. (Наклоны туловища с поднятыми руками вверх влево)

Некому берёзу заломати, (Наклон туловища вперед)

Некому кудряву заломати. (Наклон туловища назад)

Люли люли, заломати,(Наклоны туловища с поднятыми руками вверх вправо)

Люли люли, заломати. (Наклоны туловища с поднятыми руками вверх влево)

Я ж пойду погуляю, (Шаг на месте)

Белую берёзу заломаю. (Движения руками вперед)

Люли люли, заломаю, (Наклоны туловища с поднятыми руками вверх вправо)

Люли люли, заломаю(Наклоны туловища с поднятыми руками вверх влево)

Мы неслучайно сели таким образом. Сейчас вы будете работать в группах.

Первая группа получает название «Ботаники тайги»– расскажет о том, какие деревья растут в тайге.

Ребята из второй группы будут «зоологами» – они расскажут о том, каких животных можно встретить в тайге.

Третья группа-«Ботаники смешанных и шикоролиственных лесов» – расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах

     Итак, каждая группа получит задание и план ответа. Для подготовки сообщения вы можете пользоваться учебником и атласом –определителем. Выберите капитана вашей группы. Распределитесь кто на какой вопрос будет отвечать.

Группа № 1. Ботаники тайги

(Учебник с.96-97+атлас-определитель        )

1.Что называют тайгой? Природные условия тайги.

2.Какие деревья растут в тайге? Что у них общего?

3.Расскажите о ели.

4.Расскажите о сосне.

5.Расскажите о лиственнице.

6.Расскажите о пихте.

Группа № 2.

(Учебник с. 97-100)

1. Перечислите животных тайги.

2. Расскажите о кедровке.

3. Расскажите о бурундуке.

4. Расскажите о летяге.

5. Расскажите о соболе.

Группа № 3.

(Учебник с. 101+атлас-определитель           )

1.Расположение и природные условия смешанных лесов. Почему зона получила такое название?

2.Расскажите о зоне широколиственных лесов. Почему зона получила такое название?

3.Перечислите, какие растения растут в этой зоне?

4.Расскажите о дубе.

5.Расскажите о клёне.

Учитель выслушивает выступление каждой группы. Добавляет и комментирует их ответы.

Приблизительные ответы групп

Группа № 1.

     1.Тайга-это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья менее требовательные к теплу.

     2. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

     3. Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно.

     4.Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (демонстрация картины «В сосновом лесу»).

     5.Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Лиственница  самая распространённая порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса. Лиственницу по праву можно было бы изобразить на гербе России.

    6.Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх .

     А вот еще одно дерево тайги. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Вывод: тайга-это хвойный лес. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. В тайге растут такие деревья как ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.

Группа № 2.

    1.Разнообразен животный мир тайги. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.

2.Кедровка – таёжная птица. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи, но часть этих орехов она потом не находит.  Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.

3.Бурундук – маленький зверёк, похожий на белку. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе. Питается кедровыми орехами.

4.Летяга – родственница белки. Но в отличие от нее летяга умеет летать, точнее планировать на расстояние до 50 метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожаные складки между передними и задними ногами.

5.Соболь – хищник. Его основная добыча-грызуны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничножили.

Вывод: животный мир тайги очень разнообразен. Тайга – это дом для кедровки, бурундука, летяги, соболя, зайца, бурого медведя и других животных.

Группа № 3.

1.Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

   

     В зоне смешанных лесов мы можем встретить большое количество берез. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами. Посмотрите, как художник И.Левитан изобразил березовый лес.

    А вот осина. Она примечательна тем, что ее округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Про человека, который сильно замёрз, в народе говорят «Дрожит как осина на ветру». Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки.

- Обратите внимание, какого размера листья у этих деревьев? (Небольшие)

     Значит в зоне смешанных лесов растут лиственные деревья с небольшим размером листьев.

2.Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.

3.В этой зоне растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.

4.Дуб можно узнать по листьям. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба-желуди.

Посмотрите на картину И.И.Шишкина «Дубы». Вот как художник передал красоту и мощь этого дерева.

5.Клён. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный. Но есть и другие разновидности клёна. Клён татарский имеет овальные листья, а у американского клёна каждый лист состоит из 3-5 листочков.

     А вот липа. Кора и древесина этого дерева используются очень широко. Из древесины делали заготовки для ложек. А из коры, которая называется лыко, плели лапти. Всё шло в дело. Вот откуда пошло выражение «Ободрать как липку».

    Вот еще деревья смешанных лесов: ясень и вяз.

Какого размера листья у этих деревьев?(Большие, крупные, широкие)

-Чем отличаются лиственные растения от широколиственных? (Размером листьев.)

-В какой природной зоне растут лиственные деревья?(В зоне смешанных лесов)

-А широколиственные деревья? (В зоне широколиственных лесов)

Вывод: зона смешанных лесов получила свое название потому, что в ней как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

В смешанных лесах мы можем встретить лиственные деревья (берёзу, осину) и хвойные. В зоне широколиственных лесов растут такие растения, как дуб, клён, липа, ясень, вяз. Листья у них широкие, отсюда и название.

А сейчас посмотрим, насколько вы были внимательными. Выполним задание.

     1)Сгруппируйте названия пород деревьев в зависимости от места их произрастания.

     2)Разгадайте «лесные» загадки.

Соедините стрелками описание растения или животного и его изображение.

     У каждой группы на парте лежит набор полосок разных цветов. Оцените свою работу на уроке.

Зеленый- я хорошо поработал на уроке, был активен и всё понял.

Желтый – я хорошо поработал на уроке, но был недостаточно активен, и у меня не всё получилось.

Красный - я не понял материал.

       Прикрепите к плакату полоску с нужным цветом.

     Какое красивое дерево у нас получилось! Настоящее дерево из зоны лесов.

-С какой природной зоной мы познакомились на уроке?(С зоной лесов)

- Какие леса образуют лесную зону?(Тайга, смешанный лес, широколиственный лес)

с.95 – 102 чит., с.101 в т., Р.т. с.46 № 1, № 2

Слайд № 1

Слайд № 2

Работа с картой

Работа с электронным приложением к учебнику. Раздел «Природа России. Тундра»

Слайд № 3

Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»

Слайд № 4

Слайд № 5

Работа с картой

Показ учителем на карте

Слайд № 6

Работа в группах

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд № 29

Слайд № 30,31

Слайд № 32

Работа с электронным приложением к учебнику. Раздел «Природа России. Леса России»

На доске висит плакат с изображением дерева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"

конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесо...

Урок окружающего мира по теме "Леса России".

Урок с использованием оборудования ФГОС....

Урок окружающего мира по теме Леса России в 4 классе

Через технологии системно-деятельностного подхода  формировать: 1)      Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.2)      Умен...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Леса России. Лес и человек».

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зо...

Урок по окружающему миру на тему "Леса России"

Тема:Леса России.Учитель: Васина А.А.Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне;познакомить с географическим положением зоны лесов, счастями зоны лесов: тайгой, смешанным и широко...